Основные пожарные автомобили целевого применения
Основные пожарные автомобили целевого применения предназначены для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах. В зависимости от типа вывозимых огнетушащих веществ и способа их подачи классифицируются на следующие типы:
1. АПТ - автомобили пенного тушения пожарные;
2. АП - автомобили порошкового тушения пожарные;
3. АГТ - автомобили газового тушения пожарные;
4. АГВТ - автомобили газоводяного тушения пожарные;
5. АКТ - автомобили комбинированного тушения пожарные;
6. АА - автомобили аэродромные пожарные;
7. ПНС - пожарная насосная станция.
Пожарные автомобили пенного тушения. Автомобили пенного пожаротушения применяются в тех случаях, когда пожары могут быть потушены воздушно-механической пеной. Они предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и пенообразователя. Любая пожарная автоцистерна, имеющая насос и пеносмеситель, может быть использована как автомобиль пенного тушения, если ее емкости заполнены пенообразователем. Например, пожарный автомобиль пенного тушения АВ-40 (375Н) Ц50А (таблица 2.3) отличается от автоцистерны АЦ-40(375)Ц1 только комплектом дополнительного оборудования: двумя ручными переносными пеноподъемниками, обеспечивающими подъем пеногенераторов на высоту до 13 м, стационарным комбинированным лафетным стволом с подачей пенообразующего раствора до 40 л/с, шестью пеногенераторами ГПС-600 и двумя дозирующими вставками.
Пожарный автомобиль пенного тушения наиболее целесообразно использовать совместно с автоцистернами, насосно-рукавными автомобилями или пожарными насосными станциями. В этом случае пенообразователь из цистерны автомобиля пенного тушения пожарным насосом подается в напорную рукавную линию пожарной автоцистерны через переносной пеносмеситель. При наличии водоисточника у места пожара пенообразователь подается в пожарный насос через стационарный пеносмеситель ПС-5. В случае необходимости автомобиль пенного тушения может быть использован как пожарная автоцистерна.
Пожарные автомобили порошкового типа. Автомобили порошкового типа (ПА) предназначены для тушения пожаров на промышленных объектах химической нефтеперерабатывающей промышленности, атомной энергетики, а также в сооружениях и на воздушных судах Аэрофлота.
Они служат для доставки к месту пожара личного состава, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов типа ПС-Б. До 1986 г. нашей промышленностью выпускались автомобили порошкового тушения АП-3(130). В настоящее время они сняты с производства, но в частях еще используются.
Пожарные автомобили газового тушения. Пожарные автомобили газового тушения предназначены для тушения пожаров электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов пожара в труднодоступных местах, например в подпольных пространствах. Кроме того, они могут использоваться для тушения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей в ваннах или жидкостей, разлитых по поверхности.
Таблица 2.3
Автомобили монтируются на шасси грузоподъемностью до 5000 кг. Основой автомобиля является установка газового тушения, состоящая из стальной сварной рампы, закрепленной на раме автомобиля. В специальных гнездах рампы при помощи хомутов крепятся баллоны с диоксидом углерода (углекислотой). Баллоны могут оборудоваться вентилями или запорно-пусковыми устройствами. Запорно-пусковые головки по сравнению с вентилями обеспечивают более быстрый выпуск диоксида углерода из баллонов, а следовательно, сокращают время привода установки в действие. Все баллоны соединяются в общий коллектор к которому прикреплены при помощи резьбовых соединительных муфт бронированные шланги. К шлангам присоединяются стволы-снегообразователи или ломы-распылители для подачи углекислоты в труднодоступные места.
Пожарные автомобили газоводяного тушения. Пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ) – пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения боевых действий по его тушению. В нашей стране для наземного применения используются авиационные турбореактивные двигатели (ТРД) отработавшие летный моторесурс. Способность двигателей этого типа создавать мощный целенаправленный поток газов, обладающих большой кинетической энергией, нашла применение в установках для тушения пожаров газонефтяных фонтанов с помощью автомобилей газоводяного тушения (АГВТ).
Пожарный автомобиль газоводяного тушения представляет собой шасси транспортного автомобиля, на грузовой платформе которого расположена авиационная турбина при сгорании топлива турбина образует поток отработанных газов с пониженным (до 14 . . . 16 %) содержанием кислорода. В газовый поток при помощи стационарно установленных лафетных стволов подается вода. Газоводяной поток и является огнетушащим средством, используемым на пожарном автомобиле типа АГВТ. Механизм тушения газоводяного потока основан на снижении температуры горящего объекта в зоне подачи огнетушащего средства, а также разбавлении горючих паров и газов инертными.
Пожарные автомобили комбинированного тушения. При высокой скорости тушения с применением огнетушащих порошковых составов (ОПС) иногда проявляется существенный недостаток метода порошкового тушения: локализованные очаги горения при общем успехе тушения могут дать повторное воспламенение по всей площади объекта тушения. Поэтому необходимо применять такие методы и средства тушения, которые гарантируют полный эффект.
В настоящее время разработан метод комбинированного тушения, который успешно применяется во многих странах. Сущность метода заключается в последовательной подаче на очаг горения ОПС и воздушно-механической пены. ОПС обеспечивают тушение на основной площади, а отдельные участки горения дотушиваются пеной.
Для реализации этого метода созданы пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ). Компоновка АКТ зависит от типа установок надстройки (порошковой пенной или водопенной), а также базового шасси. Выбор шасси для автомобиля комбинированного тушения определяется прежде всего его назначением.
Компоновочная схема порошковой и водопенной установок должна обеспечивать оперативность боевого развертывания, удобство размещения элементов и узлов на базовом шасси управления, обслуживания и ремонта, а также устойчивость автомобиля и маневренность его на пожаре.
Пожарные аэродромные автомобили. Аэродромные пожарные автомобили (АА) предназначены для доставки к месту аварии самолета личного состава, пожарного оборудования пенотушащих средств и средств механизации. АА используются для спасания пассажиров и экипажа самолета, тушения возникшего пожара и производства работ по ликвидации последствий аварий.
Тактико-технические требования к пожарным автомобилям аэродромной службы базируются на опыте тушения пожаров самолетов различных марок и типов. Как показали практика тушения самолетов и опыты, проведенные в СССР и за рубежом, время с момента объявления тревоги до ввода огнетушащих средств не должно превышать 2 …3 мин. При этом следует учитывать, что во время катастрофы современного самолета может произойти разлив 70 . . . 100 т топлива. В этих условиях оборудование пожарных автомобилей и выводимые огнетушащие вещества должны обеспечить тушение и локализацию горения спасание пассажиров и экипажа самолета.
Пожарные автомобили аэродромной службы классифицируются: по назначению; по грузоподъемности и количеству огнетушащих средств; по виду применяемых огнетушащих средств.
По назначению АА разделяются на стартовые и основные. На стартовых АА пожарные подразделения несут службу в непосредственной близости от стартовой взлетной полосы. К ним относятся АА-40(131)139 на базовом шасси ЗиЛ-131 и АА-40(43105)189 на базовом шасси КамАЗ.
Основные пожарные автомобили располагаются, как правило, в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся аэродромные автомобили АА-60(7310)160.01 на шасси повышенной проходимости МАЗ-7310, а также вышеназванные автомобили АА-40(43105)189. Следует иметь в виду что АА-40(131)139 снят с серийного производства в 1987 г., однако в эксплуатации до сих пор находится значительное количество этих автомобилей. Заменяет его в боевом расчете пожарных подразделений АА-40(43105)189. Таблица 2.4
Технические характеристики АА-5,3/40-50/3
Полная масса | 15100 кг |
Шасси | КАМАЗ-43101 |
Колесная формула | 6x6 |
Число мест боевого расчета | 3 чел. |
Максимальная скорость движения | 80 км/ч |
Производительность насоса | 40 л/с |
Вместимость цистерны для воды | 5000 л |
Вместимость бака | 300 л |
Масса возимой углекислоты | 50 кг |
Средство подачи углекислоты | Раструб, ствол |
Пожарные насосные станции. Пожарные насосные станции (ПНС) относятся к основным пожарным автомобилям и предназначены для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к передвижным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. Кроме того, ПНС могут использоваться для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
В настоящее время ПНС выпускаются на шасси автомобиля ЗИЛ-131 [марка ПНС-110(131) 131А] и на прицепах. Насосные установки ПНС на шасси ЗИЛ-131 и на прицепах не имеют различий.
Таблица 2.5