Показатели объема работы вагонов грузового парка
Работу, выполненную грузовыми вагонами, характеризуют показатели: грузооборот нетто эксплуатационный, погрузка, прием груженых вагонов, работа, выгрузка, пробег вагонов, число местных и транзитных вагонов, вагоно-часы рабочего парка с распределением по элементам производственного цикла. Показателем, отражающим полезный эффект работы вагонного парка, является грузооборот, выраженный эксплуатационными тонно-километрами нетто ( ). Этот показатель в значительной степени зависит от работы железной дороги с вагонами.
Работа железной дороги ( ) представляет собой число производственных циклов с вагонами и определяется суммированием погрузки ( ) и приема груженых физических вагонов ( ). Погрузка и выгрузка ( ) характеризуют размеры грузовой работы железной дороги.
Число транзитных вагонов ( ) складывается из числа транзитных вагонов с переработкой ( ) и без переработки ( ):
. | (4) |
Пробег вагонов измеряется в вагоно-километрах, однако содержание пробега вагонов может быть различно в зависимости от того объекта, к которому они относятся. В связи с этим в статистике рассчитываются два показателя пробега вагонов: пробег вагонов в грузовом движении ( ) и пробег вагонов грузового парка во всех видах движения ( ). Эти пробеги имеют разные сферы применения и принципиально отличаются друг от друга.
Пробег в грузовом движении включает пробег вагонов грузового парка в груженом состоянии ( ), порожнем состоянии ( ) и пробег прочих вагонов ( ), т.е. пассажирского парка, вагонов-механизмов и недействующих локомотивов, если они включаются в составы грузовых поездов:
. | (5) |
Этот показатель используется для расчета среднего состава поезда в грузовом движении.
Пробег вагонов грузового парка во всех видах движения (грузовом, пассажирском, с одиночно следующими локомотивами) включает вагоно-километры груженых ( ) и порожних вагонов ( ):
. | (6) |
Этот показатель используется для расчета динамической нагрузки и других качественных показателей использования вагонов.
Результаты расчетов оформляются в таблице 2. В этой таблице и далее в аналогичных таблицах относительное изменение представляет собой темп прироста показателя и определяется по формуле:
, | (7) |
где , - показатель в отчетном и базисном периоде соответственно.
Исключение составляют относительные показатели, определяемые в виде коэффициентов или в процентах. Их относительное изменение рассчитывается также как абсолютное изменение:
. | (8) |
Таблица 2 - Показатели объема работы вагонов грузового парка
Показатель | Период | Изменение | ||
базисный | отчетный | абсолютное | относитель- ное, % | |
Грузооборот эксплуатационный ( ), тыс. т-км | ||||
Погружено вагонов всего ( ) | ||||
Принято груженых вагонов всего ( ) |
Продолжение табл. 2
Показатель | Период | Изменение | ||
базисный | отчетный | абсолютное | относитель- ное, % | |
Работа РЦКУ – железной дороги, ваг.: | ||||
всего ( ) | ||||
в среднем за сутки ( ) | ||||
Выгружено вагонов всего ( ) | ||||
Количество транзитных вагонов всего ( ), в том числе | ||||
без переработки ( ) | ||||
с переработкой ( ) | ||||
Количество грузовых операций ( ) | ||||
Пробег вагонов в грузовом движении, тыс. ваг.-км, всего ( ), в том числе | ||||
груженых вагонов ( ) | ||||
порожних вагонов ( ) | ||||
прочих вагонов ( ) | ||||
Пробег вагонов грузового парка во всех видах движения, тыс. ваг.-км, всего (общий) ( ), в том числе | ||||
груженых вагонов ( ) | ||||
порожних вагонов ( ) |
По данным таблицы 2 выполняется анализ изменения объема работы вагонов грузового парка. При этом необходимо обратить внимание на соотношение темпов прироста взаимосвязанных показателей: грузооборота и работы железной дороги; на характер работы железной дороги, т.е. преобладание собственной погрузки или транзитного вагоно-потока; на соотношение погрузки и выгрузки; на размеры пробегов вагонов.