Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения

Тушение пожаров на различных сооружениях промышленных предприятий, добычи газа и нефти, а также их хранение и транспортирование, сельско-0озяйственного производства, объектах культуры и т.д. осуществляется пожарными автомобилями, отличающимися от автоцистерн.

В зависимости от назначения объектов пожарными автомобилями требуется обеспечивать специфические функции. Основные из них могут быть:

подача воды в больших количествах;

обеспечение использования пожарных рукавов в количествах больших, чем на автоцистернах;

применение для тушения пены, требующей больших запасов пенообразователя;

использование порошкообразных огнетушащих веществ (порошков);

проведение тушения, используя порошки и пену;

осуществление тушение инертными газами.

Использование различных ОВ, реализация разных механизмов тушения потребовала создания пожарных автомобилей тушения, отличных от автоцистерн.

Пожарные насосные станции и рукавные автомобили

Пожарные насосные станции

Пожарные насосные станции (ПНС) не имеют возимого запаса воды. Они предназначены для перекачки воды по магистральным рукавным линиям из естественных или искусственных водоисточников:

к передвижным лафетным стволам;

к пожарным автомобилям;

к месту крупного пожара для создания резервного запаса воды.

В основном они предназначены для тушения крупных пожаров. При этом они применяются совместно с рукавными автомобилями АР-2, автомобилями водопенного тушения АВ-20 или АВ-40, пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении крупных пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов. При тушении газовых и нефтяных фонтанов они обеспечивают работу автомобилей газоводяного тушения (АГВТ). Они используются при чрезвычайных ситуациях, тушении объектов энергетики, на объектах химической и нефтехимической промышленности.

Все ПНС создаются на полноприводных шасси (6×6) с удельной мощностью не менее 11 кВт/т. На них устанавливают пожарные насосы, обеспечивающие подачу воды 100-110 л/с при напорах 100 м. пожарные насосы на них имеют свой автономный приводы. Это обычно мощные дизели, валы которых сопряжены (посредством муфт) с валами насосов. Следовательно, на ПНС эксплуатируются два двигателя: двигатель шасси и двигатель пожарного насоса.

В отличие от автоцистерн, на которых двигатели работают в двух режимах – транспортном и стационарном, на ПНС двигатель шасси эксплуатируется только в транспортном режиме и ненагруженном стационарном (при ЕТО), а двигатель насоса – только в стационарном режиме.

Наличие на ПНС двух двигателей предопределило особенности их компоновки на примере ПНС-110(рис. 9.1). Двигатель автомобиля ЗИЛ-131 размещен перед кабиной, а в кузове ПНС установлен автономный дизель 1, который с муфтой сцепления и карданным валом соединен с насосом 6.

В качестве источника энергии для привода пожарного насоса используются четырехтактные двенадцатицилиндровые дизели 2Д12Б модернизированный дизель 2Д12Бс. Эти дизели развивают мощность 220 кВт при частоте вращения 2100 об/мин. На ПНС они эксплуатируются в стационарном режиме, поэтому дизель, кроме собственной системы охлаждения, оборудован дополнительным теплообменником, включенным в пожарный насос. Вода, поступающая в теплообменник из пожарного насоса, дополнительно охлаждает воду системы охлаждения двигателя. Дополнительно охлаждается масло в маслобаке.

Дизели характеризуются большими значениями степеней сжатия. Поэтому для их пуска применяются мощные стартеры, получающие питание от аккумуляторных батарей 6-СТЭ-128 емкостью 256 ампер-часов. Кроме того, они оборудованы аварийной системой воздухопуска сжатым воздухом, содержащимся в двух баллонах при давлении 15 МПа.

Для обеспечения надежного пуска двигателя при низких температурах он оборудован специальным пусковым подогревателем, обеспечивающим разогрев воды в системе охлаждения и масла в маслобаке.

На ПНС установлены пожарные насосы ПН-110Б. Они геометрически подобны универсальным насосам ПН-40УВ и отличаются от них только размерами и массой. На насосе имеется всасывающий патрубок диаметром 200 мм и два напорных патрубка диаметром по 100 мм.

Насос ПН-110 обеспечивает подачу воды в количестве 110 л/с, развивая напор 100 м. Эти значения величин подачи и напора получают при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 1350 об/мин (рис. 9.2).

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

а
б
10
9
8
7
2
6
1
3
4
5
Органы управления и контроля на пульте

Рис. 9.1. Компоновка и структурная схема ПНС-110:

а – компоновка ПНС-110:

1 – двигатель 2Д-12Б; 2, 9 – топливный бак; 3 – баллоны со сжатым воздухом; 4 – боковые отсеки; 5 –муфта сцепления; 6 – центробежный насос ПН-110; 7 – органы управления и контроля на пульте; 8 – карданный вал; 10 - масляный бак; б – структурная схема агрегатов и систем ПНС-110

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис. 9.2. Гидравлическая характеристика ПН-110 и ПЦНН-100/100

1 – n = 1300 об/мин; 2 – n = 1400 об/мин

Максимальная высота всасывания насоса 7 м. Насосная установка состоит из насоса, системы всасывающих и напорных трубопроводов, заборной арматуры и измерительных приборов: вакуумметра, манометра, тахометра.

Насос имеет пеносмеситель с дозатором, обеспечивающим одновременную работу шести пеногенераторов ГПС-600 или четырех ГПС-2000.

Для забора воды из открытых водоисточников на насосе ПНС имеется система всасывания. Газоструйный вакуумный аппарат смонтирован на выхлопной трубе двигателя шасси. Им управляют с помощью электропневмопривода. Станция имеет и другие органы управления: регулятор оборотов двигателя, рукоятку выключения сцепления двигателя привода насоса. Наличие системы вакууммирования, установленной на двигателе привода насоса, позволяет производить подачу воды без участия двигателя шасси. Кроме того, сокращается в два раза количество рычагов управления по сравнению с ранее выпускаемой машиной. На ранее выпускаемых машинах газоструйный вакуумный аппарат устанавливался на карбюраторном двигателе шасси.

Для обеспечения работы ПНС комплектуются небольшим количеством пожарного оборудования (ПО) (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Наименование Количество, шт.
Рукав всасывающий диаметром 125 мм, длиной 4 м Сетка всасывающая СВ-125 Ключ К 150 Ключ К 80 Четырехходовое разветвление 150х77х77х77х77 Огнетушитель ОУ-5 Лебедка ручная ЛР—0,15 Топор А-2 Лопатка ЛКО Лом с шаровой головкой

Оборудование размещено в кузове с боковыми дверями шторного типа и задней дверью, открывающейся вверх.

Кузов оборудован плафонами освещения и выключателями контроля закрытия дверей.

Над задней дверью установлены проблесковый маячок синего цвета и фара-прожектор освещения рабочей зоны.

По желанию заказчика ПНС этого типа в настоящее время могут сооружаться на шасси КамАЗ (43114) или Урал (5557).

Для ПНС разработан новый центробежный насос, обеспечивающий подачу 100 л/с воды или раствора пенообразователя при напоре 100 м, потребляющая мощность которого 185 кВт – НЦПН – 100/100. Принципиальная схема расположения рабочих колес на валах и привода к ним показана на рис. 9.3.

Из анализа этой схемы следует, что насос представляет собой агрегат, состоящий из двух двухступенчатых центробежных насосов, объединенных общим редуктором 6. Полумуфта 7 служит для соединения вала насоса 1 с автономным двигателем внутреннего сгорания. Каждый из них является насосом консольного типа с осевым подводом воды в первую ступень. После первой ступени вода по отводящим устройствам 4 поступает во вторую ступень, как показано стрелками. После второй ступени вода поступает в направляющий аппарат 5 с кольцевой камерой. Из этой камеры вода направляется в общий коллектор (на рисунке не показан), оборудованный двумя вентилями, заканчивающимися напорными патрубками с муфтовыми рукавными головками.

Уплотнения колес и межступенчатые уплотнения – щелевого типа. Концевые уплотнения валов – торцевого типа, выполненные из силицированного графита.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

7
6
5
4
3
2
1
9
8

Рис. 9.3. Насос пожарный НЦПН-100/100:

1 – вал; 2 – вакуумный насос; 3 – рабочее колесо; 4 – отводящее устройство;
5 – направляющий аппарат; 6 – редуктор; 7 – полумуфта; 8 – канал в коллектор;
9 – дозатор

Насос имеет два всасывающих патрубка диаметром 125 мм и два напорных патрубка диаметром 100 мм. Он оборудован автоматической вакуумной системой водозаполнения. Система состоит из двух вакуумных шиберных насосов 2, которые работают от электродвигателей, получающих питание от аккумуляторных батарей базового шасси.

Вакуумные насосы обеспечивают разрежение в системе всасывания со всасывающими рукавами, достигающее 0,08 МПа. Заполнение всей всасывающей системы с высоты всасывания 7,5 м осуществляется за 60 с – не более. Вакуумная система имеет один вакуумный клапан, управляемый вакуумным реле одного из электродвигателей.

Электрический ток, потребляемый системой водозаполнения, не превышает 200 А.

На каждом корпусе центробежных насосов установлены измерительные патрубки7 (рис.9.4). Вода, протекающая по патрубку 7 поворачивает заслонку 3, закрепленную на оси 2. На кронштейне 6 закреплен резистор 1. При повороте оси 2 импульс от резистора поступает на электронный блок. При прекращении подачи воды заслонка 3 возвращается в исходное положение пружиной 4. Горизонтальное положение заслонки 3 на рис.9.4 указывает на прекращение подачи воды.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.4. Патрубок измерительный:

1 – резисторо; 2 – ось заслонки; 3 – заслонка; 4 – пружина; 5 – оправка; 6 – кронштейн; 7 – патрубок

На насосном агрегате установлена автоматическая система дозирования, обеспечивающая подсос пенообразователя и дозированную его подачу во всасывающие полости обоих насосов. В зависимости от подачи насоса заданная концентрация пенообразователя поддерживается дозатором (рис.9.5). В корпусе дозатора 9 на оси 4 установлена заслонка 5. Зубчатое колесо 3 (поз.16 на рис.9.6) находится в зацеплении с косозубой трибкой 2 (трибка – мелкомодульное зубчатое колесо с малым числом зубьев, составляющее одно целое со своей осью). В положении, изображенном на рисунке, заслонка перекрывает трубопровод 9, по которому из пенобака поступает пенообразователь. Заслонка 5 поворачиваясь до 900 перекрывает сечение трубопровода. Следовательно, ее положение обеспечивает требуемое количество пенообразователя. Ось заслонки 4 соединена с резистором 6, установленном на кронштейне 7.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.5. Дозатор: 1 – ось редуктора (поз.15 на рис.9.6); 2 – косозубая трибка (поз.6 на рис.9.6); 3 – зубчатое колесо (поз.16 на рис.9.6); 4 – ось заслонки; 5 – заслонка; 6 – колпачок; 7 – кронштейн; 8 – резистор; 9 – корпус дозатора.

Регулирование положением заслонка 5 может осуществляться вручную или автоматически с помощью резистора дозатора (рис.9.6).

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.6. Редуктор дозатора:

1 – корпус; 2 – электродвигатель; 3 – трибка; 4 – прямозубое колесо; 5 – червяк; 6 – червячное колесо (косозубое); 7 – нажимной диск; 8 – регулировочный болт пружины; 9 – ручка; 10 – шкала; 11 – втулка; 12 – упор; 13 – ось дозатора; 14 – колесо косозубое; 15 – ось редуктора;16 – трибка косозубая.

а оси редуктора 15 закреплена трибка косозубая 16 и втулка 16. На ней размещено червячное (косозубое) колесо 5. Его положение фиксируется нажимным диском 7 пружинами 8. На одной оси с червячным колесом установлено прямозубое колесо 4, находящееся в зацеплении с трибкой 3, соединенной с электродвигателем 2..

Сила прижатия червячного колеса 6 диском 7 ограничена так, что при повороте рукоятки 9 втулка 11 скользит по торцам червячного колеса 6. В этом косозубая трибка 16 повернет колесо 14 и его ось 13 на дозаторе (поз.1 на рис.9.5). Поворот оси 4 дозатора (рис.9.5) зафиксирует резистор 8 (поз.8 на рис.9.5).

При изменении подачи воды рассогласовываются показания резистора дозатора (поз.8, рис.9.5) и резистора на оси заслонки измерительного патрубка. С электронного блока подается команда на устранение рассогласования. При этом электродвигатель дозатора через редуктор автоматически обеспечит поворот его заслонки. Контроль уровня дозирования осуществляется по шкале дозатора.

Блок автоматической системы дозирования (АСД) обеспечивает требуемый уровень концентрации пенообразователя в автоматическом режиме. Он имеет регулятор концентрации пенообразователя и индикатор нулевой подачи насоса «Нет подачи».

В кабине водителя установлен щит, с которого осуществляется контроль открытия дверей кузова, включение маяка, прожекторов и лампы подсветки места командира.

На крыше кабины находится светоакустическая балка и фара-прожектор. Управление ими осуществляется из кабины водителя.

Основные параметры технических характеристик некоторых ПНС представлены в табл.9.2.

Таблица 9.2

№ п/п Наименование параметров Размер ность Модель ПНС
ПНС-110(131)-131А ПНС-100 КамАЗ-43114-50ВР
          Базовое шасси Мощность двигателя Пуск двигателя   Скорость движения Тип пожарного насоса Двигатель привода ПН Мощность двигателя Тип вакуумного аппарата     Полная масса Количество и размер патрубков: всасывающих напорных   - кВт -   км/ч - - кВт -     кг шт/мм   Зил-131* стартер сжатый воздух ПН-110 2Д12БС газоструйный       1×200 2×100     КамАЗ-43114 170,5 стартер   НЦПН-100/100* ЯМЗ-238Б-14 вакуумная система забора воды   2×125 2×100  

* Возможно применять шасси КамАЗ-43114 или Урал-5557.

** Возможна установка пожарного насоса ПН-110.

Производится также ПНС на шасси ЗИЛ-4334 с установкой насоса ПН-110 и приводом к нему дизелем ЯМЗ-238Б14. Максимальные скорости движения ПНС достигают 80 км/ч, а полная масса 12000 кг.

По выбору заказчика возможно заказать любую модель ПНС, наиболее подходящую для пожарных частей регионов.

Таблица 9.5

Показатели Размер-ность АП-5000 АП-4000-50(43101) АП-1000
Шасси Колесная формула Мощность Максимальная скорость Численность боевого расчета Масса вывозимого порошка Расход порошка при работе лафетным стволом Дальность порошковой струи из лафетного ствола Расход порошка при работе ручного ствола Рабочий газ     Число баллонов с газом Вместимость баллонов Рабочее давление Давление в баллонах Полная масса       кВт км/ч чел кг кг/с   м   кг/с     шт. л МПа МПа кг КамАЗ-53215 6×4       воздух     1,2 14,7 КамАЗ-43101 6×6   -   3,5   воздух компрессор     - 1,0   ЗИЛ-5301 4×2       воздух     0,8 14,7

При эксплуатации ПА большое значение имеет своевременное техническое обслуживание. Только в этом случае возможна их успешная работа на пожарах.

Основу технического обслуживания порошковых средств тушения составляют ежедневные проверки состояния оборудования, ежегодные проверки количества газа в баллонах и качества огнетушащего порошка, периодические проверки сосудов, работающих под давлением.

Ежедневно проводится осмотр и проверка порошковых установок дежурным караулом.

Периодические проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) проводятся согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.

Автомобили газового тушения

Автомобили газового тушения (АГТ) предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов со значительными материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода СО2, азот N2 и др. Наиболее широко применяется СО2. В АГТ он в количестве 25 – 30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л.

Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62 – 0,70. Рабочее давление СО2 в баллонах считается равным
15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.

Принципиальная схема углекислотной установки показана на рис. 9.26. При открытом вентиле или запорно-пусковой головке 2 углекислота из баллона 1 поступает в коллектор 3. При открытом вентиле 4 коллектора углекислота по бронированному шлангу 5 поступает к раструбам 7 или лому-пробойнику. У основания каждого раструба или лома имеется вентиль 6 нажимного действия, позволяющий начинать тушение и прерывать подачу углекислоты непосредственно возле очага пожара.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

1
2
3
4
5
6
7

Рис. 9.26. Принципиальная схема углекислотной установки:

1 – баллон; 2 – вентиль; 3 –коллектор; 4 – вентиль; 5 – бронированный шланг;
6 – вентиль; 7 – раструб

Запас двуокиси углерода, а следовательно, и количество баллонов на АГТ могут быть различными. Этим обусловливается компоновка АГТ и схемы газовых коммуникаций.

Основные параметры технических характеристик АГТ, выпускаемых заводами, представлены в табл. 9.6.

Таблица 9.6

Показатели Размер- ность Модели АГТ
АГТ-0,25 АГТ-0,6 АГТ-1
Тип шасси   Колесная формула Мощность двигателя Число мест боевого расчета Масса углекислоты Максимальная скорость движения Количество баллонов Количество рукавных линий/катушек Длина рукава на каждой катушке   Полная масса АГТ Удельная мощность   -   - кВт чел кг км/ч шт. шт. м   кг кг/т УАЗ-3303 4×2 56,7   ГАЗ-3309 4×2   11,7 ЗИЛ-4331 4×2 40* 11,33

* Всего катушек 4. На двух катушках по 20 м и на двух других по 40 м.

Каждый АГТ состоит из следующих частей: шасси, кузова, баллонных секций и рукавных катушек, рабочего и сигнального коллекторов, дополнительного оборудования и ПТВ, включающего раструбы, ломы-пробойники.

Все рассматриваемые модели АГТ имеют особенности компоновок.

На АГТ-0,25 пять баллонов размещены за кабиной водителя горизонтально с уклоном 15о в сторону выпускных головок. Это позволило снизить высоту установки и равномерно разделить нагрузку на площади пола кузова. Четыре баллона размещены в кормовой части платформы автомобиля над секцией для ПТВ. Две рукавные катушки находятся над баллонами на корме пола кузова. Все оборудование сосредоточено внутри бортового кузова и закрыто сверху тентом.

На автомобиле применено пусковое устройство, которым приводится в действие каждый баллон. Это позволяет включать любое количество баллонов.

На АГТ-0,6 (3309) четыре баллонные секции (рис. 9.27), состоящие из шести баллонов каждая, размещены (по две секции) в передней и задней части кузова. Каждый баллон 1 соединен трубкой через обратный клапан с рабочим коллектором. Пусковые устройства 3 позволяют вскрывать три баллона с СО2. В средней части кузова размещены четыре рукавные катушки 6 по две с каждой стороны. На катушки намотаны резиновые рукава различной длины. Катушки позволяют разматывать с них рукава требуемой длины. На них имеются вентили 5, обеспечивающие подачу углекислоты только в те рукава, которые предполагается использовать при тушении пожара. На свободных концах

рукавов установлены раструбы или ломы-пробойники.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

1
2
3
4
6
5
5
7

Рис. 9.27. Принципиальная схема углекислотной установки АГТ-0,6 (3309):

1 – секция баллонов; 2, 5 – вентили; 3 – пусковое устройство; 4 – лом-пробойник;
6 – катушка; 7 – рабочий коллектор

Кузов АГТ-0,6 (3309) (рис. 9.28) имеет цельнометаллическую конструкцию. Он состоит из каркаса, крыши с рифленымнастилом и ограждения по периметру. В каркасе устроены отсеки для баллонных секций и рукавных катушек. Отсеки рукавных катушек закрыты шторной дверью. Боковые стенки отсеков для баллонных секций закрываются дверьми, состоящими из двух половинок. Откидная лестница сзади обеспечивает подъем на крышу кузова.

2
4
1
5
3
Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис. 9.28. Общий вид АГТ-0,6(3309):

1 – шасси; 2 – кабина боевого расчета; 3,5 – отсеки с катушками; 4 – отсек с баллонами

АГТ-1 имеет свои особенности компоновки. За кабиной в кузове сооружены четыре секции по 10 баллонов с каждой стороны. В двух секциях в кормовой части кузова размещены рукавные катушки по две с каждой стороны. Все секции закрываются шторными дверями.

Большим недостатком АГТ является то, что заполнение баллонов диоксидом углерода возможно только их взвешиванием. Выполнение этой процедуры требует больших затрат труда.

Мотопомпы

Мотопомпы – это транспортные средства, которые должны осуществлять забор и подачу воды к очагу пожара из водопроводной сети, емкостей (или) из открытых водоисточников с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара.

Мотопомпы применяются в местах, труднодоступных для подъезда пожарных автомобилей. Они могут использоваться как самостоятельное средство тушения пожара, так и для комплектации пожарно-спасательных автомобилей, пожарных автомобилей первой помощи, в сельской местности.

Автономность и сравнительно небольшая масса делает их незаменимыми, кроме тушения пожаров при выполнении ряда работ. Так, они могут использоваться для откачки воды из подвалов, аварийных затоплениях для комплектования добровольных пожарных дружин.

Конструктивно мотопомпы представляют собой мотонасосный агрегат, состоящий из приводного двигателя внутреннего сгорания, центробежного насоса, элементов трансмиссии, контрольных приборов и дополнительного оборудования.

В комплектацию поставки входят всасывающие и напорные рукава, всасывающая сетка, разветвление, стволы пожарные, зажимы, ключи.

По тактическому назначению и способам транспортировки мотопомпы делятся на два типа: прицепные и переносные.

Промышленность выпускает несколько типов мотопомп. Тактико-технические характеристики некоторых из них приведены в табл.9.8.

Таблица 9.8

Показатели Размер-ность Переносные
МП-1600/100 МПН-800/80 МНПВ-90/300 МП-16/80 Гейзер 1600 Гейзер 1200
Подача л/мин 20* 27-36* 13-20*
Напор м в ст 100-60 80-60
Высота всасывания М 7,5 3,5 7,5 7,5
Подача при максимальной высоте всасывания   л         6,7   -   -
Время заполнения насоса с 30/10 3,5
Двигатель - ЗМЗ-4062.10 Хонда GX670 – TX F4   ВАЗ-2103 ВАЗ-21083 ВАЗ-11113
Мощность двигателя кВт 110,2 17,6 17,6 52,7 57,5 24,3
Габаритные размеры мм
Масса кг

*Подача, л

При заборе воды из гидранта, подавая воду в центробежный насос для выпуска из его полости воздуха, необходимо на некоторое время открыть один из напорных кранов. Заполнив насос водой, включают его привод и, открыв напорные краны, подавать воду к стволам.

Пеносмеситель 2 обеспечивает подачу пенообразователя, соответствующего концентрации 1,5%, 3%, 4,5% и 6%. Порядок работы с использованием пенообразователя следующий:

подсоединить всасывающий рукав к патрубку подвода пенообразователя к пеносмесителю 2 (показано стрелкой);

установить концентрацию ПО;

открыть кран 3 пеносмесителя.

По окончании подачи ПО, не прекращая подачи воды, закрыть кран 3 и вставить всасывающий рукав в сосуд с чистой водой. Для промывания пенных магистралей следует открыть вакуумный кран 3 и работать на подачу не менее двух минут. При этом необходимо периодически поворачивать рукоятку дозатора при открытом кране 3 эжектора и кран 3 эжектора при открытой рукоятке дозатора.

По окончании работы снижают частоту вращения вала двигателя и выключают сцепление, проработав на холостых оборотах 1-2 секунды.

При работающем двигателе отстыковывают всасывающие и напорные рукава, открыв напорные краны и сливные краны (поз.3 и поз.11 на рис.9.37). После отстыковки рукавов открывают вакуумный кран 6 и на 3-5 секунд включают вакуумный насос 7 для его продувки от остатков воды. Выполнив указанные операции, останавливают двигатель и мотопомпу приводят в состояние технической готовности.

Агрегат мотонасосный высокого давления МНПВ-90/300 (рис.9.41) представляет собой центробежный насос пожарный высокого давления 18, соединенный приводом (мультипликатором) с двигателем внутреннего сгорания 11. В совокупности они составляют единый агрегат, установленный на раме 14 из гнутых профилей.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.41. Вставка – компьютер:

20 – рукоятка вакуумного крана; 21 – рукоятка напорного крана.

К мотонасосному агрегату придается рукавная катушка со стволом распылителем.

Центробежный насос пожарный 90/300 аналог насоса высокого давления НЦПВ-4/400.

Насос с осевым подводом, четырехступенчатый со встречно расположенными рабочими колесами. Рабочие колеса насоса выполнены с полуоткрытыми цилиндрическими лопатками – без передачи покрывного диска.

Вал насоса установлен на двух опорах. В качестве одной опоры использованы два однорядных радиальных шарикоподшипника. В качестве второй опоры использован подшипник скольжения, состоящий из двух втулок, выполненных из износостойкого материала – силицированного графита. Слив воды из насоса осуществляется через сливные краны 16, управляемые рукояткой 17.

К выходному патрубку насоса крепится коллектор 1. На коллекторе установлен перепускной клапан 20, напорный шаровой кран 21 и вакуумный кран.

Перепускной клапан обеспечивает обмен воды в насосе при отсутствии подачи. Этим предотвращается перегрев насоса и резкое изменение нагрузки на двигатель. Устройство и работа перепускного клапана аналогична описанным в центробежных насосах НЦПВ-4/400.

Для забора воды из открытых водоемов используется пластинчатый (шиберный) вакуумный насос с электроприводом.

В системе предусмотрен только ручной пуск. Вакуумный насос работает до тех пор пока кнопка 5 находится в нажатом состоянии. Особенности забора воды такие же, как и при заборе воды насосом переносной помпы МПН-80/800.

В конструкции мотонасосного агрегата предусмотрено тушение пеной. Забор пенообразователя осуществляется из посторонних сосудов (баков).

Система дозирования обеспечивает требуемую концентрацию водного раствора пенообразователя за счет дозированной подачи во всасывающую полость центробежного насоса.

Система дозирования включает пеносмеситель, патрубок подводы пенообразователя с обратным клапаном.

Магистраль подвода пенообразователя к насосу должны обеспечить возможность подключения ее к цистерне или внешнему источнику воды.

Пеносмеситель по устройству аналогичен пеносмесителю ПС-5.

Установленный на агрегате пеносмеситель обеспечивает уровень дозирования, равный 3,0 ± 0,6%; 6,0 ± 1,2% и 12 ± 2,4%.

Работа насоса обеспечивается двигателем «Хонда» (см. Переносную помпу 800/80). Мультипликатор повышает частоту вращения вала двигателя до n = 5800 об/мин.

Сопряжение двигателя и центробежного насоса и установка на нем (насосе) вакуумного насоса и пеносмесителя обеспечивают выполнение ряда работ в соответствии со структурой водопенных коммуникаций. Она представлена на рис.9.42. Особенностью этой схемы является наличие перепускного клапана 2. При работе насоса и отсутствии подачи воды на стволе вода частично отводится этим клапаном в цистерну (если агрегат установлен на пожарных машинах) или выливается (показано стрелкой). Другие работы выполняются, как и при эксплуатации МПН 800/80.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.42. Принципиальная схема водопенных коммуникаций МНПВ 90/300:

1 – насос 90/300; 2 – перепускной клапан; 3 – вакуумный кран; 4 – вакуумный пластинчатый (шиберный насос); 5 – напорный коллектор; 6 – напорный кран; 7 – пеносмеситель; 8 – патрубок подвода пенообразователя; 9 – обратный лепестковый клапан.

Наличие на агрегате ствола с катушкой обусловливает выполнение ряда специфических работ в условиях низких температур. Рассмотрим последовательность работ в наиболее сложном случае, когда подается в насос пенообразователь.

Очистка пенопроводов и подготовка насоса к работе выполняются в последовательности, изложенной ниже.

1. Промыть систему подачи раствора пеносмесителя. Для этого, не снимая пенный насадок с рукава, подавать воду для промывки ствола с катушкой в течение 1-2 минут.

2. Закрыть вентили водоисточников, остановить насос и полностью слить воду из него и рукавной катушки. Для этого необходимо:

полностью открыть ствол-распылитель и уложить его на землю для наблюдения за истечением воды из ствола;

размотать с барабана весь рукав и уложить его на землю;

открыть сливные краны на насосе, установить рукоятку крана эжектора в положение «0» (то есть выключить пеносмеситель), закрыть напорный вентиль;

включить систему воздушной продувки и по окончании течения воды из ствола следует закрыть ствол, открыть напорный вентиль насоса и включить привод насоса на малых оборотах (не более 2000 об/мин), продолжая подавать воздух в систему продувки.

3. Подаваемый в систему продувки воздух, будет вытеснять остатки воды из насоса через сливные краны. По окончании течи воды необходимо закрыть напорный вентиль, выключить привод насоса и закрыть подачу воздуха.

4. Открыть ствол-распылитель и произвести намотку рукава на барабан катушки. Намотав рукав на барабан катушки, следует закрыть ствол-распылитель, закрепить его на штатное место в отсеке ПА и зафиксировать барабан катушки.

5. Вновь открыть подачу воздуха в систему продувки, открыть напорный вентиль и запустить насос на 10-15 секунд с частотой вращения вала не более 2000 об/мин для удаления остатков воды из насоса.

В заключение закрыть напорный кран, отключить насос и остановить двигатель. Закрыть все краны на насосе и кран подачи воздуха в систему продувки.

Обслуживаемый агрегат МНПВ 90/300 готов к использованию по назначению.

Мотопомпа МП-16/80. Мотопомпа переносная с насосом нормального давления, включающая насосный узел с двигателем внутреннего сгорания. Они устанавливаются на салазках сварной конструкции. На салазках также размещаются аккумулятор, топливный бак, расширительный бачек и другое оборудование.

Мотопомпа может устанавливаться на тележке с двумя пневматическими и одним опорным колесом с тормозной зацепкой.

Насосный узел моноблочной конструкции и включает три секции. Первая из них представляет собой двухступенчатый центробежный насос с двумя напорными задвижками. Во второй секции на валу насоса установлен эксцентрик, являющийся приводом двух поршневых вакуумных насосов. Первая секция предназначена для размещения сцепления вала центробежного насоса двигателя.

Конструкция центробежного насоса имеет ряд особенностей. В его корпусе установлена кольцевая камера теплообменника.

Вал центробежного насоса размещен в трех опорах. Одна из них во всасывающем патрубке является подшипником скольжения с меднографическими элементами, не требующими какого-либо обслуживания. В качестве двух других опор используются шарикоподшипники.

В насосе использовано торцовое уплотнение из силицированного графита для изоляции его внутреннего пространства от внутренней среды.

Насосный узел оснащен запорной аппаратурой – двумя задвижками с муфтами ГМ-70 для соединения к ним пожарных напорных рукавов. В комплекте МП-16/80 предусмотрено применение напорных рукавов диаметром 66 и 51 мм.

Напорные задвижки имеют специфическую конструкцию. Принципиальная схема задвижки показана на рис.9.43. При повороте маховика 4 шпиндель 2 будет ввинчиваться и гайкой 8 прижмет поршень 9, который и перекроет отверстие из насоса 10. В этом положении задвижка представлена на рисунке. При повороте маховика в противоположную сторону шпиндель 2 поднимется на высоту «h», указанную на схеме. Поршень 9 будет перекрывать отверстие пружины 5. В этом случае, возможно создавать вакуум в насосе, когда насос будет заполнен водой. При увеличении частоты вращения вала двигателя (и насоса!) давление будет увеличиваться и при его значении около 0,4 МПа будет преодолена сила пружины 5 и поршень 9 поднимется вверх. При этом вода поступит в задвижку, а затем в рукавную линию. Таким образом, функция узла пружины 5, штока 6 и поршня 9 аналогична функции падающего клапана в центробежных насосах пожарных автоцистерн.

Глава 9. Пожарные автомобили целевого применения - student2.ru

Рис.9.43. Напорная задвижка:

1 – корпус задвижки; 2 – шпиндель; 3 – втулка с резьбой; ; - маховик; 5 – пружина; 6 – шток; 7 – втулка; 8 – гайка; 9 – поршень; 10 – ко

Наши рекомендации