Полный объем котла может быть определен из зависимости
(1.9)
где – удельный оптимальный объем. Для универсальных цистерн: для перевозки бензина = 1,35 м3/т, для светлых нефтепродуктов = 1,2 м3/т и для вязких нефтепродуктов = 1,08 м3/т;
– коэффициент, учитывающий увеличение объема при расширении груза от повышения температуры. Для универсальных нефтебензиновых цистерн =1,02.
Объем котла состоит из объемов цилиндрической части, двух днищ и люка (см. рисунок 1)
, (1.10)
где – объем цилиндрической части котла;
– объем днища;
– объем люка.
Рисунок 1 – Схема котла цистерны
Для вычисления этих объемов необходимо сначала определить внутренний диаметр котла D1 и внутренний радиус днища R2. Внутренний диаметр котла D1 выбирается, исходя из габарита подвижного состава, плотности перевозимого груза и целесообразности сохранения типовой рамы. В 4-осных цистернах типовая унифицированная рама имеет длину 2Lр= 10800 мм и базу 2l = 7800 мм.
Внутренний диаметр котла 4-осной цистерны может быть определен также из зависимости
(1.11)
где V – полный объем котла.
Полученная величина должна быть округлена до ближайшего типового диаметра котла: 2000, 2200, 2400, 2600, 2800, 3000, 3200 мм.
Объем днища состоит из объемов овалоидной и цилиндрической частей
, (1.12)
где – объем овалоидной части,
, (1.13)
где - внутренний радиус днища, ;
h0 – внутренняя высота овалоидной части днища, =0,48. ..0,53 м.
- объем цилиндрической части днища,
, (1.14)
где – высота цилиндрической части днища, =0,060...0,080 м.
Объем люка равен
, (1.15)
где – диаметр люка, для универсальных цистерн =0,57 м, для кислотных =0,43 м;
– высота люка, =0,15…0,25 м.
Внутренняя длина котла равна
, (1.16)
где – высота днища.
Длина цилиндрической части котла равна
(1.17)
Высота днища
, (1.18)
где h0 – внутренняя высота овалоидной части днища;
– высота цилиндрической части днища.