Основная часть занятая
• Местоимения «мой», «моя».
• Теперь я вижу, что все готовы хорошо заниматься. Я тоже приготовила все, что нужно для занятия, и разложила на столе. У нас сегодня будет много интересного. Ой, а чей это шарф у меня на столе? А чья это шапка? Дети, кто запомнил, как сказать про шарф? («мой») А про шапку? («моя»).
Сегодня, мы будем учиться правильно употреблять слова «мой», «моя».
• Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.
• Дети, я знаю, что вы сегодня принесли на занятие фотографию (рисунок) своей семьи. Кто хочет первым рассказать о своей семье? .
(составляется рассказ типа: «Это мой папа. Его зовут... Это моя мама. Ее зовут... и т. д)
• Игра «Разложи игрушки на две коробки».
• А еще вы принесли сегодня на занятие свои любимые игрушки. Достаньте их, покажите всем и скажите по очереди: «Это мой мяч» или «Это моя машина». Игрушки будут нас в гостях. Чтобы им было удобно, давайте до конца занятия разложим их в две коробки. В эту коробку мы положим игрушки, о которых можно сказать «мой» (дети дают игрушки, проговаривая: «мой мяч», «мой пистолет» и т. д. Аналогично укладываем игрушки в другую коробку, произнося «моя...»). Кто запомнил, какие игрушки положили в эту коробку? О каких игрушках можно сказать «мой» («моя»)?
Пришел злой волшебник и перепутал все игрушки. Кто поможет разложить все правильно?
• Игра «Магазин». ,
На столе разложены картинки с изображением игрушек и учебных принадлежностей. Ребенок, указывая на картинку, говорит: «Это мой мяч», «Это моя машина». За каждое правильное употребление местоимения дается фишка. Если ребенок ошибается, покупателем становится следующий. В конце игры подсчитываются фишки и определяется лучший покупатель. Он награждается «пятеркой».
• Динамическая пауза.
Логопед просит детей повторять за ним движения со стихами:
Мой мячик весело скачет (движение, имитирующе* посту
кивание по мячу).
Моя машина едет на вершину (имитируя вращение руля).
Мой мишка совсем малышка (приседание).
Моя кошка поспит немножко (наклон'головы набок, руки под
' щеку).
•. Мой пальчик — веселый мальчик (пальчики «здороваются»).
• Упражнения под музыку («Дождик»).
Постукивание пальцами одной руки по ладони другой (дождик
барабанит). ,
Соединение пальцев в замок над головой (зонтик).
Потряхивание кистями рук (стряхиваем капли).
Соединение ладоней и разведение их в стороны (цветок распускается).
• Подбор к местоимениям существительных соответствующей
ч родовой принадлежности.
, — Дети! К нам в гости пришел слоненок (кукла для кукольного
театра). Он хочет учиться в школе. У него уже есть портфель, ручка,
карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите слоненку сло
жить портфель. Только слоненок знает мало слов — вы должны дога
даться, о чем он говорит,
Логопед от имени слоненка по очереди обращается к детям, произнося фразы типа: «Где мой ...», «Где моя...» и ждет, чтобы дети закончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно.'Дети хором (вместе со слоненком) еще раз произносят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».
Заключительная часть занятия.
• Смысловая рефлексия занятия. (Мама дома/епросиг, «Что вы сегодня делали на занятии, чему учились?» Что ты скажешь?)
• Эмоциональная рефлексия занятия. (Что понравидось боль,-ше всего?)
• Пароль на выход (выйдет к доске тот, кто правильно скажет о своей игрушке «мой» или «моя»).
• Прощание в кругу:« Передача доброго импульса
Тема 10. Занятие1. Распространение простого двусоставного предложения дополнением.
Цели:
— обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений;
— формирование практических навыков правильного употребления имени существительного в винительном падеже единственного числа;
— активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Птицы»;
— развитие внимания, памяти, связной речи, формирование интереса к занятиям.
Дидактические средства: предметные картинки из серии «Одежда», «Птицы»; карточки с одной и двумя полосками.
,
Ход занятия