Формы и методы обучения личного состава
Методические рекомендации
По пожарно-строевой подготовке
Москва 2005
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организация и методические основы обучения личного состава____2
2. Специальная одежда и снаряжение пожарных___________________10
3. Специальная защитная одежда пожарных ______________________15
4. Работа со спасательной веревкой и карабином _________________31
5. Работа с пожарными рукавами и пожарной арматурой ___________39
6. Работа с пожарными стволами________________________________51
7. Работа с лестницами ручными пожарными _____________________53
8. Работа с инструментом для проведения специальных работ на пожаре. Приемы и методы работы по вскрытию и разборке строительных конструкций __________________________________64
9. Работа с мотопомпами пожарными____________________________89
10. Работа на автомобилях первой помощи (АПП)__________________91
11. Работа на пожарных автоцистернах (АЦ) ______________________92
12. Работа на автомобилях насосно-рукавном пожарном (АНР) ______101
13. Работа на автомобилях пенного тушения пожарных (АПТ)_______104
14. Работа на автомобилях порошкового тушения (АП)_____________105
15. Работа на автомобилях газового тушения пожарных (АГТ) ______107
16. Работа на автомобилях дымоудаления пожарных_______________108
17. Работа на автомобилях дымоудаления с электроприводом вентиляторов _____________________________________________111
18. Работа на автомобилях рукавных пожарных (АР) ______________112
19. Работа на насосных станциях пожарных (ПНС) ________________116
20. Работа на аварийно-спасательных автомобилях пожарных (АСА) _118
21. Работа на автомобилях связи и освещения пожарных (АСО) _____126
22. Работа на автомобилях газодымозащитной службы (АГДЗС) _____128
23. Работа на автолестницах пожарных (АЛ) _____________________131
24. Работа на автоподъемниках коленчатых пожарных (АКП) _______136
25. Проведение спасательных работ _____________________________139
26. ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации по пожарно-строевой подготовке (далее – Рекомендации) являются пособием по организации, проведению занятий и обучению личного состава подразделений пожарной охраны правилам (приемам) работы с пожарно-техническим вооружением, пожарным оборудованием, ручным пожарным инструментом, пожарными автомобилями, пожарными спасательными устройствами, средствами индивидуальной защиты пожарных (далее – пожарная техника).
Рекомендации предназначены для личного состава подразделений пожарной охраны, пожарно-технических научно-исследовательских учреждений и пожарно-технических учебных заведений, специальных подразделений пожарной охраны.
Использование рекомендаций при организации обучения личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется с учетом особенностей организации службы, регламентируемых законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
ЛИЧНОГО СОСТАВА
Общие положения
1.1.1. Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.
Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года.
1.1.2. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.
1.1.3. Специальные прикладные упражнения – основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.
1.1.4. Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.
1.1.5. Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:
создавать необходимые условия для своевременного и качественного обучения личного состава, рассматривая это как одну из главных служебных обязанностей;
обеспечивать высокую профессиональную и методическую подготовку руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение и проведение занятий;
осуществлять постоянное совершенствование и развитие учебной материально-технической базы, позволяющей создавать реальную обстановку и проводить с личным составом комплексные занятия по всем разделам настоящих Рекомендаций;
обеспечивать действенное методическое руководство обучением;
уделять особое внимание соблюдению безопасных условий обучения личного состава;
учитывать при организации обучения и проведении занятий специфику выполняемых оперативно-служебных задач, состав имеющейся в подразделениях пожарной техники, уровень подготовленности личного состава, наличие и состояние учебно-материальной базы, требования охраны труда.
Формы и методы обучения личного состава
1.2.1. К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.
В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
1.2.2. В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:
информационно-сообщающие методы (устное изложение, беседа, команды);
методы формирования навыков и умений (объяснение, демонстрация, упражнения);
методы закрепления и совершенствования навыков и умений (повторение упражнений, тренировка, соревнования, самостоятельная работа);
методы проверки и оценки знаний, навыков и умений(наблюдение, практические контрольные задания);
инструктивный метод (согласование потребностей обучаемых, достижение полной ясности относительно того, что от них требуется).