Проблемы безопасности на транспорте
После появления автомобиля был принят закон, согласно которому перед движущимся автомобилем должен был бежать гонец с флажком, предупреждая всех об опасности. Этот способ использовали и на Московской паровой железной дороге. Тем не менее, 17 августа 1896 г. автомобиль, ехавший по главной улице Лондона со скоростью 6 км/ч, задавил насмерть мисс Дизерол. Это была первая автомобильная катастрофа в мире.
Ни одна самая страшная эпидемия в мире (чума, холера и др.) не уносила столько жизней, сколько ежегодно уносят транспортные аварии. Ученые подсчитали, что за 100 лет существования автомобильный транспорт стал причиной гибели более 30 млн человек, т.е. больше, чем в Великую Отечественную войну. В Японии во многих городах устанавливают щиты, оповещающие о количестве несчастных случаев, произошедших за истекшие сутки и с начала года.
Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта является в настоящее время одним из приоритетных требований, предъявляемых к транспортным системам. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:
- совершенствование конструкций транспортных средств;
- развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;
- совершенствование систем управления движением.
Автомобильный транспорт как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта.
В отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте — 1 — 2, на речном — 1 — 23, а на воздушном — 37 — 310 человек. На воздушном транспорте практически не бывает раненых.
Каждый год в мире гибнет в дорожно-транспортных происшествиях до 500 тыс. человек и 10 млн получают увечья. В России в 2000 г., по данным ГУ ГИБДД, зафиксировано 157,6 тыс. ДТП, в которых погибло 25 594 и было ранено 179401 человек. Число погибших на 100 пострадавших составило 13,6%. Каждое пятое происшествие в той или иной степени связано с недостатками содержания улично-дорожной сети.
Тяжесть последствий ДТП в России в 3 — 4 раза выше, чем в развитых странах, что объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи (в том числе из-за невозможности срочного сообщения о ДТП), несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения. В России за год задерживается до 1,7 млн человек в состоянии опьянения за рулем (около 14 % от общего количества ДТП) и 1,5 млн человек без водительских удостоверений (примерно 16 % от всех ДТП), много аварий происходит на железнодорожных переездах (2/3 переездов в России не оснащены шлагбаумами). Безаварийность железнодорожных переездов достигается строительством специальных приспособлений, поднимающихся в момент перекрытия движения.
Согласно общим оценкам экспертов Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН, минимальная оценка ущерба от гибели и увечья людей, порчи и повреждения грузов на транспорте составляет 3 — 4 % от величины валового национального продукта.
В России социально-экономический ущерб от ДТП в 1997 г. составил около 100 трлн руб. (4 —5 % валового национального продукта).
Меньшее количество погибающих при ДТП в отдельных европейских странах и США не в последнюю очередь связано с обязательным 100%-ным страхованием транспортных средств, так как на деньги страховых компаний проводятся исследования вопросов безопасности движения; широко применяемым дорожным патрулированием скоростных магистралей (в том числе вертолетами и радарами) и развитой медицинской авиацией.
Большая часть смертельных случаев происходит из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи (происходит невосполнимая потеря крови).
Основой обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте является комплекс устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Централизация управления движением поездов осуществляется путем разделения транспортной сети на отдельные участки, на которых управление движением осуществляется из единого диспетчерского пункта. В зависимости от конкретных условий эксплуатации расстояния между пунктами могут быть от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Управление осуществляется на основе планов-графиков движения пассажирских и грузовых поездов с использованием средств радио- и телеуправления, светофорной и иной электросигнализации. В случае нарушения команд или сигналов, подаваемых с диспетчерского пункта, осуществляется автоматическая блокировка дальнейшего движения поезда.
Повышение безопасности движения обеспечивается также комплексной механизацией и автоматизацией работы на сортировочных станциях, системой управления стрелками и вагонными замедлителями, улучшением условий надежного торможения и характеристик тормозных систем локомотивов, совершенствованием технического состояния путей сообщения и устройств для безаварийной эксплуатации колесных пар, бандажей, рам, тележек, рельсов и др. Для обнаружения технических дефектов широко используются ультразвуковые и магнитные дефектоскопы.
Огромное внимание уделяется психофизическому состоянию локомотивных бригад и диспетчеров, играющих решающую роль в обеспечении безопасности движения.
На автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Постоянно совершенствуются системы активной безопасности автомобилей, т.е. тех узлов и агрегатов, которые предотвращают дорожно-транспортные происшествия (тормозные системы, рулевое управление, шины, системы освещения и обеспечения видимости, информа ционные, антиблокировочные, антизаносные и др.). Ведется интенсивная разработка и широкое внедрение систем пассивной безопасности, т. е. устройств, ограничивающих или даже полностью исключающих негативные последствия ДТП (ремней безопасности, фронтальных и боковых подушек безопасности, травмобезопасных рулевых колонок и педальных узлов, пожаробезопасных топливных систем, складывающихся зеркал, надежных конструкций дверных замков, ручек дверей и др.).
Активное применение перечисленных выше средств позволило добиться снижения тяжести последствий и числа погибших в ряде стран Западной Европы.
Повышаются требования к автомагистралям. Безопасность движения повышается за счет устройства транспортных развязок и пересечений на разных уровнях, совершенствования дорожно-строительных материалов, улучшения видимости, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий, примыкающих к автомагистралям, развития дорожного сервиса и систем обеспечения медицинской и технической помощью.
Большое внимание уделяется работе по распространению специальных знаний в области обеспечения безопасности движения среди широких слоев населения, включая дошкольные и школьные учреждения.
На водных видах транспорта безопасность движения достигается благодаря обеспечению технического контроля за состоянием судов, безопасности гидротехнических сооружений; прогнозированию и современной передаче метеопрогнозов, включая штормовые предупреждения; совершенствованию работы навигационных систем и средств световой сигнализации (рис. 7.1), повышению квалификации экипажей; своевременному выполнению комплексов работ по инженерному обеспечению безопасного судоходства.
Рис. 7.1 Маяк указывающий путь и направление движения
Наряду со спутниковыми навигационными системами современных судов в местах интенсивного судоходства широко применяются и стационарные системы, позволяющие определять местоположение судна с точностью до 200 — 300 м, что в условиях мореплавания является вполне достаточным. На речных водных путях для четкого определения фарватера используются плавучие и береговые световые сигналы и створы. Особое внимание уделяется своевременному проведению дноуглубительных работ для обеспечения гарантированных глубин портов и речных магистралей.
На воздушном транспорте особое внимание уделяется технической надежности летательных аппаратов в целях предотвращения катастрофических последствий.
Надежность техники обеспечивается на этапе ее создания за счет резервирования и 2 —3-кратного дублирования наиболее ответственных систем и поддерживается в процессе эксплуатации. Наземные технические службы обеспечивают безопасные ресурсы узлов и агрегатов за счет планово-предупредительной системы обслуживания и средств бортовой диагностики в строгом соответствии с принятыми регламентами технического обслуживания для конкретного типа летательного аппарата и условий его эксплуатации.
Управление воздушным движением над строго определенной территорией осуществляется из одного контрольно-диспетчерского пункта (КДП) с использованием средств двусторонней радиосвязи с экипажами летательных аппаратов. Полеты летательных аппаратов осуществляются в строго определенных коридорах, эшелонированных по высоте. При пересечении границ районов осуществляется «передача» летательного аппарата от одного КДП другому.
Крайне высокие требования предъявляются к работе диспетчерских служб в воздушном пространстве вблизи крупных аэропортов и при обеспечении международных воздушных сообщений.
Особая роль в обеспечении безопасности полетов отводится навигационным системам — средствам определения местоположения летательных аппаратов в пространстве. Различают бортовые навигационные системы (автопилот, радиокомпас, высотомер, указатели крена и тангажа др.) и наземные — радиомаяки, относительно которых определяется положение летательного аппарата в пространстве. Практически все летательные аппараты последнего поколения используют спутниковые навигационные системы.
Безопасность полетов обеспечивается также за счет учета метеоусловий и реализации комплекса мер по борьбе с их отрицательными последствиями: обработки летательных аппаратов антиобледенительными препаратами, прогноза метеообстановки по всему маршруту полета, резервирования запасных аэропортов, работы наземных метеостанций, развития средств автоматического управления летательными аппаратами во время взлета-посадки.
Следует отметить, что требования, предъявляемые к отдельным элементам транспортных систем, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, на любом виде транспорта имеют международную унификацию и регулируются международными соглашениями и конвенциями [21].