Расчет автомобильного транспорта
Для 7 раздела курсовика ГД
Расчет автомобильного транспорта
7.1 Общие сведения о перемещении карьерных грузов
Перевозка горной массы в карьерах относится к одному из основных производственных процессов, который наряду с буровзрывными и выемочно-погрузочными работами определяет технологию открытой добычи полезных ископаемых.
Назначением карьерного транспорта является перемещение из экскаваторных забоев вскрышных пород—к отвалам; полезного ископаемого—к приемным бункерам обогатительных фабрик, к складам полезного ископаемого и т.п.
Количество груза в тоннах, перевозимого карьерным транспортом в единицу времени, называется грузооборотом карьера. Он складывается из грузооборота пустых пород, полезного ископаемого и хозяйственно-технических грузов.
Основные особенности эксплуатации карьерного транспорта:
- относительно небольшие расстояния перемещения транспортных средств (до 10—15 км); быстрая оборачиваемость подвижного состава;
- большая величина грузооборотов и высокая интенсивность движения транспортных средств;
- наличие значительных уклонов дорог;
- непрерывное увеличение расстояний транспортирования по мере углубления карьера;
- необходимость периодического перемещения транспортных коммуникаций на уступах карьеров и отвалов;
- значительные ударные нагрузки на транспортные средства, особенно при погрузке скальных горных пород.
Карьерный транспорт служит для перемещения горной массы на открытых разработках и представляет собой комплекс устройств и сооружений, объединяющий основное (подвижной состав) и вспомогательное оборудование, транспортные коммуникации, средства управления работой, устройства для технического обслуживания и ремонта. Пунктами погрузки в карьерах (разрезах) служат экскаваторные забои или промежуточные склады, а пунктами разгрузки для вскрышных пород — отвалы, для полезного ископаемого — постоянные или временные склады, приемные бункеры дробильных, сортировочных, обогатительных, агломерационных или брикетных фабрик. В случаях, когда полезное ископаемое из карьера направляется отдаленным потребителям, разгрузка как таковая отсутствует и работа карьерного транспорта завершается передачей груза на магистральный транспорт.
Карьерный транспорт имеет ряд особенностей, отличающих его от транспорта общего назначения:
- пункты погрузки и разгрузки постоянно меняют свое положение, следуя за фронтом горных работ, что требует периодического перемещения транспортных коммуникаций и оборудования;
- путь транспортирования из карьера, как правило, прокладывается под большим уклоном;
- для высокопроизводительного использования погрузочного и транспортного оборудования необходимо взаимное согласование параметров того и другого.
Вид карьерного транспорта определяется в первую очередь средствами перемещения горной массы. Каждому виду транспорта соответствуют определенные оборудование, коммуникации и организация работы. Выбор вида транспорта производится на основе технико-экономических расчетов применительно к конкретным горнотехническим условиям с учетом большого числа разнообразных факторов: условий залегания пласта и рудного тела, производственной мощности карьера, т.е. объема перевозок, характеристики транспортируемого груза, глубины карьера, расстояния транспортирования. С учетом вида карьерного транспорта выбираются схемы вскрытия месторождения и параметры системы разработки.
Основное распространение на отечественных и зарубежных карьерах получили железнодорожный, автомобильный и конвейерный транспорт, применяемые как самостоятельные виды, так и в комбинациях. Другие виды транспорта получили меньшее распространение, хотя в определенных условиях они могут быть наиболее эффективными.
Принятый вид карьерного транспорта должен обеспечивать выполнение запланированного грузооборота; минимальное расстояние транспортирования; максимальную производительность выемочно-погрузочного оборудования; возможность при необходимости селективной выемки полезного ископаемого; безопасность работ; минимальную себестоимость перевозки.
Так как по исходным данным проекта вид карьерного транспорта – автомобильный, в данном разделе выбирается модель автосамосвала, определяются параметры автодороги, устанавливается производительность автосамосвалов и необходимое их количество.
6.2 Выбор модели автосамосвала
Выбор модели автосамосвала производится в соответствии с вместимостью ковша экскаватора, исходя из соотношения :
, м3;
где - геометрический объем кузова автосамосвала, м3;
- вместимость ковша экскаватора, м3.
Вместимость ковша экскаватора (Указать тип ) составляет: м3
Для определения вместимости автосамосвала выбираем среднее значение из предела
, м3;
Условие выполняется
Значение геометрического объема кузова автосамосвала выбираем по таблице технических характеристик автосамосвалов Бел АЗ, исходя из условия, что м3;
Техническая характеристика автосамосвалов БеЛАЗ
Показатели | БеЛАЗ-540А | БеЛАЗ-7540 | БеЛАЗ-7548 | БеЛАЗ-7555Е | БеЛАЗ-7549 |
Грузоподъемность, т | |||||
Масса автомобиля, т | 22,5 | 73,6 | |||
Геометрический объем кузова, м3 | |||||
Объем кузова с шапкой, м3 | |||||
Габариты, мм | 7250х3480х3580 | 7110х4460х3390 | 8090х4400х4280 | 8890х5420х4610 | 10300х6140х5580 |
Максимальная скорость, км/ч | |||||
Наименьший радиус поворота, м | 8,7 | 8,7 | 10,2 |
Таблица 33 продолжение
Показатели | БеЛАЗ-7514 | БеЛАЗ-7513 | БеЛАЗ-7521 | БеЛАЗ-7530 | БеЛАЗ-75600 |
Грузоподъемность, т | 130 - 136 | ||||
Масса автомобиля, т | Нет данных | ||||
Геометрический объем кузова, м3 | |||||
Объем кузова с шапкой, м3 | 75,5 | ||||
Габариты, мм | 11380х6140х5580 | 1150х6900х5720 | 14580х7780х6460 | 13400х7780х6520 | Нет данных |
Максимальная скорость, км/ч | |||||
Наименьший радиус поворота, мм |
Этому условию отвечает указать модель со следующими техническими характеристиками:
Показатели | БеЛАЗ - ……… |
Грузоподъемность, т | |
Масса автомобиля, т | |
Геометрический объем кузова, м3 | |
Объем кузова с шапкой, м3 | |
Габариты, мм | |
Максимальная скорость, км/ч | |
Наименьший радиус поворота, мм |
С учетом габаритов принятого автосамосвала определяется минимальная ширина проезжей части постоянной автодороги и ширина транспортной бермы при встречном двухполосном движении.
Минимальная ширина проезжей части постоянной автодороги при встречном двухполосном движении определяется по формуле:
, м;
где а – ширина автосамосвала, м;
у – расстояние от колеса до конца проезжей части (у = 0,5 м);
х – зазор между кузовами встречных машин, м.
Зазор между кузовами встречных машин определяется по формуле:
х = 0,5 + 0,005 ∙ Vср, м;
где Vср – среднерейсовая скорость движения машин, км/ч, принимается по таблице среднерейсовой скорости движения автосамосвалов исходя из категории автодороги и грузоподъемности автосамосвала.
Среднерейсовая скорость движения автосамосвалов Vср
Категория дороги | Тип дороги и покрытия | Грузоподъемность автосамосвала, т | ||
27 – 45 т | >75т | |||
I | Усовершенствованные капитальные (асфальтобетонные, цементобетонные) | |||
II | Усовершенствованные облегченные (чернощебеночные, черногравийные) | |||
II | Переходные (щебеночные, гравийные) | |||
III | Простейшие |
Согласно исходных данных категория автодороги -…..
К этой категории относятся (Тип дороги и покрытия)……(по таблице)
Выбираем ………тип дороги и ….. тип покрытия.
Для автосамосвалов грузоподъемностью свыше ….тонн Vср =….км/ч;
х = …….., м;
Рекомендуемая ширина проезжей части автодорог при встречном двухполосном движении, обеспечивающая нормальные условия движения автосамосвала принимается по таблице рекомендуемой ширины проезжей части дороги исходя из грузоподъемности автосамосвала, т.
Грузоподъемность автосамосвала, т | 27 - 30 | 40 - 42 | 75 - 80 | 110 - 120 | 170 - 180 | 280 - 320 |
Ширина проезжей части, м | 12 - 14 | 13 - 15 | 16 - 19 | 19 - 21 | 23 - 27 | 25 - 29 |
Для автосамосвалов грузоподъемностью …….,т рекомендуемая ширина проезжей части составляет….,м
, м;
При принятой ширина транспортной бермы (ВТ) определяется графическим путем с учетом приведенных на рисунке размеров элементов профиля дороги.
На схеме указать расчетные величины
Высота транспортной бермы ВТ=…..,м
Грузонапряженность автодороги для перевозки пород определяется из категории дороги и грузоподъемности автосамосвалов по таблице:
Распределение автомобильных дорог по категориям в зависимости от грузонапряженности
Грузонапряженность (млн. т брутто в год) при грузоподъемности автосамосвалов | Категория дороги | |
Менее 75 т | Более 75 т | |
> 15 | > 25 | I |
5 – 15 | 8 - 28 | II |
< 5 | < 8 | III |
Для…..категории дороги грузоподъемностью менее 75т (более 75т), грузонапряженность составляет от…до…. млн. т брутто в год.
Величину подъема на постоянных дорогах в грузовом направлении рекомендуется принимать в пределах от 80 до 100%0.
Радиусы кривых на постоянных и временных дорогах принимают в соответствии с грузоподъемностью автосамосвала по таблице:
Минимальные радиусы кривых автодорог (м)
Дорожные условия | Грузоподъемность автосамосвала, т | |||||
25 – 30 т | 40 – 45 т | 70 – 80 т | 110 – 120 т | 170 – 180 т | >180 т | |
Постоянные автодороги в карьере | 50 - 60 | 50 - 60 | 50 - 60 | 50 - 60 | 50 - 60 | 50 - 60 |
Серпантинные и круговые кривые | 20 - 35 | 30 - 35 | 35 - 40 | 35 - 40 | 40 – 45 | 45 - 50 |
Временные автодороги в карьере | 12 - 15 | 12 - 15 | 15 - 20 | 17 - 20 | 20 - 25 | 25 - 30 |
Петлевые заезды под погрузку | 10 - 11 | 12 - 13 | 12 - 14 | 14 - 15 | 18 - 20 | 20 - 22 |
Минимальные радиусы кривых автодорог (м) для автосамосвала грузоподъемностью…..составляют:
Дорожные условия | Грузоподъемность |
Постоянные автодороги в карьере | |
Серпантинные и круговые кривые | |
Временные автодороги в карьере | |
Петлевые заезды под погрузку |
6.3 Определение коэффициента использования грузоподъемности и времени погрузки автосамосвала
Фактическая масса породы в кузове автосамосвала определяется по формуле:
, т;
где - геометрический объем кузова автосамосвала, м3;
- плотность (объемная масса) породы;т/м3
– коэффициент наполнения кузова автосамосвала
(при ;)
(принимаем любое значение в пределе)
Расчетное значение
-плотность (объемная масса породы) – принимается по исходным данным
, т;
Коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала определяется по формуле:
;
где фактическая масса породы в кузове автосамосвала, т;
номинальная грузоподъемность автосамосвала, т.
Величина не должна быть больше 1.05. В случае, если 1.05, следует уменьшить коэффициент наполнения кузова и повторить расчет.
Условие выполняется.
Масса породы, загружаемой в автосамосвал за один цикл экскаватора (масса породы в ковше) определяется по формуле:
, т;
где Е - емкость (вместимость) ковша экскаватора, м3; ( принимается по расчетным данным).
- плотность (объемная масса) породы, т/ м3 (принимается по исходным данным);
– коэффициент наполнения ковша экскаватора;
коэффициент разрыхления породы в ковше экскаватора ( и принимаются по расчетным данным).
, т;
Количество ковшей, загружаемых в автосамосвал, определяется по формуле (округляется до 0,5 ковшей):
, шт.
шт.
Время погрузки автосамосвала определяется по формуле:
, мин;
где номинальная грузоподъемность автосамосвала, т;
коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала;
техническая производительность экскаватора, (принимается по расчетным данным), м3/ч;
- плотность (объемная масса) породы.
, мин;
Сменная производительность автосамосвала определяется по формуле:
, т/смену;
где фактическая масса породы в кузове автосамосвала, т;
количество рейсов автосамосвала в смену.
Или сменная производительность автосамосвала определяется по формуле:
т/смену;
где фактическая масса породы в кузове автосамосвала, т;
Т – продолжительность смены (Т = 8 ч);
коэффициент использования времени смены автосамосвала ( );
продолжительность рейса автосамосвала, мин.
Продолжительность рейсаавтосамосвала определяется по формуле:
, мин;
где время погрузки автосамосвала, мин; ( ), мин;
время разгрузки автосамосвала ( ), мин;
время движения автосамосвала в грузовом и порожняковом направлениях со среднерейсовой скоростью Vср, мин;
время, затрачиваемое на маневры в забое и на задержки в пути ( ), мин.
Время движения автосамосвала в грузовом и порожняковом направлениях со среднерейсовой скоростью Vср определяется по формуле:
, мин;
расстояние транспортирования груза (из условия задания); км;
среднерейсовая скорость движения машин (принимается по расчетным данным), км/ч;
коэффициент, учитывающий разгон и торможение машины ( ).
, мин;
Принимаем (любое значение из предела);
Принимаем (любое значение из предела);
Принимаем (любое значение из предела);
, мин;
т/смену;
Количество автосамосвалов, необходимых для обслуживания одного экскаватора в смену определяется по формуле:
Nа = / ,штук
Nа = ,штук
Инвентарный (списочный) парк автосамосвалов, необходимых для обслуживания одного экскаватора в смену определяется с учетом коэффициента резерва (nсп = 1,15).
Nасп =1.15 Nа, штук
Для обслуживания одного экскаватора в смену необходимо…….автосамосвалов.