Факельный процесс сжигания топлива
Лекция 3
Тема 4. Устройство для сжигания топлива
Топливная система котла
Факельный процесс сжигания топлива
3.Тяга и тягодутьевые устройства
Топливная система котла
Топливная система предназначена для подготовки топлива и его бесперебойной подачи к форсункам котла. В систему входят топливные емкости, насосы, фильтры, подогреватели, трубопроводы с арматурой и контрольно-измерительными приборами.
Топливные системы современных судов могут иметь арматуру, управляемую дистанционно.
Топливо, предназначенное для сжигания в котлах, хранится в топливных танках (бункерах), размещенных в междудонном, пространстве или в цистернах. Некоторые топливные танки имеют немного увеличенную высоту; они называются диптанками. Топливо, находящееся в емкостях основного запаса, должно иметь вязкость, при которой возможна его перекачка в расходные цистерны, поэтому их оборудуют змеевиками обогрева, а приемные трубопроводы — паровыми спутниками. Паровой спутник представляет собой паропровод, проложенный совместно с топливным трубопроводом.
На судне обычно устанавливают расходные цистерны, вместимость которых соответствует 12—24-часовому расходу топлива на котлы. В этом случае они являются одновременно и отстойными. Все емкости должны быть оборудованы устройствами для замера в них уровня топлива: мерительными трубами, поплавковыми или иными устройствами в зависимости от назначения и расположения их на судне, а также иметь воздушные трубы, выведенные на открытые палубы. Воздушные трубы предназначены для сообщения танка или цистерны с атмосферой. По ним удаляются выделяющиеся из топлива газы. Верхние концы труб, выходящие на открытую палубу, имеют предохранительные колпаки с огнезащитной проволочной сеткой.
Для определения количества топлива, находящегося в емкостях, их оборудуют мерительными трубами, которые выходят на открытые палубы и закрываются пробками на резьбе. Выходящие в машинное помещение мерительные трубы оборудуют самозакрывающимися приспособлениями. Емкости, расположенные в пределах машинного помещения, могут иметь также сигнализацию об их заполнении или опорожнении.
Топливные насосы используют различных типов, но наибольшее распространение получили винтовые или шестеренные электроприводные насосы. Приемные и напорные фильтры системы применяют обычно сетчатые спаренные, благодаря чему можно поочередно очищать их без вывода системы из действия. Засорившийся фильтр отключают и после очистки фильтрующего элемента вновь вводят в действие или оставляют в резерве. Загрязненность фильтра определяют по перепаду давлений на манометрах, установленных до и после него. Предельный перепад давлений указывается в инструкциях. На напорных сетчатых фильтрах перепад давлений обычно не должен превышать 0,1 МПа. Уменьшение перепада свидетельствует о прорыве фильтрующей сетки.
Подогреватель топлива обычно представляет собой теплообменный аппарат с петлевыми трубами, по которым движется топливо (рис. 3.1). Корпус 9 подогревателя в верхней части фланцем соединен с трубной доской 1 и крышкой 3. В трубной доске закреплены трубы 10, имеющие форму петель. Перегородка 5 в крышке и патрубки — входной 2 и выходной 4 — образуют ряд полостей, благодаря чему обеспечивается последовательный проход топлива по всем петлям. Греющий пар поступает через патрубок 11 и благодаря наличию диафрагм 8 делает в кор-пусе подогревателя несколько ходов. Отвод конденсата осуществляется через клапан 7. Подогреватель петлевого типа является достаточно надежным теплообменным аппаратом, так как закрепление труб только в одной трубной доске дает им возможность свободно расширяться при нагревании. Подогреватель дЛя контроля уровня оборудован водо- указательным стеклом 6.
В топливной системе котельной установки, работающей на мазуте (рис. 3.2), предусматриваются расходные мазутные цистерны 1 и цистерна 2 дизельного топлива. Дизельное топливо, не требующее первоначального подогрева, используется при растопке котла. Топливо из танка 9 через клапанную коробку 10 забирается одним из топливоперека- чивающих насосов 11 и подается в расходную цистерну 1. Один из
Рис. 3.1 Подогреватель топлива |
топливно-форсуночных насосов 7 за бирает через фильтр 8 топливо из расходной цистерны и нагнетает его через подогреватель 5 и фильтр 4 к форсунке котла. В схеме предусмот рен сброс топлива через предохра ' нительный клапан 6 из нагнетатель ной магистрали насоса 7 в его при емную магистраль при перекрытии нагнетательной ветви трубопровода а также сброс через регулирующий клапан 3 излишков топлива в случае уменьшения нагрузки котла. I
Требования к топливным системам котлов регламентированы Правилами Регистра , основными из которых являются следующие:
система должна оборудоваться не менее чем двумя комплектами топливных насосов и фильтров на приемной и нагнетательной магистралях, а также двумя комплектам подогревателей топлива. Каждый комплект должен быть рассчитан на полную паропроизводительност обслуживаемых котлов; насосы, обслуживающие топливную систему, не должны иснользоваться для других целей. Эти насосы, помимо местного поста упраления, должны иметь средства для остановки их из легкодоступных мест вне помещения, в котором они расположены;
на трубопроводе, подающем топливо к форсункам каждого котла должен быть установлен быстрозапорный клапан;
подогревать топливо в танках и цистернах можно только при помощи, паровых или водяных змеевиков, при этом давление пара допускается не выше 0,7 МПа. Максимальная температура подогрева в цистернах должна быть не менее чем на 10 ниже температуры вспышки паров топлива; расходные и отстойные цистерны должны иметь клапаны самозапорного типа для спуска отстоя. Сточные трубы оборудуются смотровые стеклами или воронками с поддоном; топливные трубопроводы должны располагаться в стороне от трубопроводов других систем, в хорошо видимых и доступных местах, не проходить над двигателями, паропроводами, котлами, выпускными коллекторами и дымоходами.
Факельный процесс сжигания топлива
На процесс горения топлива в топке котла влияют реагирующие вещества самого топлива и элементы оборудования его топочной камеры. Сжигание жидкого топлива в топке протекает в виде факельного процесса, для осуществления которого служит топочное устройство, в состав которого входят два основных узла: форсунка и воздухонаправляющее устройство (ВНУ). В ряде случаев большое влияние на факельный процесс сжигания топлива оказывает компоновка самой топки (топочной камеры). Экономичность работы котла в значительной степени определяется правильностью организации факельного процесса в топке. Для его нормального протекания необходимо обеспечить непрерывную подачу подготовленного топлива; поддержание оптимальных давления и температуры топлива в зависимости от режима работы котла; правильную установку форсунки; хорошее техническое состояние форсунки; хорошее распыливание топлива форсункой; подачу необходимого количества воздуха; поддержание оптимального соотношения между количеством сжигаемого в топке топлива и количеством подаваемого воздуха (соотношение «топливо — воздух»); поддержание устойчивости фронта пламени путем поддержания высокой температуры; постоянный отвод из котла продуктов сгорания топлива.
Сжигание жидкого топлива в топке котла можно рассматривать как ряд последовательно протекающих процессов: распиливание, подогрев, испарение, термическое разложение, окисление, воспламенение, горение. Первоначальное зажигание топлива производится от постороннего источника. Непосредственно горение начинается, когда температура легковоспламеняющихся фракций топлива достигнет температуры воспламенения. Факельный процесс протекает в такой последовательности:
Рис.3.3 Аэродинамическая структура факела
распыленное топливо из форсунки 1 (рис. 3.3) поступает в воздушную среду топки, где происходят интенсивный нагрев, испарение и частичная газификация топлива под влиянием горящего факела, частично фурмы 4 и рециркуляции горящих частиц с последующим термическим разложением топлива на простейшие горючие газы, вступающие в реакции с кислородом воздуха. Нагреванию способствует также диффузор 2, который защищает начальную зону (корень факела) от потока воздуха. Фронт горения устанавливается в том месте факела, где горючая смесь продуктов газификации топлива с воздухом имеет достаточно высокую для воспламенения температуру. Факельный процесс интенсифицируется благодаря хорошему распыливанию топлива (поверхность его соприкосновения с воздухом и газами при этом возрастает во много раз), а также перемешивающимся газовоздушным потокам, возникающим из-за закрученного потока воздуха, поступающего через лопаточный аппарат 3 ВНУ. На рис. 3.3 также обозначены границы зоны обратных токов 5, зоны основного горения 6 и кирпичная кладка 7.
Факельный процесс характеризуется ограниченным временем нахождения частиц топлива в топке, а значит, и минимальным количеством топлива в топочном объеме. Время пребывания частиц топлива в топке обычно не превышает 1 с, отсюда можно заключить, что факельный процесс чувствителен ко всяким видам нарушения режима горения.
3. Тяга и тягодутьевые устройства
Одним из условий устойчивого горения топлива в топке котла являются непрерывная подача в нее воздуха и удаление продуктов сгорания.
Для преодоления возникающих сопротивлений в воздушно-газовом тракте должна быть обеспечена движущая сила. Она может быть создана естественной тягой, искусственным дутьем с помощью вентилятора или искусственной тягой, создаваемой дымососом.
Естественная тяга, часто называемая самотягой, зависит от плотностей окружающего воздуха, дымовых газов и высоты газохода. Полной высотой газохода Ндт (рис. 3.4) считает ся расстояние от центра нижней форсунки до среза дымовой трубы. Оно составляет обычно 20—25 м.
Рис.3.4 Схема котла с естественной тягой.
Подсчитывается самотяга (Па) по формуле
Нс = 0,981 Ндг( ρв+ ρг). (3.1)
где Ндг — высота газохода, м; ρв и ρг — плотности соответственно окружающего воздуха и дымовых газов (кг/м3) при соответствующих температурах.
У современных котлов самотяга не компенсирует всех сопротивлений воздушно-газового тракта и поэтому в дополнение к ней предусматривается установка вентиляторов, а иногда и дымососов.
Основным элементом тягодутьевого устройства является вентилятор, получивший преимущественное распространение. На большинстве судов приводом к вентиляторам служат электродвигатели переменного тока, которые могут быть односко- ростными или с несколькими ступенями скорости. На промежуточных нагрузках, котла, оборудованного односкоростным вентилятором, расход воздуха обычно регулируется с помощью заслонок, устанавливаемых на стороне всасывания. При многоскоростном вентиляторе заслонки могут регулировать расход «оздуха в диапазонах между ступенями скорости. Дроссельные заслонки связаны, как правило, с гидравлическимили электрическим исполнительным механизмом системы автоматического регулирования процесса горения.
Мощность двигателя вентилятора принимают исходя из условий требуемого напора и подачи воздуха при максимальной нагрузке котла.
Односкоростной центробежный котельный вентилятор типа 90К-25 с подачей воздуха 2,5 м3/с при давлении 2 кПа показан на рис. 3.5. В корпусе 1 на валу 4, приводимом во вращение электродвигателем 5, закреплено рабочее колесо 3. Воздух засасывается через приемный патрубок 2 и нагнетается в направлении, указанном стрелкой.
Вытяжная тяга осуществляется с помощью дымососа, создающего разрежение в дымоходе. Дымососы используются редко. Они могут применяться на пассажирских судах для лучшего отвода газов от дымовой трубы с целью исключения задымления палуб, могут включаться при сажеобдувке, при применении на котле нескольких ротационных форсунок. В последнем случае, если одна из таких форсунок извлекается, то образуется большая амбразура, через которую возможен выброс пламени от работающей форсунки. Необходимо создавать в топке разрежение, что достигается установкой временного щита.
Дымососы могут быть выполнены в виде вытяжного вентилятора или пароструйного эжектора. Пароструйный эжекторный дымосос (рис. 3.6) состоит из диффузора расположенного в дымовой трубе, и сопла 2, установленного по его оси.
Подводимый через патрубок 3 пар, выходя с большой скоростью, увлекает за собой дымовые газы, создавая разрежение в газоходе и топке котла. Применяют пароструйные дымососы обычно кратковременно, так как это связано с большим невозвратным расходом пара. Вытяжные вентиляторы используют редко, учитывая, что они постоянно работают в тяжелых условиях в потоке горячих газов.
В утилизационных котлах сопротивление газохода преодолевается под воздействием избыточного давления отработавших газов дизеля или газотурбинной установки.
Для измерения силы тяги используются манометры, называемые тягомерами. Широко используется U- образный тягомер (рис. 3.7), у которого один конец стеклянной трубки 1 соединен с рабочей средой, другой — с атмосферой.
Рис. 3.6. Пароструйный дымосос | Рис. 3.7. U-образный тягомер |
Трубка закреплена на планке 2 со шкалой и заполнена подкрашенной для лучшей видимости водой.
Используют иногда нерегиетри- рующие или регистрирующие мембранные тягомеры, работающие на принципе перемещения мембраны и связанной с ней стрелки под действием измеряемой силы. Регистрирующие тягомеры производят одновременно запись показаний на ленту.
Контрольные вопросы:
1. Какие основные элементы входят в составтопливной системы парового котла?
2. Что представляет собой факельный процесс горения топлива и какие условия обеспечивают его устойчивость?
3. Какие возможны разновидности тяги?
4. Как тяга влияет на устойчивость горения топлива в топке котла?
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,