Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Приведенные нормативы технического обслуживания и ремонта устанавливаются для наиболее типичных условий эксплуатации. Для приведения к конкретным условиям рабо- ты нормативы корректируются с помощью соответствующих коэффициентов в зависимости:
- от категории условий эксплуатации транспортных средств К1;
- модификации транспортных средств и организации их ра- боты К2;
- природно-климатических условий К3;
- пробега транспортных средств с начала эксплуатации К4;
- количества транспортных средств, обслуживаемых и ре- монтируемых в организации, и количества групп технически совместимых транспортных средств К5;
- периода эксплуатации К6.
Исходный коэффициент корректирования, равный единице, применяется:
для первой категории условий эксплуатации; базовых моделей транспортных средств;
умеренного климатического района с умеренной агрессив- ностью окружающей среды;
пробега транспортных средств с начала эксплуатации до 75 % ресурса;
организаций с количеством обслуживаемых и ремонтируе- мых транспортных средств от 201 до 300 при трех группах технически совместимых транспортных средств;
весенне-летнего периода эксплуатации.
Результирующий коэффициент корректирования нормати- вов получается перемножением отдельных коэффициентов.
Периодичность ТО корректируется в зависимости от кате- гории условий эксплуатации (К1) и природно-климатических условий (К3):
L1 = L1Н · К1 · К3, L2 = L2Н · К1 · К3.
Ресурс ТС корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации (К1), модификации транспортных средств и организации их работы (К2) и природно- климатических условий (К3):
Lр = LрН · К1 · К2 · К3.
Продолжительность простоя в ТО и ремонте – от пробега транспортных средств с начала эксплуатации (К4):
|
Трудоемкость ТО – от модификации транспортных средств и ор- ганизации их работы (К2); пробега транспортных средств с начала эксплуатации (К4); количества транспортных средств, обслуживае-
мых и ремонтируемых в организации, и количества групп техноло- гически совместимых транспортных средств (К5) (кроме tЕО); пери- ода эксплуатации (К6):
|
|
При корректировании трудоемкости ЕО необходимо учитывать снижение трудоемкости за счет механизации уборочно-моечных ра- бот. Коэффициент корректирования КМ рассчитывается по формуле
КМ = 1
,
100
где М – относительная трудоемкость уборочно-моечных работ ЕО, выполняемых механизированным способом, %, (табл. 6).
Таблица 6 Распределение трудоемкости уборочно-моечных работ ЕО
Виды работ | Относительная трудоемкость уборочно-моечных работ ЕО, % | |||
легковых автомобилей | автобусов | грузовых автомобилей | прицепов и полуприцепов | |
уборочные | ||||
моечные | ||||
обтирочные |
Трудоемкость ТР корректируется в зависимости от всех шести факторов:
Tтр = tтрН · К1 · К2 · К3 · К4 · К5 · К6.
Результирующий коэффициент корректирования периодичности ТО и ресурса не должен быть меньше 0,5. Откорректированные значения Lp, L2 и L1 округляются до целых сотен километров с уче- том кратности между собой и среднесуточному пробегу.
Коэффициенты корректирования приведены в табл. 7–12.
Таблица 7
Коэффициенты К1*корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации
Категория условий эксплуатации (ГОСТ 21624) | Нормативы | ||
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до КР, ресурс ТС (двигателя) | |
I | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
II | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
III | 0,8 | 1,2 | 0,8 (0,7) |
IV | 0,7 | 1,4 | 0,7 (0,6) |
V | 0,6 | 1,5 | 0,6 (0,5) |
* После определения скорректированной периодичности ТО проверя- ется ее кратность между видами обслуживания с последующим округле- нием до целых сотен километров.
Таблица 8 Коэффициенты корректирования нормативов К2*
в зависимости от модификации ТС и организации их работы
Модификация ТС и организация его работы | Нормативы | |
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до КР (ресурс) | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 |
Седельный тягач | 1,10 | 0,95 |
Автомобиль с одним прицепом | 1,15 | 0,90 |
Автомобиль с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 |
Автомобиль-самосвал при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 |
Автомобиль-самосвал с одним при- цепом при работе на коротких пле- чах свыше 5 км | 1,20 | 0,80 |
Окончание табл. 8
Автомобиль-самосвал с двумя при- цепами | 1,25 | 0,75 |
Специализированное транспортное средство | 1,10-1,20 | 0,95 |
Автобус | 1,00 | 1,00 |
Сочлененный автобус | 1,25 | 0,95 |
* Применяется при отсутствии нормативной трудоемкости в табл. 5 и 6.
Таблица 9 Коэффициенты корректирования нормативов в зависимости
|
|
Характеристика района | Нормативы | ||
Периодичность ТО | Удельная трудоемкость ТР | Пробег до КР (ресурс) | |
Коэффициент К3 | |||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый, умеренно влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 |
Коэффициент К3 | |||
С высокой агрессив- ностью окружающей среды | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
П р и м е ч а н и е . Регион Республики Беларусь по природно-климати- ческим условиям относится к макроклиматическому району с умеренным климатом согласно ГОСТ 15150.
Таблица 10
|
в ТО и ремонте – К41)
Пробег с начала эксплуатации в долях от пробега до КР (ресурса) | ТС | |||||
Легковые автомобили | Автобусы | Грузовые автомобили | ||||
К4, К 2 | К 1 | К4, К 2 | К 1 | К4, К 2 | К 1 | |
От 0 до 0,25 включ. | 1,0 | 0,7 | 1,0 | 0,7 | 1,0 | 0,7 |
Св. 0,25 « 0,50 « | 1,0 | 0,7 | 1,0 | 0,7 | 1,0 | 0,7 |
« 0,50 « 0,75 « | 1,4 | 1,0 | 1,3 | 1,0 | 1,2 | 1,0 |
« 0,75 « 1,00 « | 1,5 | 1,3 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,2 |
« 1,00 « 1,25 « | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
« 1,25 « 1,50 « | 2,0 | 1,4 | 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 |
« 1,50 « 1,75 « | 2,2 | 1,4 | 2,1 | 1,4 | 1,9 | 1,3 |
« 1,75 « 2,00 « | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 | 2,1 | 1,3 |
Свыше 2,00 | 2,7 | 1,4 | 2,7 | 1,4 | 2,3 | 1,3 |
Таблица 11
Коэффициенты корректирования нормативов трудоемкости ТО и удельной трудоемкости ТР в зависимости от количества ТС, обслуживаемых и ремонтируемых в организации,
и количества групп технологически совместимых ТС* – К5
Количество ТС, обслужива- емых и ремонтируемых в организации | Количество групп технологически совместимых ТС | ||
Менее 3 | Более 3 | ||
До 25 включительно | 1,50 | 1,55 | 1,68 |
Свыше 25 « 50 « | 1,27 | 1,33 | 1,44 |
« 50 « 100 « | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Окончание табл. 11
« 100 « 200 « | 1,00 | 1,10 | 1,20 |
« 200 « 300 « | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
« 300 « 600 « | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
« 600 | 0,75 | 0,80 | 0,90 |
* Группа технологически совместимых ТС включает ТС одного произ- водителя независимо от их количества, конструкция которых позволяет использование одних и тех же постов и оборудования для ТО и ТР.
Специальные и специализированные ТС (за исключением автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургонов) формиру- ются в виде дополнительных технологически совместимых групп с учетом базовой модели автомобиля и сложности кон- струкции установленного на нем специального оборудования.
Таблица 12 Коэффициенты корректирования нормативов трудоемкости
ТО, удельной трудоемкости ТР и трудоемкости моечных
работ в зависимости от периода эксплуатации – К6
Период эксплуатации | ЕО | ТО-1, ТО -2 | ТР |
Весенне-летний (с 1 апреля по 31 октября) | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Осенне-зимний (с 1 ноября до 31 марта) | 1,3 | 1,25 | 1,33 |