Порядок эксплуатации подвижного состава и спс

Постановление

Правительства Республики Казахстан

Астана, Үкімет Үйі от 5 февраля 2013 года № 87

Об утверждении Правил технической эксплуатации

Железнодорожного транспорта

В соответствии с подпунктом 22-1) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта.

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр Республики Казахстан С. АХМЕТОВ

Утверждены

Постановлением Правительства Республики

Казахстан от 5 февраля 2013 года № 87

Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта

Общие положения

1. Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и устанавливают порядок эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе ремонта объектов магистральной инфраструктуры, сооружений, подвижного состава и специального подвижного состава.

2. В настоящих Правилах используются следующие термины:

1) автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи – система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков;

2) малодеятельные участки – участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки;

3) съемные подвижные единицы – съемные дрезины, ремонтные вышки, путевые вагончики, путеизмерительные, дефектоскопные тележки, которые снимаются с пути обслуживающими их работниками вручную;

4) перегонная связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурными по железнодорожным станциям и работниками, выполняющими работы и находящимися на перегоне;

5) перегон – часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами;

6) специальный подвижной состав (далее – СПС) – самоходные и несамоходные железнодорожные транспортные средства, предназначенные для производства работ по содержанию, обслуживанию, восстановлению и ремонту магистральной железнодорожной сети и подъездных путей;

7) бригада специального подвижного состава (далее – бригада СПС) – работники, назначаемые для управления и обслуживания СПС. Для управления СПС назначается бригада – машинист и помощник машиниста или водитель и помощник водителя дрезины (в соответствии с инструкцией по эксплуатации соответствующей машины);

8) воздушный промежуток (изолирующее сопряжение) – сопряжение смежных участков контактной сети с электрической изоляцией (токораздел);

9) поезд грузовой тяжеловесный – грузовой поезд, вес которого для соответствующих серий локомотивов на 100 тонн и более превышает установленную графиком движения весовую норму на участке следования этого поезда;

10) стрелка – часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма. При наличии крестовин с подвижным сердечником в понятие стрелка входит и крестовина;

11) стрелочный пост – один или несколько стрелочных переводов нецентрализованного управления, обслуживаемых одним дежурным стрелочного поста;

12) стрелочный район – группа смежных стрелочных постов, находящихся под контролем одного старшего дежурного стрелочного поста;

13) стрелочный перевод – устройство, служащее для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы состоят из стрелок, крестовин и соединительных путей между ними. Крестовины бывают с неподвижным или подвижным сердечником.

Основными элементами крестовины без подвижных элементов являются сердечник, два усовика, два контррельса, прикрепители и подкладки, стыковые скрепления и болты с шайбами и гайками для объединения усовиков и сердечника в единую конструкцию при сборных крестовинах;

14) стрелочная связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурным по железнодорожной станции с исполнительными и распорядительными постами железнодорожной станции по вопросам приготовления маршрутов (включая проверку свободности железнодорожных путей и стрелок) и закрепления железнодорожного подвижного состава на смежных железнодорожных путях;

15) нейтральная вставка – участок контактной подвески между двумя воздушными промежутками (изолирующими сопряжениями), на котором отсутствует напряжение, обеспечивающий электрическую изоляцию сопрягаемых участков при прохождении токоприемников электроподвижного состава;

16) предприятия хозяйства сигнализации и связи – предприятия, предназначенные для организации технического обслуживания и ремонта устройств автоматики, телемеханики и телекоммуникаций, в целях обеспечения их безопасной бесперебойной работы;

17) блок-участок – часть межстанционного перегона при автоблокировке или при автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, ограниченный проходными светофорами (границами блок-участков) или проходным светофором (границей блок-участка) и входным светофором железнодорожной станции, а также выходным светофором и первым попутным проходным светофором (границей блок-участка);

18) боковой путь – путь, при следовании на который подвижной состав отклоняется по стрелочному переводу;

19) особые путевые знаки – границы железнодорожной полосы отвода, указатель номера стрелки, знак оси пассажирского здания, знаки на линейных путевых зданиях, реперы начала и конца круговых кривых, а также начала, середины и конца переходных кривых, скрытых сооружений земляного полотна, наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны;

20) путевой знак – постоянный указатель профиля и протяженности железнодорожных линий;

21) предприятия путевого хозяйства – линейно-путевые предприятия, предназначенные для ремонта и содержания железнодорожного пути и его сооружений;

22) пассажирский поезд – поезд для перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, сформированный из пассажирских вагонов;

23) пассажирский остановочный пункт – пункт на перегоне, не имеющий путевого развития, предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров, который не является раздельным пунктом;

24) руководитель работ – ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах;

25) скоростной пассажирский поезд – пассажирский поезд, обращающийся со скоростями движения от 141 до 200 км/час;

26) габарит подвижного состава – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором не выходя наружу помещается как груженый, так и порожний подвижной состав, установленный на прямом горизонтальном пути;

27) средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда – аппаратура, позволяющая в автоматическом режиме обнаружить и передать информацию дежурному по впереди лежащей станции, поездному диспетчеру, машинисту о наличии и расположении в поезде неисправного подвижного состава и виде неисправности;

28) подталкивающий локомотив – локомотив, назначаемый в помощь ведущему локомотиву на отдельных перегонах или части перегона (в хвосте поезда);

29) гарантийный участок – участок, ограниченный пунктами технического обслуживания, протяженность которого определяется исходя из необходимости безопасного проследования вагонов в исправном состоянии в составе поезда;

30) межпостовой перегон – перегон, ограниченный путевыми постами или путевым постом и станцией;

31) уклон – элемент продольного профиля железнодорожного пути, имеющий наклон к горизонтальной линии (подъем, спуск);

32) габарит приближения строений – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не заходят никакие части сооружений и устройств. Исключение составляют лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом (вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления, поворачивающаяся часть колонки при наборе воды);

33) служебное торможение – торможение ступенями для снижения скорости или остановки поезда в предусмотренном месте;

34) локомотив – железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов;

35) локомотивная бригада – работники, назначаемые для обслуживания локомотивов, а также мотор-вагонных поездов;

36) маневровый состав – группа вагонов, сцепленных между собой и с локомотивом, производящим маневры. Локомотив, сцепленный с одним вагоном, также рассматривается как маневровый состав;

37) мотор-вагонный подвижной состав – моторные и прицепные вагоны, из которых формируются мотор-вагонные поезда (электропоезда, дизель-поезда, рельсовые автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров;

38) обгонный пункт – раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях, перевод поезда с одного главного пути на другой;

39) стрелка централизованная – стрелка, остряки которой (а при наличии крестовины с подвижным сердечником и сердечником) переводятся специальными устройствами, управляемыми с одного центрального пункта;

40) стрелка нецентрализованная – стрелка, остряки которой переводятся вручную при помощи переводного механизма непосредственно у стрелки;

41) особо интенсивное движение поездов – размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутных – более 48 пар в сутки;

42) интенсивное движение поездов – размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных – более 24 пар в сутки;

43) поездная диспетчерская связь – связь для ведения служебных переговоров между диспетчером поездным и дежурными по железнодорожным станциям, входящих в обслуживаемый диспетчерский участок;

44) радиоблокировка – система интервального регулирования движением поездов на основе сети цифровой радиосвязи;

45) разъезд – раздельный пункт на однопутных линиях, имеющий путевое развитие, предназначенное для скрещения и обгона поездов, который может выполнять коммерческие операции;

46) рефрижераторный поезд – поезд, сформированный из рефрижераторных вагонов;

47) предохранительный тупик – путь, предназначенный для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов;

48) затяжной спуск – спуск при следующих значениях крутизны и протяженности:

Крутизна Протяженность

от 0,008 до 0,010 8 км и более

более 0,010 до 0,014 6 км и более

более 0,014 до 0,017 5 км и более

более 0,017 до 0,020 4 км и более

более 0,020 и круче 2 км и более;

49) станция – раздельный пункт, имеющий путевое развитие, позволяющее производить операции по приему, отправлению, скрещению и обгону поездов, операции по приему, выдаче грузов и обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах – маневровую работу по расформированию и формированию поездов и технические операции с поездами;

50) дежурный по станции – сменный помощник руководителя станции, единолично распоряжающийся приемом, отправлением и пропуском поездов, а также другими передвижениями подвижного состава по главным и приемоотправочным путям станции (где нет маневрового диспетчера – и по остальным путям);

51) поездная межстанционная связь – связь для ведения служебных переговоров между дежурными по железнодорожным станциям соседних железнодорожных станций;

52) межстанционный перегон – перегон, ограниченный станциями, разъездами и обгонными пунктами;

53) станционный пост централизации – пост на железнодорожной станции, в котором сосредоточено управление группой централизованных стрелок и сигналов;

54) тормозной путь – расстояние, проходимое поездом за время от момента перевода ручки крана машинисту или крана экстренного торможения в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (служебное, полное служебное и экстренное);

55) железнодорожно-строительные машины – один из видов СПС, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонтов, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железнодорожного транспорта;

56) технологическое окно – время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ;

57) габарит погрузки – предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, размещается груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвижном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути;

58) контактная сеть – совокупность проводов, конструкций и оборудования, обеспечивающих передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава:

59) уполномоченный орган – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере железнодорожного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, – межотраслевую координацию;

60) улавливающий тупик – путь, предназначенный для остановки потерявшего управление поезда или части поезда при движении;

61) хозяйственный поезд – поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железнодорожной организации, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств магистральной железнодорожной сети;

62) экстренное торможение – торможение, применяемое для остановки поезда путем экстренной разрядки магистрали и реализации максимальной тормозной силы.

Порядок эксплуатации подвижного состава и СПС

Общие положения

3. Подвижной состав, а также СПС, выходящий на магистральную железнодорожную сеть, независимо от принадлежности и форм собственности должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

4. Каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь следующие отличительные четкие знаки и надписи:

1) наименование владельца железнодорожного подвижного состава;

2) номер, табличку завода-изготовителя с указанием даты и места постройки;

3) идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами;

4) дату и место производства установленных видов ремонта (кроме локомотивов);

5) массу тары (кроме локомотивов).

Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи:

1) на локомотивах, мотор-вагонном железнодорожном подвижном составе и СПС – конструкционная скорость, серия и бортовой номер, наименование места приписки, таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов;

2) на пассажирских вагонах, мотор-вагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, на котором предусматривается доставка работников к месту производства работ и обратно, – число мест;

3) на грузовых, почтовых, багажных вагонах – грузоподъемность.

На каждый локомотив, вагон и единицу мотор-вагонного и СПС ведется технический паспорт (формуляр), содержащий технические и эксплуатационные характеристики.

5. Не допускается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах подвижной состав, в том числе СПС, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения.

6. Подвижной состав и СПС должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта и техническое обслуживание.

Не допускается выпускать в эксплуатацию СПС, оснащенный путеизмерительной и дефектоскопной аппаратурой, не прошедшей ежегодную метрологическую поверку, плановые ремонты аппаратуры согласно эксплуатационной документации производителя, но не реже: техническое обслуживание не реже 1 раза в год, средний ремонт не реже 1 раза в 2 года, модернизация не реже 1 раза в 4–6 лет.

7. Владельцы железнодорожного подвижного состава и работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие, обеспечивают исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и соблюдение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава.

8. Техническое состояние подвижного состава и СПС должно систематически проверяться при техническом обслуживании локомотивными бригадами или бригадами СПС, комплексными и специализированными бригадами в пунктах технического обслуживания, в грузовых и пассажирских депо, на заводах и в ремонтных базах, путевых машинных станциях и депо для СПС, оснащенных современными диагностическими средствами.

9. Работники, непосредственно осуществляющие техническое обслуживание и ремонт, мастера и руководители соответствующих заводов, депо, ремонтных предприятий, в том числе депо для СПС, путевых машинных станций, дистанций, мастерских и пунктов технического обслуживания следят за качеством выполненного технического обслуживания и ремонта и безопасностью движения подвижного состава и СПС.

10. Тяговый подвижной состав, а также пассажирские вагоны, СПС осматриваются комиссионно два раза в год (весной и осенью).

Виды и сроки технического обслуживания, ремонта устанавливает уполномоченный орган.

11. Локомотивные, а также установленные на пассажирском, мотор-вагонном и СПС устройства безопасности и поездной радиосвязи периодически осматриваются на контрольном пункте с проверкой действия и регулировкой этих устройств.

Периодичность осмотра устройств безопасности и поездной радиосвязи устанавливается владельцами инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава.

12. Не допускается оставлять на деповских путях и путях предприятий в рабочем состоянии локомотивы, мотор-вагонный и СПС без наблюдения работника, знающего их эксплуатацию, а на станционных путях – без машиниста, водителя СПС или их помощников.

13. Внесение изменений в конструкцию эксплуатируемого железнодорожного подвижного состава, влияющих на его эксплуатационные характеристики, допускается при условии соблюдения требований эксплуатационной документации.

14. Порядок продления срока службы грузовых и пассажирских вагонов, тягового подвижного состава и СПС устанавливается уполномоченным органом.

Наши рекомендации