Регулировщик и его сигналы.
Для чего регулировщику нужны жезл и свисток?
Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам.
Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Поездка на автобусе и троллейбусе.
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке, при посадке, в салоне и при выходе.
Правила перехода проезжей части при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом.
Экскурсия к автобусной или троллейбусной остановке.
9. Поездка на трамвае и на других видах транспорта.
Правила для пассажиров трамвая на остановках, при посадке, в вагоне и при выходе.
Правила перехода проезжей части при движении на остановку и после выхода из трамвая.
Правила пользования маршрутным такси и легковым автомобилем.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Группы дорожных знаков и их назначение.
Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» (предупреждающий), «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса.
Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Дорога в школу (Твой ежедневный маршрут).
Микрорайон школы. Транспорт в микрорайоне школы.
Наиболее опасные перекрестки в микрорайоне школы.
Что изменилось в маршруте школьника по сравнению с 1 классом? Разбор безопасных путей подхода к школе, дому, кинотеатру, магазину и т.д.
12. Где можно и где нельзя играть?
Опасность игр вблизи проезжей части. Где можно и где нельзя играть во дворе.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Виды травм при ДПТ.
Виды травм: переломы, ушибы, раны, ожоги и т.д. Основные виды травм, получаемые при наезде на пешехода.
Виды травм, получаемые пассажирами, сидящими в кабине или салоне автомобиля.
Характерные травмы, получаемые велосипедистами.
Как помочь себе и товарищу при получении травмы.
Виды кровотечения: артериальное, венозное, капиллярное.
Способы остановки кровотечения. Виды повязок.
15.Ты – велосипедист.
Общее устройство велосипеда, типичные неисправности, их устранение.
Правила безопасной езды для юных велосипедистов.
Примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми (по материалам дорожной полиции). Анализ причин их возникновения.
Поездка за город.
Движение транспорта на загородной дороге.
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу.
Железнодорожные переезды, их виды. Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума).
17. Дорога глазами водителей.
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и погодных условий.
Особенности работы водителя.
Опасные ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, глазами водителей.
Итоговое занятие.
Проведение игр, викторин и т.п. по Правилам дорожного движения. Подведение итогов (тестирование)
Тема: Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Цели: повторить правила дорожного движения, изученные ранее; формировать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского транспортного травматизма.
Оборудование: плакаты
В начале занятия учитель рассказывает об Автограде, говорит, что сегодня они познакомятся с необычным городком. Водителями и пешеходами будут сами дети. Но надо соблюдать условие – на улицах должен быть порядок, дисциплина. А для того, чтобы никто не попал под машину, и не было аварий, все должны соблюдать правила движения.
Игра «Кто лучше знает правила движения».
Учитель объясняет детям, что, кто быстрее и правильно ответит на вопросы, тот лучше знает правила движения. За каждый правильный ответ – кружок, вырезанный из плотной бумаги. Победит тот, кто получит больше кружков. Будьте внимательны!
- Где должны ходить пешеходы? (по тротуару)
- А где ездят машины? (по проезжей части дороги)
- Как обозначается пешеходный переход?
- На какой свет светофора можно переходить улицу? (на зелёный)
- А если загорелся красный?
- Что нам говорит жёлтый цвет? (внимание, приготовься)
- Правильно, а сейчас перейдём улицу.
Учащиеся делятся на две группы. Подключается светофор.
Одна группа переходит с одной стороны улицу у перекрёстка, другая – с другой. Переходят по сигналам светофора.
Учитель делает замечания тем, кто нарушил правила перехода. Затем он подсчитывает количество кружков и награждает лучшего знатока правил.
Светофор отключается.
- Ребята, а светофор не работает. Кто нам поможет теперь перейти улицу? (регулировщик)
Учитель предлагает школьникам понаблюдать за жестами регулировщика.
А теперь мы выберем наиболее безопасные места для движения пешеходов в нашем Автограде.
Учитель оценивает предлагаемые маршруты, акцентируя внимание на основных причинах детского транспортного травматизма.
Основные причины несчастий – переход дороги или улицы в неустановленном месте, внезапное появление перед близко идущим транспортом, неосмотрительность на проезжей части, неосторожная езда на велосипедах вблизи дороги.
Работники ГИБДД в беседах с детьми, которые пострадали в дорожно-транспортных происшествиях, выяснили, что их большинство знает правила безопасности на дороге. Так почему же этим ребятам пришлось вначале попасть в больницу, кое-кому на всю жизнь остаться инвалидом, чтобы убедиться в том, что соблюдение Правил дорожного движения необходимо?
Дело в том, что нарушение правил движения стало для них вредной привычкой. Допустим, что сегодня вы перешли улицу при красном или жёлтом сигнале светофора. Машин не было, и всё обошлось благополучно. В другой раз вы перебежали дорогу в неположенном месте. Милиционера поблизости не было, и вы спокойно пошагали дальше, тут же забыв о своём нарушении. Неправильный переход улиц постепенно станет вашей привычкой. А отвыкать от них очень трудно, но если они плохие, - то обязательно нужно. Не думайте, что под машину может попасть тот, кто постоянно нарушает Правила дорожного движения. Можно нарушить их только один – единственный раз и … погибнуть.
Упражнения (в классе).
Столы или парты расставляются в виде улицы, на которой разыгрываются разные ситуации (могут участвовать и старшеклассники, которых приглашают на урок).
Ситуация 1: Участники (прохожие) делятся на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Дети находят ответы на вопросы: с какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы? Как и с какой стороны можно обойти пешеходов? Можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом?
Ситуация 2: Каждый ученик берёт что-либо в руку – портфель, сумку, зонтик. Дети отвечают на следующие вопросы: в какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов? Как надо держать зонтик? Как пропустить человека, который идёт навстречу?
Ситуация 3: Дети сидят за партами (столами). Несколько старшеклассников изображают пешеходов, которые громко разговаривают, смеются, ссорятся, спорят, свистят, толкаются, едят. Ученики определяют ошибки, допущенные в поведении пешеходов.
Задания и вопросы:
1.Что называется улице, и из каких частей она состоит?
2.Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем?
3.Для чего служит светофор, какие сигналы он подаёт?
4. Как должен поступить пешеход, застигнутый во время перехода жёлтым сигналом светофора?
5. Каким путём вы идёте в школу?
6. В каких местах правила движения разрешают переход улицы?
7. Что называется пешеходным переходом?
8. Как и где нужно переходить улицу, дорогу?
9. Какой сигнал светофора запрещает пешеходное и автомобильное движение?
10. Что означает жёлтый сигнал светофора? Покажите жест регулировщика, соответствующий жёлтому сигналу.
11. Каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма?
12. В чём состоит опасность выхода на дорогу перед стоящим у тротуара автобусом (троллейбусом)?
13. Почему правила дорожного движения запрещают игры на проезжей части?
14. Нарисуйте самую безопасную дорогу в Автограде «Дом – школа».
Тема: Практическое занятие.
Цель:повторить правила уличного движения для пешеходов; развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
-Здравствуйте, ребята!
-Сегодняшнее занятие мы посвятим правилу дорожного движения.
1. Конкурс "Знаете ли вы?"
Класс делится на 3-4 команды (в зависимости от числа учащихся).
Ведущий: С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге. Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды. Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.
Вопросы:
Что такое тротуар? Дорога для движения пешеходов
Что такое зебра? Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход
Кого называют пешеходом? Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней
Как правильно обходить трамвай? Спереди
Как правильно обходить автобус и троллейбус? Сзади
Кого называют водителем? Человека, управляющего каким-либо транспортным средством
Где следует ходить пешеходам? По тротуарам, придерживаясь правой стороны
Где можно играть детям на улице? В специально отведенных для игр местах
С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? С 14 лет
В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? В 16 лет.
Что обязательно должны делать люди, сидящие на передних сиденьях автомобиля? Пристегиваться ремнями безопасности
По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? По левому, навстречу движущемуся транспорту
Что такое железнодорожный переезд? Место пересечения железной дороги с автомобильной
Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? Можно, при достижении 12 лет.
В каком возрасте можно получить удостоверение на управление автомобилем? В 18 лет
2. Конкурс капитанов "Светофор"
Капитаны команд отвечают на вопросы о назначении и сигналах светофоров, способах перехода проезжей части. Если капитан затрудняется ответить на вопрос ведущего, то ему помогает команда. За самостоятельный ответ капитана команда получает 5 баллов, за ответ с помощью команды – 3 балла
Вопросы:
Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора?
Почему опасно пересекать улицу бегом?
3. Конкурс "Найди нарушения"
Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти. Нарушения: – Зевака (смотрит на вертолет) и еще два пешехода находятся на проезжей части дороги. – Везти санки с ребенком по проезжей части нельзя. – Мальчишка едет по дороге, зацепившись крюком за борт грузовика. – Пешеход с собачкой начинает переход дороги по левой стороне «зебры». – Перелезать через пешеходное ограждение нельзя.
4. "Дорисуй дорожный знак"
5. Конкурс "Угадай знаки"
Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки: – велосипедное движение запрещено; – дорожные работы; – телефон; – пешеходная дорожка; – движение запрещено; – опасный поворот; – обгон запрещен; – дети.
6. Конкурс "Дорожная ситуация"
Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации. Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Ситуации:
1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?
2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?
3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?
4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?
КРОССВОРД
Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)
Трехглазый постовой. (Светофор)
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)
Пешеходный переход по-другому.( Зебра)
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)
Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)
Его боятся нарушители правил. (Инспектор)
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)
В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты: "Лучшие знатоки правил дорожного движения".
Тема: Остановочный путь и скорость движения.
Цель:закрепить понятия тормозной и остановочный путь, проследить взаимосвязь между условиями на дороге и длиной тормозного пути, довести до сознания детей, что их поведение на дороге должно соответствовать всем требованиям дорожной ситуации.
Оборудование: таблицы, иллюстрации.
По несколько раз в день нам приходится переходить через дорогу. А как определить, далеко автомобиль или близко, успеешь перейти дорогу или нет?
В любом случае нельзя торопиться, лучше переждать. Ведь автомобиль едет очень быстро, примерно в 10-12 раз быстрее, чем идет пешеход, и главное – водитель, неожиданно увидев на проезжей части человека, не сможет остановить машину сразу.
Это просто не возможно по законам физики. Прежде чем остановиться, машина пройдет определенный остановочный путь.
Остановочный путь – расстояние с момента восприятия водителем препятствия до полной остановки машины.
Из чего же складывается остановочный путь?
Путь, который пройдет автомобиль с момента, когда водитель увидит препятствие на дороге, до момента, когда он начинает нажимать на тормозную педаль (время реакции водителя).
Путь, который пройдет автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до срабатывания тормоза (время срабатывания тормозного привода).
Путь, который пройдет автомобиль за время действия тормозов до полной его остановки.
Тормозной путь – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной его остановки.
Остановочный путь больше тормозного на расстояние , которое проходит машина за время реакции водителя. От чего же зависит время реакции водителя?
Представьте: по дороге движется автомобиль, водитель которого видит впереди препятствие, первоначальную информацию об окружающей обстановке, он воспринимает органами чувств (в данном случае это глаза).
Воспринятый сигнал преобразуется в электрические импульсы, которые поступают в головной мозг, где хранится информация (в нейронах). «Запрос» о дальнейшем действии идет последовательно от нейрона к нейрону, до тех пор, пока не будет найден нейрон с нужной информацией. Но для этого необходимо определенное время. Чем меньше информации о данной ситуации содержится в нейронах головного мозга, тем большее время требуется для поиска ответа (зависит от подготовки водителя).
«Отыскался» нейрон с нужной информацией, он воспринял «запрос», далее посылает ряд ответных импульсов спинному мозгу, который через нервные волокна посылает исполнительные импульсы мышцам рук и ног водителя, а они, воздействуя на рычаги управления транспортным средством, изменяют его направление движения или останавливают в заданном месте.
Сигналы, поступающие от органа, воспринявшего сигнал опасности, и от мышц, воздействующих на рычаги управления, возвращаются в головной мозг, информируя его о выполненной работе. После этого нейрон прекращает посылать импульсы возбуждения спинному мозгу.
Следовательно, от поступления сигналов до выполнения работы проходит определенный промежуток времени. Теперь представьте, что к проезжей части подбежал пешеход. «Запрашивается» информация в зависимости от характера опасности, т.е. в зависимости от поведения пешехода. Остановится он у края проезжей части и пропустит движущийся автобус или пройдет к середине проезжей части, тогда его можно будет объехать. Когда действия пешехода выражены явно, водитель принимает в короткий срок правильные решения, так как нейроны головного мозга содержат необходимую информацию и быстро посылают импульсы возбуждения исполнительным органам.
Если пешеход, нарушая правила перехода дороги и не обращая внимания на приближающийся автобус, выходит на проезжую часть, то водитель должен остановить автобус, нажав на педаль тормоза. В этом случае в нейронах тоже есть необходимая информация, и действия выполняются достаточно быстро. Когда же на пути следования транспортного средства появляется какая-то неопределенная ситуация (например, пешеход останавливается на пути следования машины, внезапно возвращается обратно, движется вдоль проезжей части, падает…), то в нейронах головного мозга водителя содержится недостаточная информация или ее вообще нет. А если ее нет, то и импульсы от нейронов к спинному мозгу не поступают, спинной мозг не посылает исполнительные импульсы мышцам рук и ног, а они, в свою очередь, не воздействуют на рычаги управления автомобилем, приближающимся к опасности (пешеходу), пока не наступает трагический момент, называемый дорожно-транспортным происшествием.
Несмотря на то, что водитель видит опасность, но предпринять ничего не может или принятые меры оказываются запоздалыми, транспортное средство становится неуправляемым в движении, что и приводит к ДТП.
Тормозной путь зависит от ряда факторов.
Во-первых, от скорости движения автомобиля. Чем больше скорость, тем этот путь длиннее. Например, водитель ехал со скоростью 30 км/ч, а за тем увеличил ее до 60 км/ч. Казалось бы, что тормозной путь увеличивается также вдвое, а на самом деле он увеличивается в четыре раза (тормозной путь зависит от скорости в квадрате).
Во-вторых, тормозной путь зависит от силы сцепления колес с дорогой. Если дорога сухая и шины автомобиля новые, то сила сцепления колес с дорогой увеличивается, а тормозной путь сокращается. И наоборот, если дорога скользкая, а шины стерты, сила сцепления уменьшается, и тормозной путь увеличивается.
В-третьих, длина тормозного пути зависит и от массы автомобиля. Более тяжелые, такие как автобус, грузовик, имеют больший тормозной путь, чем маленький «Запорожец» или «Москвич».
Играют роль и освещение дороги, и погодные условия. Ясно, что на сырой дороге тормозной путь увеличится, на накатанном снегу он будет ещё больше.
Тема: Пешеходные переходы.
Цель:формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Оборудование: дорожные знаки, плакаты презентация.
С каждым годом транспортных средств становится все больше и больше. Возрастает количество пешеходов и пассажиров на транспорте.
Все сложнее становится обстановка на дорогах, возрастает интенсивность дорожного движения и вероятность дорожно – транспортных происшествий. Поэтому всем участники движения – пешеходам и водителям – надо быть особенно дисциплинированными, внимательными и вежливыми по отношению друг к другу.
Сегодня мы с вами поговорим о дорожной разметке. Пешеходный переход обозначен белыми линиями. Но кроме линии пешеходного перехода на улицах и дорогах, а также на различных дорожных сооружениях (на мостах, эстакадах, путепроводах и т.п.) можно увидеть разные линии, надписи и другие обозначения, нанесенные краской белого, черного или желтого цвета. Все эти линии и обозначения называют дорожной разметкой. Она предназначена для того, чтобы водители и пешеходы лучше ориентировались в дорожном движении. Тем самым повышается безопасность на дорогах.
Разметка бывает двух типов: горизонтальная и вертикальная. Линии и обозначения, нанесенные на проезжей части улиц и дорог, называются горизонтальной разметкой. Их наносят краской белого или желтого цвета. Это линии пешеходного перехода – широкие белые полосы, нанесенные поперек проезжей части. Такая разметка обозначает пешеходный переход типа «зебра». На широких улицах переход типа «зебра» иногда дополняют стрелами. Эти стрелы напоминают пешеходам, что при переходе дороги надо придерживаться правой стороны. Разметка типа «зебра» - белые полосы поперек проезжей части наносится там, где находится нерегулируемый пешеходный переход.
Регулируемый пешеходный переход обозначается белым пунктиром с утолщенными штрихами – линиями, разделяющими потоки транспорта противоположных направлений, и полосами для движения в одном направлении. Эти линии могут быть сплошными и прерывистыми. Пересекать сплошные линии или двигаться по ним нельзя. А прерывистые линии пересекать можно, причем с обеих сторон. Пешеходы должны помнить, что, дойдя до линии разделения транспортных потоков противоположных направлений, надо посмотреть направо, в случае необходимости пропустить транспортные средства и продолжить переход улицы (дороги). Есть линии, обозначающие места, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть улицы или дороги. Разметка выглядит в виде прерывистой (пунктирной) линии с утолщенными штрихами в виде квадратиков. Велосипедист, двигающийся по велосипедной дорожке, в местах ее пересечения с проезжей частью должен уступить дорогу приближающемуся транспорту, убедиться в своей безопасности и пересечь проезжую часть.
Перед пешеходными переходами наносят стоп – линию. При запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика водители обязаны остановиться перед этой линией. Она может дублироваться надписью на проезжей части или знаком «Стоп». Желтый зигзаг с тремя зубцами указывает место стоянки общественного транспорта, а также такси.
Все эти линии относятся к горизонтальной разметке. Но есть разметка и вертикальная. Она наносится в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог и показывает их габариты. Такая разметка помогает водителям ориентироваться в дорожной обстановке, показывая представляющие опасность опоры мостов, путепроводов, края пролетов тоннелей, столбики, опоры ограждения, бордюры и т.п.
Обязанности пешеходов.
1.Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам.
Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части.
2. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
3. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, при его отсутствии – транспортного светофора.
4. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
Вот и закончился наш с вами разговор. Надеюсь, что вы всегда будете внимательны на улице и будете соблюдать, изучать, повторять правила уличного движения.
Помните! На дорогах трудностей так много!
Помните! На дорогах тысячи машин!
Помните! Перекрёстков много на дорогах.
Помните! Правила движения только нас спасут.
Ответьте на вопросы:
1. Для чего предназначена дорожная разметка?
2. На какие два вида делится дорожная разметка?
3. Какие линии дорожной разметки вы знаете?
4. Как обозначается пешеходный переход?
5. Для чего предназначена стоп – линия?
6. Где можно увидеть вертикальную разметку?
Тема: Нерегулируемые переходы.
Цель:углубление знаний учащимися правил перехода улиц и дорог и правил поведения на улице.
Оборудование:плакаты, таблицы
-На дорогах часто встречаются перекрёстки. Что это такое?
Перекрёсток - место, где пересекаются две или несколько улиц. К перекрёстку машины подъезжают со всех сторон и разъезжаются тоже во всех направлениях. Здесь переходят улицу пешеходы.
Перекрёсток - самое опасное место. Пешеход должен быть особенно внимательным при переходе на перекрёстке, переходить только по пешеходным переходам.
-Что делать, если переход нерегулируемый? Как переходить дорогу?
Запомните:
-прежде, чем переходить дорогу, нужно убедиться в полной безопасности
-переходить улицу следует в границах полосы, соединяющей конец одного тротуара с началом другого
-нужно быть внимательным к окружающим, взаимно вежливым