Степень механизации труда на перегрузочных работах
Коэффициент переработки грузов
Коэффициент переработки грузов - качественный показатель оценки деятельности порта. Показывает какое количество тонно-операций выполняется с каждой тонной переработанного в порту груза.
Kпер= Qперев/Qперевоз
Уголь: Kпер=175750/95000=1,85
Гравий: Kпер= 161500/85000=1,9
Вывод:на гравий приходится больше тонно-операций, чем на уголь.
Комплексные нормы выработки по родам грузов
Чтобы выбрать нужную норму нужно знать:
-Вместимость грейфера
-Технологическую схему перегрузки (расширенная и уточненная схема варианта перегрузки)
-Классификационный тип судна
-Слой груза
-Группа крана
Приложение 4. Классификация перегрузочных кранов по группам[1]
Модели кранов | Грузоподъёмность, т | Скорость подъёма груза, м/мин | Частота вращения, об/мин | Группа |
КППГ 10-30 | 1,5 | |||
Ганц 5-25 |
Грейферы для перегрузки навалочных грузов[2]:
Класс груза | Проект грейфера | Вместимость грейфера, м3 | Грузоподъемность крана, т |
Н-УМ | 2872В, 2903, 2871В, 2572, 3422А, 2880 | 3,2; 4,0; 4,5; 5,0; 5,25 | |
Н-ГК | 2902А, 2583В | 1,35; 1,6 |
Характеристики грейферов[3]:
Класс груза | № проекта грейфера | Грузоподъемность крана, т | Модель крана | Вместимость грейфера, м3 | Масса грейфера, т |
Н-УМ | 2871В | Абус | 5,0 | 4,1 |
Комплексные нормы выработки по родам грузов:
Вариант перегрузки груза | Тип трюма | Вместимость грейфера, м3 | Слой | КНВ, т | КНВр, чел-ч |
Уголь | |||||
судно-кран-вагон | 5,0 | 0,00509 | |||
5,0 | 0,00868 | ||||
судно-кран-склад | 5,0 | 0,00432 | |||
5,0 | 0,00739 | ||||
склад-кран-вагон | - | 5,0 | - | 0,00364 | |
Гравий | |||||
судно-кран-вагон | 1,6 | 0,00968 | |||
1,6 | 0,0199 | ||||
судно-кран-склад | 1,6 | 0,00811 | |||
1,6 | 0,0173 | ||||
склад-кран-вагон | - | 1,6 | - | 0,00717 | |
склад-кран-автомобиль | - | 1,6 | - | 0,00771 |
Коэффициент использования перегрузочных машин по времени
kисп п.м. = tр п.м./(Тнав*nу),
где tр п.м. - время работы перегрузочной машины, смен;
Тнав - продолжительность навигации, сут;
nу - количество установок.
tр п.м. =ΣQпер i j / КНВi j = ΣQпер i j *КНВр,
где Qпер i j - переработка груза по i-му слою j-ой операции, т;
КНВi j - комплексная норма выработки по i-му слою j-ой операции, т;
КНВр - комплексная норма выработки по i-му слою j-ой операции, чел-ч.
Комплексные нормы выработки и времени на выгрузку навалочных грузов из судов установлены по слоям. Определение количества груза по слоям производится в процентах от регистровой грузоподъемности судна (трюма)[4]:
Класса груза | Тип трюма | Количество груза в % от грузоподъемности судна (трюма) по слоям | |
Н-УМ | |||
Н-ГМ |
Уголь:
tс-скл р п.м. = (80750/1619)*0,7+(80750/947)*0,3=34,91+25,58=60,49см
tс-в р п.м. = (14250/1376)*0,7+(14250/806)*0,3=7,25+5,30=12,55см
tскл-в р п.м. =80750/1921=42,04см
t р п.м. =60,49+12,55+42,04=115,08см
k исп п.м.= 115,08/(180*2)=0,32
Гравий:
tс-скл р п.м. = (76500/863)*0,8+(76500/405)*0,2=70,92+37,78=108,70см
tс-в р п.м. = (8500/723)*0,8+(8500/352)*0,2=9,41+4,83=14,24см
tскл-в р п.м. =68000/976=69,67см
tскл-а р п.м. =8500/908=9,36см
t р п.м. =108,70+14,24+69,67+9,36=201,97см
k исп п.м.= 201,97/(180*2)=0,56
Вывод:на перегрузке угля коэффициент равен 0.32, наблюдаются простои перегрузочных машин. В случае, если установка будет только одна, то коэффициент будет равен 0,64, простои машины сократятся. На перегрузке гравия коэффициент равен 0,56, что говорит о том, что 56% времени перегрузочная машина занята работой.
Коэффициент использования причала по времени
kисп пр= tр пр/Тнав,
где tр пр - время работы причала, сут.
tр пр= mс*tгр обр с,
где mс - количество судов за навигацию, ед;
tгр обр с - время грузовой обработки судна, сут.
mс = Qгр/ Qэс,
где Qэс- эксплуатационная грузоподъёмность судна, т.
tгр обр с = (1,1* Qэс)/(nу*kсн1*kсн2) * ((1-αскл)/3*Рк с-в) + αскл/(3*Рк с-скл)),
где kсн1 - коэффициент, учитывающий снижение суммарной производительности установок при их концентрации на обработке 1 судна;
kсн2 - коэффициент, учитывающий снижение суммарной производительности кранов при неодновременном окончании работ;
3 - количество смен в сутках;
Рк с-в; Рк с-скл - средневзвешенная комплексная норма выработки по слоям, т/смен.
В рамках задачи принимаем kсн1= 1 и kсн2 = 1.
Р= 100%/(а1/Рк +а2/Рк),
где Рк - комплексная норма выработки, т;
а1; а2 - доля перегрузки груза по слом, %.
Уголь:
Рк с-в = 100/(70/1376+30/806)=1111т/смен
Рк с-скл = 100/(70/1619+30/947)=1429т/смен
tгр обр с = (1,1*1700)/(2*1*1) * ((1-0,85)/(3*1111)+0,85/(3*1429))=0,23сут
mс =95000/1700=56ед
tр пр=56*0,23=12,88сут
kисп пр=12,88/60=0,21
Гравий:
Рк с-в =100/(80/723+20/352)=588т/смен
Рк с-скл =100/(80/863+20/405)=714т/смен
tгр обр с = (1,1*3000)/(2*1*1) * ((1-0,9)/(3*588) + 0,9/(3*714))= 0,79сут
mс = 85000/3000=29ед
tр пр=29*0,79=22,91сут
kисп пр=22,91/60=0,38
Вывод:на перегрузке угля коэффициент использования причала равен 0,21, на перегрузке гравия коэффициент равен 0,38, что говорит о не полном использовании причалов. Большую часть времени порт находится в ожидании судов. Чтобы сократить простои необходимо увеличить грузооборот, в частности по таким грузам, как уголь и гравий.
Степень механизации труда на перегрузочных работах
Степень механизации труда - это отношение затрат механизированного труда к общим затратам труда, необходимым для перегрузки заданного количества груза.
ам.т. = ΣТм.т./ΣТобщ.т.,
где Тм.т. - затраты механизированного труда, чел-ч;
Тобщ.т. - общие затраты труда, чел-ч.
Т.к. при выгрузке 2-го слоя груза из судна производительность крана резко падает, то для её повышения в трюм судна спускают трюмный зачистной бульдозер (он подгребает груз в кучи, обеспечивая большую заполняемость грейфера). Время работы бульдозера равно времени при выгрузке 2-го слоя груза.
Тм.т. = Σ Qпер i j k * КНВр i j k * nм к,
где nм k - количество механизированных установок.
ΣТобщ.т.= ΣТм.т. + ΣТр.т.,
где ΣТр.т.- затраты ручного труда, чел-ч.
Т.к. механизированным способом не удаётся выгрузить весь 2-ой слой груза из судна, то на последнем этапе разгрузки судна (для зачистки под лопату или под метлу) в судно спускают докеров-механизаторов в количестве: трюм 1 - 2 человека, трюм 2 - 4 человека, трюм 3 - 6 человек. Время их работы в трюмах равно времени работы бульдозера.
Уголь:
Тс-склм.т. = (80750*0,00432)*0,7*1+(80750*0,00739)*0,3*2=244+358=602чел-ч
Тс-вм.т. = (14250*0,00509)*0,7*1+(14250*0,00868)*0,3*2=51+74=125чел-ч
Тскл-вм.т. = 80750*0,00364=294чел-ч
Тм.т. = 602+125+294=1021чел-ч
Тр.т. = 6*(80750*0,00739)*0,3 + 6*(14250*0,00868)*0,3=1296чел-ч
Тобщ.т. = 1021+1296=2317чел-ч
ам.т. =1021/2317=0,44
Гравий:
Тс-склм.т. = (76500*0,00811)*0,8*1+(76500*0,0173)*0,2*2=496+529=1025ччел-ч
Тс-вм.т. = (8500*0,00968)*0,8*1+(8500*0,0199)*0,2*2=66+68=134чел-ч
Тскл-вм.т. = 68000*0,00717=488чел-ч
Тскл-ам.т. = 8500*0,00771=66чел-ч
Тм.т. = 1025+134+488+66=1713чел-ч
Тр.т. = 4*(76500*0,0173)*0,2 + 4*(8500*0,0199)*0,2=1196чел-ч
Тобщ.т. = 1713+1196=2909чел-ч
ам.т. = 1713/2909=0,59
Вывод:степень механизации труда при перегрузке угля равна 0,44 - преобладает ручной труд, степень механизации труда очень низкая, меньше 50%. Степень механизации труда при перегрузке гравия равна 0,59, степень механизации не очень высокая, но преобладает машинный труд.