Тур как основной рыночный продукт
Тур - это программа, в рамках которой реализуется цель пребывания человека вне постоянного места жительства, составленная с учетом индивидуальных пожеланий, и комплекс мероприятий по ее реализации на соответствующем качественном уровне.
Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на определенный маршрут и в конкретные сроки (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Структура тура.
Туры делятся на виды по целям путешествия и форме организационных мероприятий, классифицируются по количеству участников, сезону и сроком пребывания (таблица 2).
В зависимости от комплекса услуг и комфортности путешествия туры делятся на классы обслуживания.
Мотивация путешествия и остальные её параметры определяют программу тура.
По форме туры делятся на комплексные и индивидуальные.
Индивидуальный тур предусматривает обеспечение поездок в соответствии с пожеланиями туриста. Комплексный тур формируется туристической фирмой и включает определенный набор предварительно согласованных с туристом услуг, стоимость которых оплачивается в полном объеме.
Тур является рыночным продуктом туристических предприятий, формой, которую принимает потребление услуг, материальных и нематериальных благ, мерой, которая реализует цель путешествия и в то же время результатом деятельности турфирмы, источником ее дохода.
Составляющими тура является маршрут, программа и комплекс услуг по жизнеобеспечению туриста, в рамках которых реализуется на соответствующем качественном уровне цель путешествия.
Маршрут и программа обеспечивают цель путешествия, а мероприятия по жизнеобеспечению туриста во время путешествия - безопасность и комфортность при реализации этой цели.
Таблица 2
Классификация туров
Признаки | Виды туров |
1. Мотивация | - Курортно-лечебный - Рекреационный - Культурно-познавательный - Спортивный - Деловой - Научный, конгрессный - Религиозный - Этнический - Другие |
2. Организационные основы | - Пекидж-тур - Инклюзив-тур |
3. Формы организации | - Организованный - Самодеятельный |
4. Количество участников | - Групповой - Индивидуальный |
5. Сезонность | - Круглогодичный - Сезонный |
6. Срок поездки | - Краткосрочный - Среднесрочный - Долгосрочный |
7. Класс обслуживания | - V.И.Р. - Люкс-апартамент - Люкс - Первый - Туристский - Кемпинг |
8. Набор услуг | - Полный пансион - Полупансион - Кровать / завтрак |
9. Маршрут | - Линейный - Кольцевой |
10. Средства преодоления | - Транспортные - Пешеходные |
11. Виды транспорта | - Наземные: автомобильный, автобусный, железнодорожный, мотоциклетный, велосипедный, конный и другие; - Водные: речной, морской, подводный; - Воздушные: авиационный, воздушные шары, другие виды |
12. Масштабы | - Международный - Внутренний |
Туры, которые разрабатываются туроператорами, должны соответствовать следующим принципам:
- безопасность (всех составляющих и на всех этапах прохождения тура);
- комфортность (удовлетворение жизненных потребностей в проживании, питании, транспортировке и других услугах на уровне, по возможности не ниже чем в постоянном месте жительства), то есть обеспечение качественного обслуживания во время путешествия;
- эргономичность (соответствие турпродукта и его составляющих физиологическим и психологическим потребностям туриста);
- достаточность услуг, предлагаемых во время путешествия для удовлетворения потребностей туриста;
- категориальное соответствие (все составляющие тура должны соответствовать заявленному классу обслуживания);
- конкурентоспособность (обеспечение доходности в деятельности турфирмы).
Выбор формы турпродукта определяется целью и видом путешествия. Соответственно туры делятся на подвижные, предусматривающие интенсивное передвижение с максимально возможным охватом объектов показа и стационарные, предусматривающие более спокойный отдых с ограниченными выездами. По этому критерию тур может формироваться в форме маршрутно-транспортного или маршрутно-стационарного.
В основном маршрутно-стационарную форму имеют рекреационные туры с целью отдыха в определенном месте или курортно-лечебные туры, когда подвижность ограничена режимом лечения. Выбор схемы маршрутно-транспортного тура предусматривает динамичные формы проведения досуга и больше подходит для познавательных, молодежных программ.
Разработке тура предшествуют два момента:
1) маркетинговые исследования рынка, определение потребительских сегментов и выделение целевого рынка;
2) оценка собственных возможностей по освоению выбранного целевого рынка.
Разработки туров должны быть вариативными, включать возможности выбора элементов программы, средств размещения и транспортировки с учетом индивидуальных пожеланий туриста, к тому же такой подход увеличивает конкурентоспособность продукции.
Разработка тура основывается на банке данных, охватывающим информацию в соответствии с целевой установкой и касающимся имеющихся ресурсов, материально-технической базы и инфраструктуры.
Ресурсы делятся на виды:
1) природные блага (климат, акватории морей и пресноводных водоемов, леса, горы);
2) объекты показа (природные: национальные парки, заказники, памятники природы; культурно-исторические - архитектурные, археологические, связанные с выдающимися событиями, жизнью и творчеством выдающихся людей, садово-парковые усадьбы, замочные и культовые комплексы и т.д.; этнические - национальные и фольклорные праздники, исторические сёла, заведения питания с национальной кухней и т.д.);
3) объекты досуга - музеи, театры и другие учреждения культуры, учреждения шоу-бизнеса, выставки, текущие события культурной жизни (концерты выдающихся художников и коллективов, фестивали и т.д.), а также памятники всемирного наследия, регионального значения, национальные святыни, достопримечательности.
Материально-техническая база характеризуется категорией предприятий, предоставляющих услуги гостеприимства определённого класса (тип заведений размещения и их категория по евростандарту, цены номерного фонда).
Инфраструктурное обеспечение включает характеристику сочетаний (наличие транспортной связи, в том числе прямых линейных рейсов, их взаимозаменяемость, интенсивность движения), транспортных средств (тип и соответствующая ему комфортность и скорость передвижения, вместимость), информацию о стоимости проезда и транспортные компании.
Обязательным элементом информационного обеспечения разработки тура является карта территории, поскольку разработка маршрута является результатом картографического моделирования и обязательно должна опираться на оценку территории: ее туристско-географическое положение, протяженность, конфигурацию, систему расселения и транспорта, сложившихся административно-территориальное деление.