Промежуточные станции многопутных участков
На подходах железнодорожных линий к крупным городам при больших размерах движения, особенно пассажирского пригородного, укладывают дополнительные главные пути. Образуются многопутные (трехпутные, четы-рехпутные и т.д.) участки. Промежуточные станции на таких участках строят поперечного типа.
На трехпутном участке возможны два варианта расположения третьего главного пути двустороннего действия (рис. 3.8, а) — между главными путями основной пары или сбоку от них.
Главные пути I и II предназначены в основном для пассажирского движения, но возможен также пропуск по ним грузовых поездов. Главный путь IIIслужит для двустороннего движения грузовых поездов, дальних пассажирских и пригородных поездов — «скороходов», следующих с небольшим числом остановок. На (рис. 3.8, а) изображена одна из схем промежуточной станции трехпутного участка с грузовым двором, расположенным со стороны, противоположной пассажирскому зданию. На этой схеме путь 5 служит для скрещения грузовых поездов с поездами, следующими по среднему главному пути. Пути 7 и 9 используются для приема сборных поездов.
Схема станции обеспечивает прием поездов со всех главных путей на все приемо-отправочные пути станции и возможность скрещения поездов, следующих по IIIглавному пути, независимо от пропуска поездов по I и IIглавным путям. Кроме того, в этом варианте имеется возможность удобного перехода поездов с путей I и IIна путь IIIи обратно (в схеме, когда IIIпуть находится между I и IIглавными путями).
На четырехпутном пригородном участке одна пара главных путей предназначена преимущественно для пригородного движения (I и II пути) рис. 3.8, б, другая для смешанного, возможны три варианта их специализации. Схема станции четы-рехпутного участка, главные пути которого специализированы (IIIи IV пути) для дальнего пригородного и грузового движения приведена на рис. 3.8, б. Она представляет две системы, соединенные между собой диспетчерскими съездами. Достоинства этой схемы — обособленность пригородного движения от местной работы и хорошие условия для развития зонной станции.
Недостаток — меньшая маневренность при переходе с одной пары главных путей на другую.
При специализации главных путей (с пригородной парой внутри) условия развития зонной станции те же, но облегчается переход с одной пары главных путей на другую. Однако внешнее расположение приемо-отправочных путей для грузового движения затрудняет передачу местных вагонов от четных поездов на грузовой двор.