АСДУ, применяемые в странах СНГ
Одной из полуавтоматизированных систем контроля и управления движением является система "Дистон". Она предназначена для связи диспетчеров ЦДС с водителями маршрутных автобусов и состоит из усилительных, коммутативных устройств, катушек индуктивности и проводной линии связи. В ЦДС устанавливают шкаф связи и пульт управления, обеспечивающие связь с контрольными пунктами на маршрутах, которые размещаются на конечных и некоторых промежуточных остановках. Такая система позволяет сократить число линейных диспетчеров, оперативно устранять отклонения от расписания движения автобусов, снизить наполнение автобусов в часы пик, рационально распределять автобусы по маршрутам, улучшить качество и культуру обслуживания пассажиров.
Передача информации с помощью электрической составляющей электромагнитного поля реализована в системе НЭЖАН. Система предназначена для контроля и оперативного управления движением городских и пригородных автобусов в средних и малых городах с населением до 500 тысяч человек.В процессе функционирования система обеспечивает двустороннюю телефонную связь водителей автобусов с диспетчерами ЦДС, принимает и запоминает отметки (гаражные номера) от ПЕ, формирует и передаёт водителям подтверждение приёма отметки, выдаёт на экраны дисплеев диспетчерских пультов знак и величину отклонения от заданного расписания любого автобуса, находящегося на маршруте. Система может обслуживать 54 КП при максимальном удалении любого из них от ЦДС до 15 км. Наибольшее количество автобусов, находящихся на маршрутах, не должно превышать 300 единиц.
К недостатком системы НЭЖАН можно отнести следующее:
- из процесса контроля движения водитель полностью не исключён, так как съём информации с ПЕ является полуавтоматическим;
- информация на КП может считываться только с одной ПЕ, что не позволяет использовать систему на крупных пассажирообразующих пунктах;
- для передачи дискретной информации "УКП - ЭВМ" и речевой связи "водитель-диспетчер" используются две некоммутируемые линии связи НС;
- область применения системы ограничена движением автобусов, никакой связи с технической службой АТП нет.
НИИ “Мосгортранс” разработало АСУ АП "Рейс". Работа системы основана на оперативном контроле местоположения автобусов и управление их движением, которые осуществляются путём периодической передачи цифровых данных с ПЕ в ЦУ, обработки их в ЭВМ и передачи управляющих сигналов на ПЕ. Для определения координат ПЕ (для их привязки к соответствующим точкам маршрутов) используются радиомаяки - ответчики, располагаемые вдоль маршрутов. По функциональным и техническим характеристикам данная система полностью соответствует требованиям АСУ АП второго поколения, однако стоимость оборудования, особенно устанавливаемого на ПЕ, в 8-10 раз превышает стоимость подобных серийных средств ПЕ, что является существенным недостатком.
Характеристика приведенных АСДУ представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Характеристика АСДУ
Системы | Показатели | ||||
Обслуживаемое кол-во ПЕ | Принцип контроля за движением | Режимы сбора информации и управления | Основные используемые технические средства | ||
"Дистон" | до 250 | Через УКП, оборудованные индуктивными датчиками связи с подвижным составом. Датчики соединены с ЦДС телефонными каналами. | Полуавтоматический, ручной | Индуктивные датчики, средства оргтехники | |
НЭЖАН | 250-600 | Автоматический, полуавтоматический | Индуктивные датчики или УКВ-радиостанции, УКП и УПЕ, ЭВМ | ||
АСДУ-А | 600-1000 | ||||
АСУ “Рейс” | свыше 1000 | Избирательная периодическая радиосвязь | Автоматический, сочетание автоматического с полуавтоматическим | Двухканальные мобильные и стационарные УКВ-радиостанции, ЭВМ | |
АСУ Интервал-2 | свыше 1000 | Передача сигнала о прохождении УКП подвижной единицей с использованием УКВ-связи | Полуавтоматический | Радиостанции на КП и ЦДС, радиомаячки на ПЕ | |
АСУ-Навигация | до 5000 | Получение со спутников GPS координаты ПЕ на местности и передача ее в ЦДС с использованием УКВ-связи | Автоматический | УКВ-радиостанция, контроллер, модем, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS | |
Шкипер | свыше 1000 | Получение со спутников GPS координаты ПЕ на местности и передача ее в ЦДС с использованием сотовой связи | Автоматический | Комплект (модуль), устанавливаемый на ПЕ, регистраторы | |
52 Автоматизированная система резервирования мест и продажи билетов «Автостанция».
Система “Автостанция” предназначена для автоматизации деятельности кассиров и диспетчеров, обслуживающих междугородные и пригородные рейсы, а также работников автостанции, занятых оформлением расчетов с АТП, выполняющими эти рейсы. Эксплуатация системы предполагается на вычислительном комплексе, расположенном непосредственно на автостанции
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.
· функциональна полнота (комплексность): система позволяет автоматизировано выполнить весь комплекс работ, начиная от ввода и проверки нормативно-справочной информации и заведения рейса в продажу и заканчивая отправкой рейса и формированием документов расчетов с автотранспортными предприятиями.
· открытость: система открыта для развития в любом направлении. Развитие возможно как в сторону наращивания количества автобусных станций, связанных в единую систему (от автономной вычислительной установки до республиканской сети), так и в сторону наращивания функций. Структура данных и их содержание обеспечивают полноту всей первичной информации.
· модульность и гибкость: структура системы представляет собой объединение ядра и связанных с ним подсистем. Этот подход позволяет в зависимости от требований и возможностей заказчика строить наиболее целесообразные и эффективные комплексы.надежность.
· поддержка: для эксплуатации комплекса не требуется высокая квалификация персонала. Создана и функционирует система консультаций и “горячей линии”. Все пожелания и проблемы пользователей внимательно анализируются и учитываются в новых версиях. Новые версии выпускаются в среднем раз в квартал. УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ПОЛУЧАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Накопленный опыт позволяет сделать следующие выводы:
· наиболее целесообразно применение комплекса наАС имеющих от 80 до 400 отправлений (включая транзитные) в сутки, при этом для различных станций подбирается различный комплекс оборудования,
· внедрение комплекса дает практически мгновенное увеличение коэффициента загрузки автобусов, прежде всего за счет разнесения мест выдачи билетов и ведомостей, а также более быстрого заполнения рейсов,
· практически прекращаются злоупотребления, за счет внедрения надежной и эффективной системы контроля, позволяющей однозначно определить место, время и автора любой операции произведенной в системе,
· существенно повышается производительность труда кассиров (до 100-120 билетов в час) и бухгалтерии (автоматическое формирование сведений для расчетов с АТП, таксировка ведомостей для АТП),
· график работы билетных кассиров может быть приближен к закону изменения пассажиропотока и сведен к восьмичасовому рабочему дню,
· повышается качество обслуживания пассажиров: отсутствуют очереди, предварительная и текущая продажа может вестись на одних и тех же рабочих местах с момента открытия первой кассы и до закрытия последней на все рейсы и все даты отправления,
· существенно возрастают возможности диспетчера по управлению перевозочным процессом за счет доступности информации о загрузке всех рейсов и управления продажей билетов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ
Система “Автостанция” обеспечивает автоматизированное выполнение следующих функций:
· Использование объединенной базы данных для всех операций в системе;
· Оформление платежных документов пассажирам;
· Учет итогов реализации билетов;
· Расчеты с АТП;
· Работы диспетчерских служб;
· Информационно-справочное обслуживание;
· Управление характеристиками и работой системы.
Система “Автостанция” должна обладать следующими характеристиками:
1. Высокий уровень сервиса, предоставляемого пассажирам, т.е. возможность приобретения и сдачи билета в любой (разумный) срок, оперативный доступ к справочной информации, имеющейся в системе.
2. Снижение трудоемкости и напряженности труда персонала, минимизация ошибок в его действиях. Повышение производительности труда кассиров. Обеспечение гарантированной выдачи билета или отказа в нем в течение 20 секунд с момента завершения ввода одного запроса на билет.
3. Высокая отказоустойчивость, т.е. частичный выход из строя оборудования, отказ в подаче электроэнергии, отказ линий связи может приводить к ухудшению эксплуатационных характеристик системы, но не к прекращению ее функционирования. Программно-технические решения по восстановлению системы (для случая аварийной остановки) должны обеспечивать продолжение ее функционирования без потери информации (допускается потеря информации по операциям, выполнявшимся в момент аварийной остановки).
4. Обеспечение защиты информации и разграничение доступа к ней, с целью предотвращения несанкционированного (умышленного и неумышленного) вмешательства в нормальную работу системы и существенного затруднения финансовых и других злоупотреблений.
5. Открытость системы, т.е. обеспечение средств и возможностей для изменения стоимости проезда, расписания движения, остановочных пунктов, а также для подключения дополнительных локальных и удаленных касс. Программные модули прикладной части системы поставляются с исходными текстами за исключением модулей, полученных от других поставщиков и/или модулей, связанных с обеспечением защиты информации (защиты от несанкционированного доступа).