Потребности инвалидов различных категорий

По проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения

Выпуск 2

Градостроительные требования

МДС 35-2.2000

УДК 728.1.001.17-056.24

СОДЕРЖАТ рекомендации по проектированию элементов городской (сельской) среды — пешеходных путей, автостоянок и остановок транспорта, благоустройству территорий, а также принципы расчета и размещения объектов общественного обслуживания.

ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для архитекторов, градостроителей, инженерно-технических работников проектных организаций и работников службы социальной защиты.

РАЗРАБОТАНЫ АО ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева — кандидаты архитектуры А.Я. Никольская, Н.Б. Мезенцева, Е.М. Лось, канд. техн. наук Ю.А. Федутинов (Московский институт коммунального хозяйства); при участии: Н.А. Клементьева, В.А. Гутникова, канд. арх. А.А. Бойченко, Л.П. Храпилиной, канд. арх. Н.М. Трубниковой, д-ра мед. наук Н.Ф. Дементьевой, канд. мед. наук Э.В. Устиновой.

ПОДГОТОВЛЕНЫ К ИЗДАНИЮ редакционной коллегией: В.А. Цветков, Е.В. Чапкин, Н.Н. Якимова (Минстрой России), А.И. Кузнецова (Минсоцзащиты России), Ю.В. Колосов (Координационный комитет по делам инвалидов при Президенте России).

Введение

При разработке настоящих Рекомендаций использованы (с внесением необходимых корректив) материалы «Рекомендаций по проектированию элементов путей сообщения, удобных для передвижения инвалидов и престарелых в различных городских и сельских поселениях Российской федерации», составленных в 1992 г. ЦНИИП градостроительства по заданию Госкомархитектуры РСФСР и Минсобеса РСФСР.

Рекомендации выполнены в соответствии с откорректированными нормами ВСН 62-91* и с разработанными в 1993 г. «Рекомендациями по общестроительным требованиям и по отдельным типологическим направлениям», а также в соответствии с «Общим перечнем рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» (прил. 1).

Градостроительный аспект проблемы инвалидов и других маломобильных групп населения — один из самых ответственных среди всех задач решаемых средствами строительства, архитектуры и дизайна: если не будет обеспечена доступность всей городской инфраструктуры, то окажутся безрезультатными усилия по созданию инвалидам возможности пользоваться теми или иными отдельными зданиями и сооружениями.

Перед проектировщиками градостроителями стоят три основные группы задач: первая — обеспечение беспрепятственного передвижения по городу или другому поселению инвалидов всех категорий и других маломобильных групп населения как пешком, в том числе с помощью трости, костылей, кресла-коляски, так и с помощью транспортных средств (личных, специализированных или городских общественных): вторая — обеспечение информацией: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой — с ориентацией на различные группы маломобильного населения; третья — комплексное решение системы обслуживания населения: расчет и размещение объектов как специализированных, т.е. предназначенных только для инвалидов либо престарелых, так и общего типа (новых и модернизируемых), предназначенных для совместного использования здоровыми людьми и инвалидами во всех сферах жизнедеятельности.

Решению этик задач должны способствовать рекомендации, изложенные р данном выпуске.

1. Общие положения

ПОТРЕБНОСТИ ИНВАЛИДОВ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ

1.1. Основной принцип, который должен реализовываться при формировании среды жизнедеятельности с учетом инвалидов, — максимально возможная интеграция инвалидов во все сферы жизни общества — труд, быт, образование, досуг, проживание, реабилитация.

1.2. При разработке проектов планировки городов и других поселений, проектов детальной планировки районов и проектов застройки должны учитываться потребности инвалидов различных категорий:

для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА), в том числе на кресле-коляске или с дополнительными опорами должны быть изменены параметры проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество поверхности путей передвижения, оборудование городской среды для обеспечения информацией я общественным обслуживанием, в том числе транспортным;

для инвалидов с дефектами зрения (ДЗ), в том числе полностью слепых, должны быть изменены параметры путей передвижения (расчетные габариты пешехода увеличиваются в связи с пользованием тростью), поверхность путей передвижения (с них устраняются различные препятствия), должно быть обеспечено получение необходимой звуковой и тактильной (осязательной) информации, качество освещения на улицах;

для инвалидов с дефектами слуха (ДС), в том числе полностью глухих, должна быть обеспечена хорошо различимая визуальная информация и созданы специальные элементы городской среды, например, таксофоны для слабослышащих.

1.3. При выполнении требований, перечисленных в п. 1.2, создается среда жизнедеятельности, обеспечивающая потребности всех маломобильных групп населения — престарелых, временно нетрудоспособных, пешеходов с детскими колясками и детей дошкольного возраста, а также создаются более комфортные условий для всего остального населения.

Наши рекомендации