Подготовки грузовых и пассажирских поездов 3 страница
В грузовых поездах повышенной длины (длиной более 350 осей) отпуск автотормозов производить постановкой органа управления крана машиниста в положение обеспечивающем повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кгс/см2 ) выше зарядного давления с последующим переводом органа управления крана машиниста в поездное положение.
Осмотрщики вагонов обязаны проверить отпуск тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на отпуск по уходу штока тормозных цилиндров и отходу колодок от поверхности катания колес.
При выявлении, не сработавших на отпуск, воздухораспределителей не разрешается выполнять их отпуск вручную до выяснения причин неотпуска. Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.
По окончании полного опробования тормозов выдается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии.
IV.1.2 Полное опробование тормозов в пассажирских поездах с локомотивной тягой
49 Перед проведением полного опробования тормозов убедиться в выключенном источнике питания электропневматического тормоза на локомотиве.
50 При полном опробовании автоматических тормозов пассажирских поездов выполняют:
- проверку свободности прохождения сжатого воздуха до хвостового вагона состава поезда и целостности тормозной магистрали поезда. Проверку осуществляют после полной зарядки тормозной сети поезда путем открытия последнего концевого крана хвостового вагона. При проверке целостности тормозной магистрали поезда необходимо убедиться в свободности прохождения сжатого воздуха по ней и срабатывании ускорителей экстренного торможения воздухораспределителей.
При наличии в поезде более трети вагонов с включенными пассажирскими тормозами со ступенчатым отпуском (западноевропейского типа) перед проверкой целостности тормозной магистрали машинист должен перевести управляющий орган крана машиниста в положение, не обеспечивающее поддержания сжатого воздуха в тормозной магистрали после торможения, а после срабатывания автотормозов локомотива, снижения давления в тормозной магистрали и уравнительном резервуаре управляющий орган крана машиниста перевести в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения.
Отпуск тормозов поезда производить установкой управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного до зарядного давления и продолжить зарядку тормозной магистрали в поездном положении;
- проверку плотности тормозной магистрали поезда проводит осмотрщик вагонов при отключенном питании тормозной магистрали поезда (комбинированным краном или краном двойной тяги). По истечении 20 секунд после отключения питания тормозной магистрали замеряют снижение давления в тормозной магистрали: снижение давления допускается не более чем на 0,02 МПа (0,2 кгс/кв.см) в течение 60 секунд (1 минуты) или 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) - в течение 150 секунд (2,5 минут);
- проверку действия электропневматических тормозов на торможение и отпуск проводят при включенном источнике электрического питания электропневматического тормоза и выключенном переключателе дублированного питания проводов на локомотиве.
Проверку производят путем служебного торможения до получения давления в тормозных цилиндрах локомотива 0,10-0,20 МПа (1,0-2,0 кгс/кв.см). При этом при торможении напряжение источника питания должно быть не ниже 45 В.
При положении служебного торможения управляющего органа крана машиниста на световом сигнализаторе пульта машиниста должна загореться лампа "Т", а при переводе управляющего органа крана в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, лампа "Т" должна погаснуть и загореться лампа "П".
Осмотрщики вагонов обязаны проверить действие на торможение электропневматических тормозов во всем поезде и убедиться в их нормальной работе.
После проверки действия на торможение электропневматических тормозов необходимо отключить электрическое питание электропневматического тормоза на локомотиве и поставить управляющий орган крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного торможения после торможения. Через 15-25 секунд, когда произойдет отпуск тормозов в поезде, включить питание электропневматического тормоза на локомотиве.
Осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у всех вагонов.
В случае выявления осмотрщиками неотпустившего тормоза у одного из вагонов неисправный электровоздухораспределитель должен быть заменен, а полное опробование электропневматических тормозов выполнено повторно с проверкой действия у отремонтированного вагона;
- напряжение в цепях электропневматического тормоза в режиме торможения на хвостовом вагоне должно быть более 30 В;
- проверку действия автоматических тормозов на торможение и отпуск после полной зарядки тормозной сети.
Для проверки автотормозов на торможение необходимо снизить давление в уравнительном резервуаре за один прием на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/кв.см) от зарядного давления.
Осмотрщики вагонов не ранее чем через 120 секунд (2 минуты) после выполненного торможения обязаны проверить состояние и действие тормозов по всему поезду у каждого вагона и убедиться в их нормальной работе на торможение по выходу штоков тормозных цилиндров и прижатию колодок к поверхности катания колес. На вагонах с дисковыми тормозами срабатывание на торможение вагонов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.
Перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более полное опробование выполнять от локомотива или стационарной установки с автоматической регистрацией параметров с выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии в течение 600 секунд (10 минут), после чего осмотрщики вагонов приступают к проверке тормозов.
По окончании проверки действия автоматических тормозов на торможение с последующим отпуском тормозов через кран машиниста осмотрщики вагонов должны проверить отпуск тормозов у каждого вагона по уходу штока тормозного цилиндра и отходу колодок от колес.
На вагонах с дисковыми тормозами отпуск тормозов проверяется по показаниям манометров и сигнализаторов торможения, расположенных на боковых стенах вагонов в видимой для осмотрщика зоне.
В случае выявления при выполнении полного опробования автотормозов в поезде с вагонами, оборудованными дисковыми тормозами, продолжительного времени выхода воздуха через кран машиниста после ступени торможения, опробование прекратить до устранения неисправности обратного клапана одного из вагонов.
Все выявленные неисправности тормозного оборудования на вагонах должны быть устранены и действие тормозов у этих вагонов вновь проверено.
IV.2 Сокращенное опробование тормозов
IV.2.1 В грузовых поездах
51 При сокращенном опробовании тормозов проверяют:
- плотность тормозной магистрали. Плотность тормозной магистрали поезда должна соответствовать данным "Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии";
- срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов на торможение и отпуск после снижения давления в уравнительном резервуаре локомотива на 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/кв.см) с зарядного давления.
52 Если сокращенное опробование тормозов в поездах выполняется после полного опробования от стационарной установки или локомотива, осмотрщики вагонов и машинист обязаны проверить:
- зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленным как при полном опробовании тормозов;
- целостность тормозной магистрали поезда; - плотность тормозной сети поезда при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали;
- действие тормозов 2-х хвостовых вагонов на торможение порядком, установленным как при полном опробовании тормозов;
- плотность тормозной сети поезда после ступени торможения 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/см2 ) и перевода управляющего органа крана машиниста в положение, обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, с проверкой действия тормозов 2-х хвостовых вагонов;
- отпуск тормозов поезда производить переводом органа управления крана машиниста в положение повышения давления в тормозной магистрали на 0,03-0,07 МПа (0,3-0,7 кгс/см2 ) выше зарядного давления с замером времени отпуска 2-х хвостовых вагонов (при длине грузового поезда менее 100 осей замер времени отпуска тормозов двух хвостовых вагонов не производится).
В грузовых поездах повышенной длины (длиной более 350 осей) отпуск автотормозов производить постановкой органа управления крана машиниста в положение обеспечивающем повышение давления в тормозной магистрали выше зарядного до получения давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,07 МПа (0,5-0,7 кгс/см2 ) выше зарядного давления с последующим переводом органа управления крана машиниста в поездное положение. По окончании этого опробования машинисту вручается «Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» как при полном опробовании.
53 При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов выполняется проверка целостности и плотности тормозной магистрали поезда как при полном опробовании тормозов, а затем сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой действия у каждого прицепленного вагона с замеров времени отпуска двух последних вагонов.
IV.2.2 В пассажирских поездах
54 Перед проведением сокращенного опробования тормозов машинист обязан выключить источник питания электропневматического тормоза на локомотиве.
55 В пассажирских поездах выполняется сокращенное опробование сначала электропневматических тормозов, а затем автотормозов.
Опробование электропневматических тормозов выполняется порядком, аналогичным их полному опробованию с проверкой действия тормозов двух хвостовых вагонов.
56 При выполнении сокращенного опробования автотормозов проверяют срабатывание тормозов двух хвостовых вагонов на торможение и отпуск. Отпуск производят переводом управляющего органа крана машиниста в поездное положение.
57 При прицепке к прибывшему поезду вагона или группы вагонов выполняется проверка целостности и плотности тормозной магистрали как при полном опробовании тормозов, а затем сокращенное опробование тормозов с обязательной проверкой их действия у каждого прицепленного вагона.
IV.3 Опробование тормозов в поездах с составом из недействующих локомотивов или вагонов мотор-вагонного подвижного состава
58 Полное опробование автотормозов в сплотках из недействующих локомотивов или вагонов мотор-вагонного подвижного состава выполняют осмотрщики вагонов вместе с проводниками сплоток. На станциях, где не предусмотрены осмотрщики вагонов, сокращенное опробование выполняется машинистом головного локомотива совместно с проводником сплотки.
59 Опробование автотормозов в сплотке необходимо выполнять, соблюдая условия так же, как при опробовании автотормозов поезда соответствующего вида движения. После полного опробования автотормозов машинисту ведущего локомотива осмотрщиком вагонов или работником, на которого эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры, выдается "Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии".
IV.4 Особенности опробования тормозов в поездах повышенного веса и длины
IV.4.1 При постановке локомотива в голове состава
60 Подготовку и опробование тормозного оборудования в составе выполнять от стационарного устройства (зарядное давление 0,49-0,51 МПа (5,0-5,2 кгс/кв.см). При раздельной подготовке и опробовании автотормозов в двух составах, находящихся на разных путях, от стационарных установок или локомотивов с последующим их соединением зарядное давление для составов должно быть 0,47-0,49 МПа (4,8-5,0 кгс/кв.см). Такие же зарядные давления должны иметь локомотивы, обеспечивающие маневровые передвижения этих составов при их соединении.
Порядок подготовки и опробования автотормозов составов должен быть отражен в технико-распорядительных документах владельца инфраструктуры.
61 В каждом из составов, готовящихся для объединения в поезд повышенного веса и длины на разных путях станции, выполнять полное опробование автотормозов от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров. Зарядку тормозных магистралей и полное опробование автотормозов от локомотивов на разных путях подготавливаемых составов для объединения в поезд повышенного веса и длины выполнять только в случае отсутствия на станции стационарной установки с автоматической регистрацией параметров.
62 После объединения предварительно подготавливаемых на разных путях станции составов, прицепки поездного локомотива, соединения рукавов тормозной магистрали и открытия концевых кранов, зарядки сжатым воздухом проверяется:
- целостность тормозной магистрали поезда;
- зарядное давление в магистрали хвостового вагона порядком, установленным как при полном опробовании тормозов, Показания давления в тормозной магистрали хвостового вагона должно быть не менее 0,45 МПа (4,6 кгс/кв.см); - плотность тормозной сети поезда при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали;
- плотность тормозной сети поезда после ступени торможения 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/кв.см) и перевода управляющего органа крана машиниста в положение обеспечивающее поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, с проверкой действия тормозов 2-х хвостовых вагонов с замером времени их отпуска.
По окончании этого опробования машинисту вручается "Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии" как при полном опробовании.
63 При опробовании автотормозов сформированного поезда от локомотива не менее чем через 120 секунд (2 минуты) после ступени торможения при нахождении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали после торможения, проверить плотность тормозной магистрали поезда аналогично установленной проверке при поездном положении управляющего органа крана машиниста. При этом плотность тормозной магистрали поезда при положении управляющего органа крана машиниста в положении, обеспечивающем поддержание заданного давления в тормозной магистрали не должна уменьшиться более чем на 10%.
64 Значение давления в магистрали хвостового вагона поезда записать в "Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии". Величину давления в магистрали хвостового вагона определять по показанию специального манометра, подсоединенного к рукаву тормозной магистрали хвостового вагона.
IV.4.2 При опробовании тормозов соединенного поезда с автономными тормозными магистралями
65 В длинносоставных поездах в зимнее время на станции с одним осмотрщиком вагонов по разрешению владельца инфраструктуры допускается отметку о выполнении сокращенного опробования тормозов в "Справках об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии" выполнять машинисту поезда.
IV.4.3 При опробовании тормозов соединенного поезда с объединенной тормозными магистралями
66 Полное опробование автотормозов у поездов, подлежащих соединению на станции, выполняется у каждого состава раздельно с выдачей машинистам "Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии" (Приложение 2).
После соединения поездов и объединения тормозной магистрали необходимо проверить целостность тормозной магистрали в составе поезда и исправное действие датчиков контроля состояния тормозной магистрали локомотивов обоих поездов. 67 При формировании поездов на станциях, имеющих пункты технического обслуживания, в каждом из составов, подлежащих объединению, должно выполняться полное опробование автотормозов до их объединения. После объединения составов, до зарядки и проверки плотности тормозной магистрали проверяют целостность тормозной магистрали между локомотивами, распределенными по составу, по срабатыванию сигнальной лампы датчика контроля состояния тормозной магистрали.
В этих случаях порядок выдачи "Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии" (Приложение 2) устанавливает руководитель подразделения владельца инфраструктуры.
68 Для проверки плотности тормозной магистрали при поездном положении управляющего органа крана машиниста принимать следующие допускаемые минимальные значения времени снижения давления в главных резервуарах на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см) в зависимости от числа осей в составе на каждые 1000 л объема главных резервуаров.
Число осей 351-400 401-500 501-600 601-700 701-780
Время, с 15 13 10 9 8
При подключении в голову состава локомотива (локомотивов) с большим объемом главных резервуаров указанное время определяется путем пропорционального увеличения в зависимости от увеличившегося их объема.
Отпуск автотормозов выполнять с завышением давления в уравнительном резервуаре на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/кв.см) выше зарядного давления.
IV.5 Особенности опробования тормозов у пересылаемого мотор-вагонного подвижного состава.
69 Опробование автотормозов у пересылаемого мотор-вагонного подвижного состава производят осмотрщики вагонов вместе с проводниками мотор-вагонного подвижного состава, а там, где нет работника вагонного хозяйства, - проводники мотор-вагонного подвижного состава. После полного опробования тормозов машинисту ведущего локомотива выдается "Справка об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии".
70 На станции отправления, где не предусмотрены должности осмотрщиков вагонов, опробование автотормозов производят работники, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры, вместе с проводниками мотор-вагонного подвижного состава. На таких станциях полное опробование автотормозов производится без вручения машинисту ведущего локомотива "Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии", а данные о количестве вагонов и серии мотор-вагонного подвижного состава, тормозном нажатии с учетом веса и тормозных средств ведущего локомотива, дате, времени полного опробования автотормозов, плотности тормозной сети машинист ведущего локомотива записывает на скоростемерной ленте и в журнал технического состояния локомотива установленной формы, хранящийся на этом локомотиве, и расписывается вместе с помощником.
IV.6 Технологическое опробование тормозов в грузовых поездах
71 Машинист после восстановления зарядного давления обязан проверить:
- плотность тормозной магистрали при поездном положении управляющего органа крана машиниста, которая не должна отличаться от плотности, указанной в "Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии", более чем на 20 % в сторону уменьшения или увеличения (при изменившемся объеме главных резервуаров вследствие передачи управления машинисту второго локомотива изменить эту норму и установить контроль (пропорционально объему главных резервуаров). Если при проверке плотности тормозной магистрали машинист обнаружит изменение более, чем на 20 % от указанной величины в "Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии", выполняется сокращенное опробование автотормозов с отметкой в "Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии";
- действие тормозов на торможение и отпуск на вагонах в головной части поезда, конкретное количество которых, но не менее пяти, устанавливается в технико-распорядительных документах владельца инфраструктуры в зависимости от количества осей и условий вождения поездов. Проверка проводится при ступени торможения 0,06-0,07 МПа (0,6-0,7 кгс/кв.см).
72 Если на локомотиве, оборудованном датчиком контроля состояния тормозной магистрали, его сигнальная лампа загорается на стоянке, проверить исправность датчика ступенью торможения, при которой сигнальная лампа должна погаснуть. Убедившись в работоспособности датчика контроля состояния тормозной магистрали, выполнить сокращенное опробование автотормозов.
73 На станциях, где имеются штатные осмотрщики вагонов, в случаях указанных в п. 71 и 72 сокращенное опробование выполняется осмотрщиками по заявке машиниста, а где эта должность не предусмотрена - работниками, на которых эта обязанность возложена владельцем инфраструктуры.
74 Если в хвост грузового поезда прицеплен подталкивающий локомотив, тормозная магистраль которого включена в общую магистраль поезда, и радиосвязь действует исправно или при наличии автоматической системы, позволяющей машинисту контролировать величину давления в тормозной магистрали хвостового вагона, то контроль состояния тормозной магистрали поезда, в указанных выше случаях, соответственно выполняют машинист подталкивающего локомотива по показаниям манометра тормозной магистрали и срабатыванию сигнальной лампы датчика состояния тормозной магистрали или машинист головного локомотива по показаниям индикатора автоматической системы. Плотность и целостность тормозной магистрали при этом не проверять, а также не выполнять торможение и отпуск автотормозов.
75 Перед отправлением поезда машинист подталкивающего локомотива обязан сообщить по радиосвязи величину давления в тормозной магистрали хвостового вагона машинисту головного локомотива.
IV.7 Опробование тормозов одиночно следующего локомотива
76 На первой станции отправления локомотивная бригада обязана проверить действие автоматического и вспомогательного тормозов локомотива, а на промежуточных станциях действие вспомогательного тормоза.
77 Опробование необходимо выполнять снижением давления в уравнительном резервуаре краном машиниста с зарядного давления на 0,05-0,06 МПа (0,5-0,6 кгс/кв.см), а при воздухораспределителе, действующем через кран вспомогательного тормоза - на 0,07-0,08 МПа (0,7-0,8 кгс/кв.см).
При этом должно происходить срабатывание воздухораспределителей и подаваться сигнал срабатывания датчика контроля состояния тормозной магистрали, который после наполнения тормозных цилиндров должен погаснуть.
78 После окончания проверки необходимо установить управляющий орган крана машиниста в поездное положение, при котором тормоз должен отпустить, а колодки (накладки) должны отойти от колес (дисков).
79 Действие вспомогательного тормоза проводить постановкой управляющего органа вспомогательного тормоза в последнее тормозное торможение и достижением максимального давления в тормозных цилиндрах.
Наименование железнодорожной
администрации
Штемпель станции Время выдачи ________ ч ________ м
СПРАВКА
об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии
Локомотив серия N _________ " " _________ 20 __________ г.
Поезд N ________ весом ________ тс. Всего осей _________
Требуемое нажатие колодок (накладок) в тс ________________________
Ручных тормозов в осях _______________________________
Тормозное нажатие на ось, тс | Количество осей | Нажатие колодок (накладок), тс | Другие данные |
1,25 3,0 3,5 4,5 5,0 5,5 6,0 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 10,0 11,0 11,5 12,0 13,0 14,0 15,0 16,0 18,0 19,0 21,0 | ТЦПВ ВСТР ДПВ ВО2ХВ | ||
Всего |
Наличие ручных тормозных осей ______________________________
Плотность тормозной сети поезда при II/IV положениях управляющего органа крана
машиниста____________________________________________
Напряжение в хвосте поезда ЭПТ ______________________________
Хвостовой вагон N __________________________________________
Подпись ______________________Фамилия______________________
Оборот справки
Отметка о производстве опробования тормозов в пути следования
Станция или место опробования тормозов | Вид опробо- вания | При изменении состава и веса поезда | Подпись | |||
Вес поезда | Всего осей | Нажатие колодок (накладок), тс | ||||
требуе- мое | факти- ческое | |||||
Примечание. Справка составляется в двух экземплярах: подлинник справки вручается машинисту, а копия остается в книжке справок о тормозах
Дополнительные данные, вносимые в справку
Условное обозначение данных, вносимых в справку | Содержание условного обозначения |
К-100, К-75, К-50 | В составе поезда соответственно 100%, 75%, 50% вагонов, оборудованных композиционными колодками |
Г | В грузовом поезде имеются груженые вагоны с воздухораспределителями, включенными на груженый режим |
ЭПТ | В поезде включены электропневматические тормоза (ЭПТ) |
ЭПП | В поезде включены электропневматические тормоза, в составе поезда имеются один-два вагона с включенными автотормозами без ЭПТ |
ДТ | В составе поезда имеются вагоны с включенными дисковыми тормозами |
МРТ | В составе поезда имеются вагоны с включенными магниторельсовыми тормозами |
П | В грузовой поезд включены пассажирские вагоны или локомотивы |
В10 | Выполнено полное опробование с 10-минутной выдержкой автотормозов в заторможенном состоянии на горном режиме |
РИЦ | В составе поезда имеются вагоны с включенными автотормозами западноевропейского типа со ступенчатым отпуском |
ТЦПВ | Выход штока тормозного цилиндра последнего вагона в мм |
Встр. | Номер вагона встречи осмотрщиков вагонов при полном опробовании тормозов. При опробовании тормозов тремя и более осмотрщиками ставиться символ "Т" и количество осмотрщиков |
ДПВ | Давление в тормозной магистрали последнего вагона в МПа (кгс/кв.см) |
ВО2ХВ | Время отпуска двух хвостовых вагонов |
ТЦПВТР | Выхода штоков тормозных цилиндров вагона с раздельным потележечным торможением |
Приложение 3
ПРАВИЛА
УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЗАМИ
I УПРАВЛЕНИЕ ТОРМОЗАМИ ГРУЗОВОГО ПОЕЗДА
1 Перед отправлением грузового поезда с промежуточной станции или перегона, при стоянке более 300 секунд (5 минут), машинист обязан проверить плотность тормозной сети поезда при поездном положении управляющего органа крана машиниста с отметкой ее значения и места проверки на обратной стороне "Справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии". Если при проверке плотности тормозной сети поезда машинист обнаружит ее изменение более чем на 20 % в сторону увеличения или уменьшения от указанного в "Справке об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии" предыдущего значения, выполнить сокращенное опробование автотормозов.