Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности

Методы предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность ГА РФ

Постановление правительства РФ от 30 июля 1994 г. N897 "О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" (с изменениями от 22 апреля 1997 г., 6 марта 1998 г.)

Федеральная система обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система) разработана в соответствии с Руководством по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации.

Меры предусмотренные Федеральной системой, применяются в отношении гражданских воздушных судов, национальных и иностранных эксплуатантов (авиакомпаний), выполняющих внутренние и международные воздушные перевозки, на территории Российской Федерации, а также в отношении аэропортов, закрепленных за ними территорий и сооружений, расположенных на них.

Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих

· создание и функционирование служб авиационной безопасности,

· охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации,

· досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов,

· предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.

Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности

a) Территория аэропорта, включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, авиатопливообеспечения и коммерческие склады должны иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

b) Досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется для предотвращения несанкционированной доставки на борт воздушного судна оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других веществ, которые могут использоваться для совершения акта незаконного вмешательства. При отказе пассажира от досмотра перевозчик вправе расторгнуть договор воздушной перевозки.

c) При перевозке оружия и боеприпасов оружие огнестрельное, спортивное, охотничье, боевое и боеприпасы к нему, а также холодное оружие при наличии у пассажира соответствующего разрешения перевозятся в упакованном, разряженном виде, в изолированных от пассажирских салонов отсеках воздушного судна.

d) Воздушные суда должны находиться под постоянной охраной службы авиационной безопасности. При подготовке самолета к вылету службой авиационной безопасности осуществляется предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также выявления посторонних лиц.

e) Для досмотра пассажиров, членов экипажей, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов аэропорт должен иметь специальные технические средства, обеспечивающие обнаружение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других предметов и веществ, которые могут быть использованы в целях совершения акта незаконного вмешательства, а также нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа и безопасности полета воздушного судна.

Методы предотвращения актов незаконного вмешательства по критериям надежности:

- Отбор, подготовка и расстановка специалистов авиационной безопасности;

- Охрана объектов ГА;

- Контроль доступа;

- Охрана периметра;

- Использование кинологических служб;

- Использование видеонаблюдения;

- Психологический метод;

- составление Программ безопасности аэропорта/авиакомпании;

- планирование, отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА,

- оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);

- организация пропускного и внутри объектового режима аэропортов,

- специальный предполетный осмотр ВС на безопасность;

- досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра.

Наши рекомендации