I. Организационно-подготовительная часть занятия. Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка
Упражнение «Мыши».
Вышли мыши как-то раз…
…Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка.
II. Основная часть занятия.
1. Слова, обозначающие признаки предметов.
Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... (овощи) А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший, овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор - какой?) Аналогично описываются другие овощи.
2. Введение в тему
Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозначающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?
Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запорошило, Стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»
Поиграем в глуховатых мышек?
- Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета. Логопед называет прилагательное, соответствующее изображенному на картинке овощу, а ребенок переспрашивает: «Какой? (-ая, -ое)». После уточнения картинка выставляется на доску.
Заучивание рифмовки «Если, вдруг вопрос «Какие?», говорим мы «-ые,ие»…
3. Динамическая пауза.
Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!
Логопед «Ваньке» задает вопрос: Какой ? (Какая ?, Какое?) Ученик вскакивает, называя соответствующее прилагательное и снова садиться на корточки.
4. Распространение предложения определением.
Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложение.
На доске карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.
- А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее признак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означаютслова «красный», «круглый», «сочный»? ,
Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией). Аналогично, по схемам и картинкам, дети составляют предложения о других овощах.
5. Составление предложения по схеме.
- Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитайте, сколько в нем слов. Давайте составим такое об oгypце (помидоре, моркови).
На доске схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.
III. Заключительная часть занятия.
· Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, на какие вопросы отвечают?)
· Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось?).
· Пароль на выход: придумать по одному слову-признаку.
Тема 8.Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.
Цели:
· формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках Лексической темы «Одежда»;
· развитие фонематического восприятия;
· формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.
Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки. Ход занятия