Организационно-подготовительная часть занятия. Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони сосе­да и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть»

• Приветствие в кругу.

Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони сосе­да и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием кар­тинок серии «Звукознайка». Фонетическая зарядка.

Ла-ла-ла — Мила маме помогла ...

Ла-ла-ла — Мама рада была.

Ал-ал-ап — Вова папе помогал,

Ил-ил-ил — Папа Вову похвалил.

Основная часть занятия.

Проверка домашнего задания. Выставка рисунков «Я в прошлом», «Я теперь».

Вопросы к рисункам: скажи, какой ты был(а) раньше? Что ты любил(а) делать? Каким ты стал(а) сейчас?

• Подбор глаголов к существительным.

На наборном полотне — сюжетные картинки серии «Профес­сии».

— Вчера был рабочий день. Люди разных профессий работали. Посмотрите, кто что делал. Учительница что делала? (Аналогично — врач, портниха, строитель, балерина и др.) Вспомните, что делали вчера вы? Тот, кому я передам мячик, расскажет о своем вчерашнем дне.

• Подбор существительных к глаголам.

— А теперь я уберу картинки с изображением профессий, а вы вспомните: кто шил? Повторите предложение: «Портниха шила». Аналогично — лечил, строил, танцевал, убирал и др.)

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Маша шла, шла, шла, Миша шел, шел, шел,

Пирожок нашла, Пирожок нашел

Села, поела, Сел поел,

И опять пошла. И опять пошел.

• Работа в тетрадях.

В тетрадях детей схематические рисунки мальчика и девочки. Под рисунками в столбик записаны слова-действия. Учащимся предлагается дописать «ла» или «л», прочитать слова:

онона

бега... бега...

чита... чита...

спа... спа...

бы... бы...

рисова... рисова…

• Рассказ о Маше и Мише.

«Вечером вся семья дома. Мама попросила детей помочь. Сначала маме помогала..., а потом маме помогал... Посуда мыла..., а полы мыл... Цветы поливала..., потом цветы поливал... . Игрушки убирала..., а книжки убирал.... Пыль на столе вытирала..., а пыль на шкафу вытирал...».

Логопед читает рассказ, а дети вставляют имена детей. В процecce чтения логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих соответствующие действия. Эти картинки служат детям опорой при пересказе.

Заключительная часть.

• Подведение итогов занятия.

• Пароль на выход: вспомни, что делала учительница (портни­ха, строитель...)?

• Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема 7. Занятие 1. Слова, обозначающие признаки предметов.

Цель:

ü знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, формирование практических навыков подбора признаков, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Овощи»;

ü развитие слухового внимания, памяти, мелкой моторики;

ü формирование внимания к языковым явлениям.
Дидактические средства: предметные картинки «Овощи», мяч, тетради, схемы предложений.

Ход занятия

Организационно-подготовительная часть занятия.

Упражнение «Мыши».

Вышли мыши как-то раз (Дети маршируют.)

Посмотреть, который час (Руки на пояс, поворот вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре - (Хлопки в ладоши.)

Мыши дернули за гири, (Имитация дергания за веревку.)

Вдруг раздался страшный звон (Ладони к щекам, покачивание головой.)

Побежали мыши вон. (Бег на месте.)

|

Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка.

Основная часть занятия.

• Слова, обозначающие признаки предметов.

— Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор — какой?|
Аналогично описываются другие овощи.)

- Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозна­чающими признаки предметов и отвечающими на вопросы Какой? Какая ? Какое ? Какие ?

Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запоро­шило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»

Поиграем в глуховатых мышек?

• Постановка вопросов к словам, обозначающим признак предмета. Логопед называет прилагательное, соответствую­щее изображенному на картинке овощу, а ребенок переспра­шивает: «Какой? (-ая, -ое)». После уточнения картинка выставляется на наборное полотно.

• Динамическая пауза.

— Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: Какой? (Какая?, Какое ?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное.

• Распространение предложения определением.

— Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложе­ние.

На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.

— А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее при­знак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»?

Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот та­кой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией).

(Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.)

• Развитие мелкой моторики. Штриховка.

Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали.

• Составление предложения по схеме.

— Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови).

На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.

Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось?).

• Пароль на выход: придумать по одному слову-признаку.

Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цели:

ü формирование практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Одежда»;

ü развитие фонематического восприятия;

ü формирование внимания к языковым явлениям, речевой произвольности, коммуникативных навыков.

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.

Звуковой ряд: музыка для релаксации.

Ход занятия

Наши рекомендации