Проблемы безопасности на транспорте

После появления автомобиля был принят закон, согласно которому перед движущимся автомобилем должен был бежать гонец с флажком, предупреждая всех об опасности. Этот способ использовали и на Московской паровой железной дороге. Тем не менее, 17 августа 1896 г. автомобиль, ехавший по главной улице Лондона со скоростью 6 км/ч, задавил насмерть мисс Дизерол. Это была первая автомобильная катастрофа в мире.
Ни одна самая страшная эпидемия в мире (чума, холера и др.) не уносила столько жизней, сколько ежегодно уносят транспортные аварии. Ученые подсчитали, что за 100 лет существования автомобильный транспорт стал причиной гибели более 30 млн человек, т.е. больше, чем в Великую Отечественную войну. В Японии во многих городах устанавливают щиты, оповещающие о количестве несчастных случаев, произошедших за истекшие сутки и с начала года.

Обеспечение безопасности движения на различных видах транспорта является в настоящее время одним из приоритетных требований, предъявляемых к транспортным системам. В общей совокупности комплекса мероприятий по обеспечению безопасности перевозок можно выделить три основных направления:

-совершенствование конструкций транспортных средств;

- развитие транспортных магистралей и инженерных сооружений;

- совершенствование систем управления движением.

Автомобильный транспорт как по числу погибших, так и по числу раненых на несколько порядков опережает другие виды транспорта.

В отдельные годы на железной дороге погибало от 2 до 20 человек в год, на морском транспорте - 1 - 2, на речном — 1 — 23, а на воздушном — 37 — 310 человек. На воздушном транспорте практически не бывает раненых.
Каждый год в мире гибнет в дорожно-транспортных происшествиях до 500 тыс. человек и 10 млн получают увечья. Каждое пятое происшествие в той или иной степени связано с недостатками содержания улично-дорожной сети.
Тяжесть последствий ДТП в России в 3 — 4 раза выше, чем в развитых странах, что объясняется несвоевременностью оказания медицинской помощи (в том числе из-за невозможности срочного сообщения о ДТП), несовершенством отечественных автомобилей, а также большим количеством нарушений правил дорожного движения. В России за год задерживается до 1,7 млн человек в состоянии опьянения за рулем (около 14 % от общего количества ДТП) и 1,5 млн человек без водительских удостоверений (примерно 16 % от всех ДТП), много аварий происходит на железнодорожных переездах (2/3 переездов в России не оснащены шлагбаумами). Безаварийность железнодорожных переездов достигается строительством специальных приспособлений, поднимающихся в момент перекрытия движения

Основой обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте является комплекс устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Централизация управления движением поездов осуществляется путем разделения транспортной сети на отдельные участки, на которых управление движением осуществляется из единого диспетчерского пункта. В зависимости от конкретных условий эксплуатации расстояния между пунктами могут быть от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Управление осуществляется на основе планов-графиков движения пассажирских и грузовых поездов с использованием средств радио- и телеуправления, светофорной и иной электросигнализации. В случае нарушения команд или сигналов, подаваемых с диспетчерского пункта, осуществляется автоматическая блокировка дальнейшего движения поезда.

На автомобильном транспорте из-за многочисленности и подвижности транспортных средств проблемы обеспечения безопасности движения носят наиболее острый характер. Постоянно совершенствуются системы активной безопасности автомобилей, т.е. тех узлов и агрегатов, которые предотвращают дорожно-транспортные происшествия (тормозные системы, рулевое управление, шины, системы освещения и обеспечения видимости, информационные, антиблокировочные, антизаносные и др.). Ведется интенсивная разработка и широкое внедрение систем пассивной безопасности, т.е. устройств, ограничивающих или даже полностью исключающих негативные последствия ДТП (ремней безопасности, фронтальных и боковых подушек безопасности, травмобезопасных рулевых колонок и педальных узлов, пожаробезопасных топливных систем, складывающихся зеркал, надежных конструкций дверных замков, ручек дверей и др.).

Повышаются требования к автомагистралям. Безопасность движения повышается за счет устройства транспортных развязок и пересечений на разных уровнях, совершенствования дорожно-стро-ительных материалов, улучшения видимости, применения современных светоотражающих полимерных материалов для дорожной разметки и знаков, совершенствования обустройства территорий, примыкающих к автомагистралям, развития дорожного сервиса и систем обеспечения медицинской и технической помощью.

Большое внимание уделяется работе по распространению специальных знаний в области обеспечения безопасности движения среди широких слоев населения, включая дошкольные и школьные учреждения.

На водных видах транспорта безопасность движения достигается благодаря обеспечению технического контроля за состоянием судов, безопасности гидротехнических сооружений; прогнозированию и современной передаче метеопрогнозов, включая штормовые предупреждения; совершенствованию работы навигационных систем и средств световой сигнализации, повышению квалификации экипажей; своевременному выполнению комплексов работ по инженерному обеспечению безопасного судоходства.

Наряду со спутниковыми навигационными системами современных судов в местах интенсивного судоходства широко применяются и стационарные системы, позволяющие определять местоположение судна с точностью до 200—300 м, что в условиях мореплавания является вполне достаточным. На речных водных путях для четкого определения фарватера используются плавучие и береговые световые сигналы и створы. Особое внимание уделяется своевременному проведению дноуглубительных работ для обеспечения гарантированных глубин портов и речных магистралей.
На воздушном транспорте особое внимание уделяется технической надежности летательных аппаратов в целях предотвращения катастрофических последствий.

Надежность техники обеспечивается на этапе ее создания за счет резервирования и 2 —3-кратного дублирования наиболее ответственных систем и поддерживается в процессе эксплуатации. Наземные технические службы обеспечивают безопасные ресурсы узлов и агрегатов за счет планово-предупредительной системы обслуживания и средств бортовой диагностики в строгом соответствии с принятыми регламентами технического обслуживания для конкретного типа летательного аппарата и условий его эксплуатации.

Управление воздушным движением над строго определенной территорией осуществляется из одного контрольно-диспетчерского пункта (КДП) с использованием средств двусторонней радиосвязи с экипажами летательных аппаратов. Полеты летательных аппаратов осуществляются в строго определенных коридорах, эшелонированных по высоте. При пересечении границ районов осуществляется «передача» летательного аппарата от одного КДП другому.

Крайне высокие требования предъявляются к работе диспетчерских служб в воздушном пространстве вблизи крупных аэропортов и при обеспечении международных воздушных сообщений.
Особая роль в обеспечении безопасности полетов отводится навигационным системам — средствам определения местоположения летательных аппаратов в пространстве. Различают бортовые навигационные системы (автопилот, радиокомпас, высотомер, указатели крена и тангажа1 др.) и наземные — радиомаяки, относительно которых определяется положение летательного аппарата в пространстве. Практически все летательные аппараты последнего поколения используют спутниковые навигационные системы.

Безопасность полетов обеспечивается также за счет учета метеоусловий и реализации комплекса мер по борьбе с их отрицательными последствиями: обработки летательных аппаратов антиобледенительными препаратами, прогноза метеообстановки по всему маршруту полета, резервирования запасных аэропортов, работы наземных метеостанций, развития средств автоматического управления летательными аппаратами во время взлета-посадки.

Следует отметить, что требования, предъявляемые к отдельным элементам транспортных систем, обеспечивающих их безопасную эксплуатацию, на любом виде транспорта имеют международную унификацию и регулируются международными соглашениями и конвенциями.

Организации, контролирующие вопросы безопасности на транспорте

Органами государственной власти в последние годы принят ряд законов и нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения. Существенные изменения внесены в гражданское и уголовное законодательство, Кодекс об административных правонарушениях и другие документы, что связано с изменениями социально-политической и экономической жизни страны. Такие документы помогают последовательно развивать и укреплять государственную систему обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствовать механизм ее функционирования.
Основными органами, контролирующими вопросы безопасности на транспорте, являются Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и Российская транспортная инспекция (РТИ) Министерства транспорта Российской Федерации.
На ГИБДД возлагается контроль за соблюдением правил дорожного движения, нормативноправовых актов в области обеспечения дорожного движения, в которых устанавливаются требования к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электротранспорта; установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; конструкции и техническому состоянию эксплуатируемых автомототранспортных средств, прицепов и дополнительного оборудования к ним; перевозкам опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов. ГИБДД также осуществляет прием квалификационных экзаменов на получения права управления транспортными средствами, включая автотранспорт, трамвай и троллейбус; выдачу водительских удостоверений; регистрацию, учет и выдачу регистрационных документов и знаков на автотранспортные средства, а также их технический осмотр. ГИБДД регулирует дорожное движение, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях; выполняет неотложные действия на месте дорожно-транспортных происшествий; проводит дознание по делам, связанным с нарушением правил безопасности дорожного движения; раскрывает преступления, связанные с эксплуатацией транспортных средств. Ведется банк данных учета бланков водительских удостоверений, регистрационных знаков и другой документации для допуска транспортных средств и водителей к транспортному процессу. Большая работа проводится ГИБДД по разработке предложений по повышению безопасности, выявлению причин ДТП и нарушения правил дорожного движения, а также ряду других вопросов, связанных с соблюдением законодательства страны.
ГИБДД имеет право останавливать любые транспортные средства в случае проверок или несоблюдения правил дорожного движения; запрещать перевозку при нарушении требований нормативно-правовых актов, в том числе при неисправностях транспортных средств, отсутствии соответствующих документов и т.п.; проводить освидетельствование лиц для установления факта алкогольного или наркотического опьянения и личный досмотр граждан и осмотр транспортного средства и грузов (с участием водителя). ГИБДД совместно с другими государственными надзорными органами осуществляет контроль за соблюдением условий лицензий.
Российская транспортная инспекция действует на основе законодательства страны. Транспортная инспекция обеспечивает защиту прав потребителей и производителей транспортных услуг; противодействует проникновению на рынок транспортных услуг предпринимателей, ведущих незаконную и опасную для человека деятельность; контролирует экологическую обстановку; участвует в повышении безопасности дорожного движения и др. Для реализации своих задач инспекция осуществляет лицензирование перевозок пассажиров и грузов на всех видах транспорта, включая промышленный, опасных грузов, международных перевозок пассажиров и грузов, транспортно-экспедиционного обслуживания юридических и физических лиц, предприятий по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, автозаправочных станций. РТИ проводит подготовку и повышение квалификации людей, ответственных за перевозочную деятельность и безопасность движения, осуществляет контрольно инспекционную работу за деятельностью перевозчиков, в том числе иностранных, на территории страны, следит за состоянием дорожного хозяйства, нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс России) и автозаправочных станций и др.

Кроме того, РТИ осуществляет учет перевозчиков и других производителей работ и услуг на транспорте, анализирует положение в транспортном комплексе и определяет потребности в транспортных услугах.
РТИ проводит контроль за работой предприятий независимо от их ведомственной принадлежности (за исключением предприятий Вооруженных сил, органов безопасности и внутренних дел) в части соблюдения ими положений транспортного законодательства, стандартов и норм, правил перевозки. РТИ осуществляет проверку транспортных средств на линии, фиксирует выявленные нарушения, составляет акты и дает обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, а также приостанавливает или ликвидирует лицензии в соответствии с указанным выше Законом РФ № 158-ФЗ и Кодексом РФ «Об административных правонарушениях».

Проверки предприятий и транспортных средств могут проводиться совместно с другими организациями, например дорожно-патрульной службой (ДПС) ГИБДД, налоговой полицией и инспекцией, прокуратурой, Отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, Управлением по экономическим преступлениям ГУВД, милицией, журналистами и др.

Основные нарушения, фиксируемые Транспортной инспекцией: работа без лицензии; несоблюдение зоны действия лицензии, экологических требований, прав потребителей; необеспеченность безопасности движения; нарушение правил перевозки грузов и пассажиров и др.

Наши рекомендации