Формы таможенного контроля
Используемые таможенными органами формы таможенного контроля перечислены в ст. ПО ТК ТС. Перечень форм таможенного контроля является исчерпывающим. Можно предположить, что таможенные органы не вправе проводить иные проверочные мероприятия, отличные от тех, которые упомянуты в ТК ТС. Имеются в виду именно проверочные мероприятия, а не иные полномочия по таможенному контролю, которые способствуют проведению проверок, например право запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля (п. 2 ст. 98 ТК ТС)
Как отмечается в п. 1 ст. 94 ТК ТС, при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.
Выборочность таможенного контроля заключается в отказе от его тотальности и в использовании только отдельных видов проверок (форм таможенного контроля), позволяющих убедиться в отсутствии нарушений таможенных правил либо наличии таковых. Другими словами, тщательность таможенного контроля находится в прямой зависимости от степени вероятности несоблюдения таможенного и иных видов законодательств – чем выше такая степень вероятности, тем разнообразней и продолжительнее контрольные действия таможенных органов.
В соответствии с подп. 8 ст. 127 ТК ТС степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств – членов таможенного союза называется риском.
Все выявляемые1 и потенциальные риски2 подлежат анализу3 и оценке4. Полученные данные используются для формирования профилей рисков5, применяемых в контрольной деятельности таможенных органов.
Совокупность сил, средств, информационных ресурсов таможенных органов, задействованных в управлении рисками6, объединены в систему управления рисками.
1 Выявленный риск – факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств – членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте (подп. 2 ст. 127 ТК ТС).
2 Потенциальный риск – риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют (подп. 4 ст. 127 ТК ТС).
3 К объектам анализа риска относятся (ст. 129 ТК ТС):
1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) транспортные средства международной перевозки;
3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах;
4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
6) результаты применения форм таможенного контроля.
4 Оценка риска – систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения (подп. 7 ст. 127 ТК ТС).
5 Профиль риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков (подп. 5 ст. 127 ТК ТС). Другими словами, профиль риска – это перечень признаков (критериев), указывающих:
- на вероятность возможного несоблюдения определенных таможенных правил;
- необходимость применения конкретной формы или форм таможенного контроля.
Отсутствие рисков – это несовпадение критериев какого-либо профиля риска с данными о конкретной поставке товаров.
6 Управление риском – систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.
Данная система применяется таможенными органами для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля (п. 1 ст. 128 ТК ТС).
Управление рисками как принцип проведения таможенного контроля заимствовано из Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) (г. Киото, 18.05.1973) (ст. 6.3-б!5 Генерального приложения к Конвенции; см. также приказ ГТК России от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации»).
Критерии выбора отдельных форм таможенного контроля просматриваются и в ТК ТС. То есть общая цель проведения таможенного контроля, которая заключается в обеспечении соблюдения таможенного законодательства, может достигаться посредством решения конкретных задач, как то:
- проведение личного таможенного досмотра с целью проверки сведений о сокрытии лицом при себе товаров, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства таможенного союза (ч. 1 п. 1 ст. 117 ТК ТС);
- проведение осмотра помещений и территорий лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю товарами, хранящих товары в местах, не являющихся зонами таможенного контроля, в целях проверки информации о нахождении у этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза (находящихся на ней) с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС (подп. 2 п. 2 ст. 119 ТК ТС).
Рассмотрим подробнее каждую из форм таможенного контроля.
1. Проверка документов и сведений. В соответствии с п. 1 ст. 111 ТК ТС целями применения данной формы таможенного контроля являются:
- установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы));
- проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и другие данные);
- проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).
Таким образом, можно выделить несколько этапов проверки документов и сведений:
а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому вправе самостоятельно пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Как правило, рассматриваемая форма таможенного контроля проводится в процессе совершения таможенных операций (п. 1 ст. 111 ТК ТС).
Перечни проверяемых документов и сведений зависят от конкретных таможенных операций и заявляемых таможенных процедур (представление документов и сведений в месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза, оформление таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение, таможенное декларирование товаров).
Проведение проверки документов и сведений в отдельных случаях допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с п. 1 ст. 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.
Согласно подп. «а» п. 5 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, проверка документов и сведений обозначена документальным контролем (см. приказ ГТК от 28.11.2003 № 1356 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных Органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»).
2. Устный опрос как форма таможенного контроля также проводится при совершении таможенных операций. По сравнению с проверкой документов и сведений просматривается некоторая ограниченность проведения устного опроса при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Опросу подлежат физические лица (их представители), а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений. Поэтому ничего не мешает должностному лицу таможенного органа в устной форме получать (уточнять) сведения о товарах в отсутствие факта их перемещения через таможенную границу, например в случае изменения таможенной процедуры.
3. Получение объяснений. В отличие от проверки документов и сведений, устного опроса возможность получения объяснений не ограничена совершением таможенных операций и допускается везде, где ТК ТС предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров.
Более того, таможенные органы вправе получать объяснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица) или обладают иными сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля, например, сведениями о стоимости товаров, стране их происхождения, сведениями о хозяйственной деятельности иных участников таможенных правоотношений.
Получение объяснений оформляется в письменной форме. Форма объяснений утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
4. Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может быть:
- систематическим (например, на территории СВХ) или разовым (при погрузке товаров вне мест нахождения таможенных органов);
- непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).
Таможенное наблюдение может проводиться:
- в процессе совершения грузовых операций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- при совершении операций по переработке товаров;
- при совершении операций по уничтожению товаров;
- при совершении складских операций в отношении товаров, хранящихся на СВХ или таможенном складе, и в ряде других случаев.
5. Таможенный осмотр –внешний визуальный осмотр, но исследуется уже не деятельность (как это имеет место при таможенном наблюдении), а конкретные предметы.
Предметами осмотра могут быть товары, багаж физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости, средства таможенной идентификации (например, таможенные пломбы, печати).
Особенностью таможенного осмотра является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Допустимое применение технических средств (рентген-установок), позволяющих увидеть, например, содержимое багажа или контейнера, не должно приводить к каким-либо нарушениям их целостности.
Таможенный осмотр проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при осмотре).
Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит:
- от возможности дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра в таможенных целях, например в целях идентификации товаров (грузовых мест), транспортных средств при перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров (как альтернатива акту возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).
Форма акта таможенного осмотра также утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
6. Таможенный досмотр –это визуальное (непосредственное или опосредованное) обследование товаров, транспортных средств, грузовых помещений транспортных средств, контейнеров, иных мест нахождения товаров, связанное со снятием (нарушением) пломб, печатей и других средств идентификации, разборкой, демонтажем или иным нарушением целостности предметов.
Примечательно, что редакция ст. 116 ТК ТС не связывает проведение таможенного досмотра с подачей таможенной декларации. Об этом можно лишь предполагать, учитывая, что в статье есть упоминания о декларанте.
Как правило, таможенный досмотр проводится после регистрации таможенной декларации на товары, когда таможенная декларация приобретает статус документа, свидетельствующего о фактах, имеющих юридическое значение (п. 7 ст. 190 ТК ТС).
Согласно ст. 116 ТК ТС правовых вариантов таможенного досмотра может быть два: с участием декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и в отсутствие таких лиц.
Правилом проведения таможенного досмотра является присутствие при досмотре декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров (их представителей). Независимо от того, реализуют указанные лица свои права или исполняют обязанность, основанную на требовании таможенного органа, осуществляющего таможенный досмотр, у них должна быть реальная возможность присутствовать на досмотре.
Случаи исключения из данного правила перечислены в п. 5 ст. 116 ТК ТС1, когда таможенный досмотр может быть проведен в отсутствие заинтересованных лиц, но уже с обязательным участием двух понятых.
1 Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта (иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей) возможно в случаях:
- неявки либо неустановления указанных лиц;
- существования угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, возникновения эпизоотической ситуации, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств – членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства;
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.
Вообще порядок проведения таможенного досмотра не исчерпывается положениями ст. 116 ТК ТС. Отдельные особенности таможенного досмотра, а также основания освобождения от него содержатся и в других статьях ТК ТС, например:
- в целях ускорения процедур государственного контроля при перемещении товаров через таможенную границу таможенный досмотр может проводиться с участием всех государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе (п. 3 ст. 103 ТК ТС);
- в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов (ч. 2 п. 7 ст. 96 ТК ТС)1;
- в случае необходимости оказания содействия таможенным органам для участия в проведении таможенного досмотра может быть приглашен специалист (ст. 101 ТК ТС);
- освобождения от таможенного досмотра (ст. 105 ТК ТС).
Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 об освобождении от применения таможенными органами государств – членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля определены перечни лиц, личный багаж которых освобождается от таможенного досмотра. К таким лицам, в частности, относятся президенты государств – членов таможенного союза, прекратившие свои полномочия, и следующие вместе с ними члены их семей, представители высших органов государственной власти государств – членов таможенного союза (не упомянутые в ст. 105 ТК ТС).
Результаты таможенного досмотра всегда оформляются отдельным документом – актом. Форма акта таможенного осмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
В зависимости от оснований (рисков) проведения рассматриваемой формы таможенного контроля досмотр может быть:
- основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
1 Таможенный контроль проводится в формах проверки документов и сведений, таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра.
- повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
- направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
- идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- с выборочным вскрытием грузовых мест;
- со вскрытием всех грузовых мест;
- с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
7. Личный таможенный досмотр – это исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу.
Проведение личного таможенного досмотра возможно при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу, и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства таможенного союза1.
Нахождение физического лица в зоне таможенного контроля должно рассматриваться в связи со следованием им через таможенную границу, иначе возможность проведения личного таможенного досмотра можно распространить на любых физических лиц, находящихся в постоянных или временных зонах таможенного контроля: на СВХ, таможенных складах, на территориях морских портов, в приграничных зонах и т.д.
Следование физических лиц через таможенную границу осуществляется в местах убытия с таможенной территории таможенного союза или прибытия на эту территорию. Соответственно это могут быть морские (речные) и воздушные порты, открытые для международного сообщения, железнодорожные станции, автомобильные пункты пропуска или пешеходные переходы.
1 Можно возразить такому основанию применения личного досмотра. Дело в том, что сокрытие уже предполагает умышленное непредставление таможенному органу товаров. Добровольная же невыдача товаров, при условии их сокрытия, возможна только после того, как должностным лицом таможенного органа будет предложено выдать скрываемые товары. Однако такое предложение поступает после принятого решения о проведении личного таможенного досмотра и ознакомления физического лица со своими правами (ч. 1 п. 2 ст. 117 ТК ТС). То есть как можно полагать, что физическое лицо добровольно не выдает предположительно скрываемые при себе товары, когда ему еще не предложили ничего выдать?
Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения, представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров, следующих через Российскую Федерацию международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием Российской Федерации.
Компетенцией принятия решения о проведении личного таможенного досмотра обладают:
- начальник таможенного органа (например, начальник таможенного поста, таможни);
- уполномоченный начальником таможенного органа заместитель;
- лица, замещающие вышеперечисленных должностных лиц.
Решение принимается в письменной форме:
- путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа (например, инспектора, осуществляющего таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами);
- оформления отдельного документа (например, решения начальника таможенного органа о проведении личного таможенного досмотра в отношении конкретного физического лица).
Следующей характерной особенностью личного таможенного досмотра являются его субъекты – лица, участвующие в досмотре.
Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного таможенного досмотра, должно быть одного пола с досматриваемым лицом.
Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о проведении такого досмотра1, объявить физическому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
Физическое лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного таможенного досмотра, не должно отвечать каким-либо специальным требованиям (возраст, дееспособность) на предмет возможного применения по отношению к нему такой исключительной формы таможенного контроля.
Единственным препятствием проведению личного таможенного досмотра может выступать профессиональный статус физического лица, закрепленный в международных конвенциях и договорах, федеральных законах. Например, не могут быть подвергнуты личному таможенному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других субъектов.
К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный таможенный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:
- знакомиться с решением о проведении личного таможенного досмотра и порядком его проведения;
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- добровольно выдать скрываемые предметы;
- делать заявления, подлежащие внесению в акт о проведении личного таможенного досмотра;
- пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
- знакомиться с содержанием акта личного таможенного досмотра и делать заявления, вносимые в этот акт, а также получить второй экземпляр данного акта;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа (жалоба может быть подана как на решение о проведении личного таможенного досмотра, так и на действия должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр).
При проведении личного таможенного досмотра обязательно присутствие двух понятых одного пола с досматриваемым лицом.
1 В решении о проведении личного таможенного досмотра делается отметка об ознакомлении и подпись досматриваемого лица.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного таможенного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного таможенного досмотра сведений об обстоятельствах, содержании и результатах контрольных действий.
Иные участники личного таможенного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный таможенный досмотр, и др.). Такими лицами могут быть:
- медицинский работник (при необходимости обследования тела досматриваемого)1;
- законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица;
- переводчик;
- специалист.
Личный таможенный досмотр может проводиться только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением досмотра с их стороны должны быть исключены.
Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.
Условно выделяются три этапа проведения личного таможенного досмотра:
- подготовительный (п. 2 ст. 117 ТК ТС);
- основной (собственно досмотр);
- завершающий (оформление и подписание акта о проведении личного таможенного досмотра (п. 7 ст. 117 ТК ТС)).
Форма акта о проведении личного досмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков как форма таможенного контроля обычно применяется в отношении товаров, находящихся в торговом обороте на таможенной территории таможенного союза. Так, в соответствии с п. 1 ст. 100 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, в том числе в целях проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза.
1 Медицинский работник:
- не вправе уклоняться от участия в личном таможенном досмотре;
- вправе использовать специальную медицинскую технику;
- может не быть одного пола с досматриваемым лицом.
Таким образом, целью проведения данной формы таможенного контроля является проверка законности нахождения товаров на таможенной территории.
К подконтрольным товарам относятся, например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза и выпускаемые для внутреннего потребления при условии наличия на них акцизных марок (см. 2.3).
Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок (идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами) рассматриваются как ввоз на таможенную территорию без совершения таможенных операций и выпуска товаров. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (п. 2 ст. 118 ТК ТС).
Кроме того, при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение установленных запретов и ограничений, у лиц, приобретших товары на территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем (п. 1 ст. 391 ТК).
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, как правило, применяется при проведении таких форм таможенного контроля, как таможенный досмотр, таможенный осмотр помещений и территорий, таможенная проверка.
9. Таможенный осмотр помещений и территорий. Целями проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии с п. 1-3 ст. 119 ТК ТС являются:
а) проверка наличия товаров, которые находятся или должны находиться под таможенным контролем:
- в зонах таможенного контроля (на СВХ, таможенном складе, в помещениях магазина беспошлинной торговли, на территории уполномоченного экономического оператора),
- у лиц, владеющих (пользующихся) товарами в соответствии с требованиями условного выпуска1 или таможенных процедур2,
- в местах перемещения через таможенную границу, пограничной зоне,
- у лиц, осуществляющих операции с товарами (торговые операции, операции по хранению товаров), при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза3 и (или) находящихся на ней4 с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС (для проверки такой информации),
- у лиц, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
б) проверка соответствия помещений и территорий требованиям, предъявляемым:
- к оборудованию и обустройству СВХ,
- оборудованию и обустройству таможенных складов,
- оборудованию и обустройству помещений магазина беспошлинной торговли,
- местам временного хранения товаров, не являющимся СВХ (например, при временном хранении товаров уполномоченным экономическим оператором (в помещениях, на открытых площадках и иных территориях) (подп. 1 п. 1 ст. 41 ТК ТС)).
Осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания начальника таможенного органа (лица, его замещающего) и при предъявлении должностным лицом таможенного органа служебного удостоверения.
1 Например, условный выпуск до представления необходимых документов (подп. 2 п. 1 ст. 200 ТК ТС).
2 Например, таможенных процедур временного ввоза (допуска), переработки на таможенной территории свободной таможенной зоны.
3 Помимо или с сокрытием от таможенного контроля, путем недекларирования или недостоверного таможенного декларирования, представления недействительных документов и т.п.
4 В результате получения прав на товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза в нарушение требований условного выпуска или условий таможенных процедур.
В случае проведения осмотра в рамках выездной таможенной проверки предъявления указанных выше документов не требуется.
Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий утверждена приказом ГТК России от 16.09.2003 № 1023.
Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах. Форма акта о проведении осмотра помещений и территорий утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
Предельный срок проведения осмотра составляет один рабочий день. Осмотр жилых помещений не допускается.
10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Обстоятельства, с которыми ТК ТС связывает нахождение товаров под таможенным контролем, определены в ст. 96 ТК ТС. Порядок и формы учета товаров отнесены к уровню регулирования национального законодательства1.
11. Проверка системы учета товаров и отчетности –форма таможенного контроля, предусматривающая обязанность лиц отчитываться перед таможенными органами по установленной форме и в установленном порядке (определяются национальным законодательством) о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.
К лицам, на которых возлагается обязанность ведения учета товаров и представления в таможенный орган отчетности о них отнесены:
- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;
- уполномоченный экономический оператор;
- лица, поместившие товары под таможенные процедуры, предусматривающие учет таких товаров (например, таможенный склад, переработка на таможенной территории, беспошлинная торговля, свободный склад, свободная таможенная зона)2.
12. Таможенная проверка представляет собой форму таможенного контроля, созданную в развитие таможенной ревизии, ранее применяемой таможенными органами РФ в соответствии с ТК.
1 В настоящее время в Российской Федерации данная форма таможенного контроля в самостоятельном виде не применяется.
2 В настоящее время в Российской Федерации данная форма таможенного контроля в самостоятельном виде не применяется.
ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств – членов таможенного союза (национального законодательства). И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и таможенному контролю в целом, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.
А. Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, – это хозяйствующие субъекты государства – члена таможенного союза, т.е. в Российской Федерации таможенная проверка может проводиться у российских юридических лиц, организаций, не являющихся юридическими лицами, у индивидуальных предпринимателей (ч. 1 п. 2 ст. 122 ТК ТС и подп. 14 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Часть 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС под такими лицами понимает:
- декларантов;
- таможенных представителей;
- перевозчиков, в том числе таможенных перевозчиков;
- лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
- лиц, осуществляющих временное хранение товаров;
- владельцев магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
- уполномоченных экономических операторов;
- иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
- лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таким образом, кроме лиц, перемещающих через таможенную границу товары, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, таможенной проверке могут подвергнуться:
- лица, получившие права на товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами (таможенный склад, переработка на таможенной территории, временный ввоз (допуск));
- лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
- приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.
Б. Предметы таможенной проверки перечислены в п. 3 ст. 122 ТК ТС в виде детализации объектов и предметов таможенного контроля, обозначенных в п. 2 ст. 95 ТК ТС.
В процессе таможенной проверки в зависимости от проверяемых лиц, а также от поводов для ее проведения таможенными органами проверяются:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру (при проверке лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу);
- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров (при проверке декларантов, таможенных представителей, уполномоченных экономических операторов, перевозчиков (таможенных перевозчиков));
- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (при проверке декларантов, товары которых были выпущены условно);
- соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств – членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела (при проверке деятельности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенных складов, МВТ);
- соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (при проверке деятельности уполномоченного экономического оператора);
- соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза, (при проверке деятельности декларантов, лиц, получивших права на иностранные товары в соответствии с возможностями, предоставленными отдельными таможенными процедурами);
- соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза (при проверке деятельности приобретателей, продавцов, арендаторов, хранителей и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию).
В. Виды таможенных проверок. Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными.
Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа:
- сведений, содержащихся в таможенных декларациях и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций;
- сведений, представленных контролирующими государственными органами (например, налоговыми органами);
- документов и сведений, имеющихся у таможенного органа, о деятельности проверяемого лица (например, лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченного экономического оператора).
Статья 134 ТК ТС наделяет таможенные органы необходимыми правами для получения интересующих документов и информации1.
Камеральная таможенная проверка проводится без каких-либо предписаний о ее назначении, без ограничений по времени и периодичности проведения.
Выездная таможенная проверка предусматривает появление должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления своей деятельности) юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для проведения выездной таможенной проверки необходимо письменное решение начальника таможенного органа (лица, его замещающего) (см. письмо ФТС России от 29.06.2010 № 01-11/31847 «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61 -ФЗ»).
1 Например, правом:
- требовать у проверяемого лица и получать от него коммерческие, транспортные документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, а также другую информацию, в том числе на электронных носителях, относящуюся к проверяемым товарам;
- требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
- требовать у банков и иных кредитных организаций и получать от них информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, в том числе содержащие банковскую тайну;
- запрашивать у налоговых и иных государственных органов и получать от них необходимые информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну;
- направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки.
Таможенная проверка проводится при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.
В зависимости от оснований проведения выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок (планом проверочных мероприятий, проводимых подразделениями таможенной инспекции) на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано) например:
- получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза1;
1 Данные могут быть получены:
- по результатам анализа информации, имеющейся у таможенного органа (базы данных о лицах, перемещающих товары, – ч. 1, 2 п. 1 ст. 44, ст. 106 ТК ТС), информации из баз данных государственных контролирующих органов (налоговых органов);
- по результатам камеральной таможенной проверки или применения иных форм таможенного контроля;
- от других таможенных, правоохранительных, государственных контролирующих органов, некоммерческих организаций, профессиональных объединений, ассоциаций и т.д.
- заявление заинтересованного лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
- необходимость подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);
- выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы могут применять иные формы таможенного контроля, проводить инвентаризацию (в соответствии с НК), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или проводить их изъятие, опечатывать помещения с товарами, а также пользоваться другими правами в соответствии п. 1 ст. 134 ТК ТС.
Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.
Результаты камеральной и выездной таможенной проверки оформляются актом по форме, утвержденной приказом ГТК от 16.09.2003 № 1023.