Анализ деятельности инженерно-технической службы
Исходные данные:
№ варианта | тыс.км. | ni \Др | ||
ТО | Вспомог. цеха и участки | Постовой текущий ремонт | ||
95\22 | 60\31 | 120\53 |
Рассмотрим пример поэлементного анализа деятельности ИТС, начиная с нижнего V уровня управления, когда в качестве целевых нормативов выступают:
- средняя наработка на случай простоя в ремонте, выполняемом конкретным цехом (участком) i;
- средняя продолжительность простоя в ремонте, выполняемом цехом i.
Для сокращения расчетов в примере приняты не цеха, а их группы или зоны, а именно:
1 – зона технического обслуживания;
2 – вспомогательные цеха и участки;
3 – зона постового текущего ремонта.
Исходя из маркетингового анализа рынка установлена возможность увеличения объема транспортной работы фирмы на , а целевое задание для ИТС определено нормативным значением коэффициента технической готовности . Необходимо определить целевые задания по цехам (зонам) ИТС.
Последовательность анализа и расчета.
1. Определяем на основании отчетных данных число отказов связанных с потерей рабочего времени (nj), их распределение по зонам (цехам, участкам) ИТС, среднюю наработку на случай таких отказов и средний простой в ремонте по устранению этих отказов .
2. По группе автомобилей за анализируемый период при суммарном пробеге зафиксировано n = 280 отказов, которые распределялись по зонам предприятия согласно данным таблицы 1 (столбец 3). Среднесуточный пробег этих автомобилей составил
3. Средняя наработка на отказ, связанный с работой конкретной зоны (цеха, участка), определяется:
Для зоны ТО:
Для в 1спомогательных цехов и участков:
Для постового текущего ремонта:
Для проверки полученных данных используют следующие известные из теории надежности выражения, которые должны дать одинаковые результаты по автомобилю:
1,16
4. Деление отчетных данных по числу машино-дней (машино-смен) простоя автомобиля в ремонте, связанного с потерей рабочего времени Др, на число случаев простоя (заездов) в ремонте в соответствующей зоне, цехе или по их вене:
5. Полученные исходные данные для последующих расчетов по и вносим в таблицу 1.
6. Определяем удельные простои автомобилей по зонам (цехам, участкам):
7. Определяем общий удельный простой автомобиля в ТО и ТР:
8. Определяем фактическое (до проведения мероприятий) значение КТГ:
где K – коэффициент, учитывающий потери рабочего времени автомобиля в связи с проведением капитального ремонта (K=1,1).
Таблица 1 – Показатели работы зон технического обслуживания и ремонта АТП
№ п/п | Зоны ТО и ТР | Число отказов, | Целевые нормативы | |||
Средняя наработка | Средний простой в ремонте, | Удельный простой | ||||
дни(смены) на 1000 км | % | |||||
ТО | 3,37 | 0,23 | 0,068 | 20,6 | ||
Вспомогательные цеха и участки | 5,33 | 0,53 | 0,097 | 29,4 | ||
Постовой текущий ремонт | 2,66 | 0,44 | 0,165 | |||
Всего | 11,36 | - | 0,33 |
9. Сравниваем фактическое и нормативное значение КТГ:
Таким образом, для выполнения целевого норматива необходимо КТГ увеличить на 2,61%, (с 0,896 до 0,92).
10. Определяем нормативное значение удельного простоя в ТО ремонте
Следовательно, для выполнения нормативных требований цельный простой в ТО и ТР должен быть сокращен на 0,058 дня/1000 км или на 18 % (0,33 – 0,272 = 0,058).
Полученные данные позволяют сделать следующие предварительные выводы:
а) для ИТС в целом получены два значения целевых нормативов: КТГ и удельный простой в ремонте;
б) КТГ (или машино-дни-смены автомобилей в исправном состоянии) необходим для формирования хозяйственных отношений между ИТС и перевозочной службой;
в) нормативы удельного простоя являются, по сути, показателем эффективности работы ИТС в целом;
г) обращает на себя внимание большая чувствительность (частичность) удельного простоя как показателя эффективности: изменению КТГ на 2,61 % соответствует сокращение Bр – на 18 %.
Это характеризует компенсационные качества ИТС как подсистемы автомобильного транспорта.
11. Проводим предварительный анализ удельных простоев по зонам. Из таблицы 1 следует, что 50% всех простоев приходится на зону постового ТР. Поэтому первоочередные мероприятия по сокращению удельных простоев более целесообразно проводить по участкам этой зоны. При этом удельный простой в ТР по этой зоне или целевой норматив должен быть равен:
т.е. для выполнения целевого норматива КТГ только за счет мероприятий в зоне постового ТР удельный простой автомобилей в этой зоне должен быть сокращен с 0,165 до 0,107 или на 32%.
12. Определяем возможные варианты сокращения удельных простоев:
Iв результате увеличения наработки между ремонтами:
это целевой норматив по наработке для постового ТР.
II в результате сокращения простоев в ремонте:
III комплексный вариант – одновременное увеличение наработки и сокращение продолжительности ремонта:
Таблица 2 – Варианты целевых нормативов для зоны постового ТР
Вариант | Продолжительность ремонта, дни (смены) | Наработка на случай ремонта, тыс. км. | Вр |
Исходный | 0,44 | 2,66 | 0,33 |
I | 0,44 | 4,11 | |
II | 0,28 | 2,66 | |
III | 0,32 | 3,0 |
13. Определяем перечень мероприятий, обеспечивающих получение целевых нормативов. Для достижения целевых нормативов по вариантам, приведенные в таблице 2, из дерева систем ТЭА выбирают один или несколько управляемых факторов, которые в наибольшей степени действуют на целевой показатель, способствуя его изменению, а сторону назначенного целевого норматива.
14. Проводим экономическое сравнение вариантов. Применительно к задачам автомобильного транспорта и ТЭА указанные затраты целесообразно получать в виде функции затрат ФЗ, показывающих их значения на единицу изменения (увеличения или сокращения) целевого показателя или норматива. При этом функция затрат носит, как правило, затухающий характер. Поэтому функция эффективности должна рассматриваться для конкретных интервалов целевого показателя ЦП (рисунок 1).
Для рассматриваемой задачи стоимость прироста наработки на случай ремонта принимается стоимость сокращения простоя в ремонте на 0,1 смены принимается
Затраты по вариантам определяются по следующей формуле:
I вариант:
II вариант
III вариант
Таким образом, в данном примере по затратам наиболее целесообразен II, III, затем I варианты. При этом целевой эффект по этим вариантам одинаков – обеспечение удельного простоя в ТО и ТР 0,272 дня/1000 км.
15. Определяем и назначаем целевые нормативы для зон и цехов инженерно-технической службы.
В таблице 3 в качестве примера и с учетом данных таблицы 1 приведены целевые нормативы зон ИТС, которые должны обеспечить заданное значение КТГ при III (смешанном) варианте.
Таким образом, целевой норматив ИТС при выполнении целевых нормативов зонами, цехами и участками также обеспечивается. Целевые нормативы зон используются для планирования и оценки их работы.
ЦП=Х |
З |
З2 |
З1 |
ФЗ |
Х2 |
Х1 |
Х |
Рисунок 1 – Схема протекания функции затрат
16. Проверка выполнения целевого норматива ИТС:
17. Определение фондов ИТС. Источником образования дополнительных фондов для ИТС.
а) определение доли прибыли, отчисляемой в фонд развития производства ИТС:
где а – норма отчислений прибыли в фонд развития предприятия;
b– то же для развития ИТС.
б) определение доли прибыли, отчисляемой в фонд материального поощрения персонала ИТС:
где с – доля прибыли, отчисляемой в фонд материального поощрения персонала предприятия;
d– то же персонала ИТС.
Значение коэффициентов a, b, c, dфиксируется: при независимости ИТС во внешних договорах о комплексном сотрудничестве с перевозчиками; в комплексных предприятиях – во внутренних договорах о распределении прибыли. При наличии крупных и целевых мероприятий ИТС коэффициенты bи dрассчитываются индивидуально с учетом их вклада в прирост прибыли. Для рассматриваемого примера
Таблица 3 – Целевые нормативы зон ИТС (IIIвариант)
№ п/п | Зоны ТО и ТР | Число отказов, | Целевые нормативы | |||
Средняя наработка | Средний простой в ремонте, | Удельный простой | ||||
дни(смены) на 1000 км | % | |||||
ТО | 3,37 | 0,23 | 0,068 | |||
Вспомогательные цеха и участки | 5,33 | 0,53 | 0,097 | |||
Постовой текущий ремонт | 2,66 | 0,32 | 0,107 | |||
Всего | 11,36 | 1,08 | 0,272 |
18. Проверка совокупности мероприятий по совершенствованию зоны постового ТР.
Фонд развития производства от рассмотренных мероприятий равен:
что ниже затрат на III вариант. Таким образом, по приведенным годовым затратам самоокупаемыми являются все III варианта, самые наименьшие затраты получились во II варианте
19. Корректировка целевых нормативов зон ИТС. Целевые нормативы должны быть переориентированы на II вариант.
Таблица 4 - Измененные значения целевых нормативов (II вариант)
№ п/п | Зоны ТО и ТР | Число отказов, | Целевые нормативы | |||
Средняя наработка | Средний простой в ремонте, | Удельный простой | ||||
дни(смены) на 1000 км | % | |||||
ТО | 3,37 | 0,23 | 0,068 | |||
Вспомогательные цеха и участки | 5,33 | 0,53 | 0,097 | |||
Постовой текущий ремонт | 2,66 | 0,28 | 0,107 | |||
Всего | 11,36 | 1,04 | 0,272 |
Из таблицы следует, что после реализации мероприятий по сокращению удельного простоя при постовом ТР на первое место по удельным простоям автомобилей выходят постовой текущий ремонт (36%). Поэтому, если цель - сокращение удельных простоев автомобилей будет стоять и далее, то ИТС должна переключиться на мероприятия по сокращению простоев автомобилей в группе постовой текущий ремонт.
20. Определение резерва фонда развития производства
Р= (ΔПП)ИТС –Зп=1,53-1,3=0,23 тыс. у.е.
Резерв может быть направлен на дополнительное развитие цехов и участков или по прямому назначению - для резервирования непредвиденных расходов и рисков в условиях рыночных отношений.
21. Определение и распределение фонда материального поощрения
персонала ИТС.
Фонд материального поощрения:
(ΔПМ)ИТС=0,15×0,8×6,8=0,82 тыс. у.е.
Эти средства необходимо распределить и направить:
а) тем участникам зоны постового ТР, которые реально повлияли на сокращение простоев в ремонте и увеличение наработки на случай ремонта, т.е. достижение установленных целевых нормативов для зоны, цеха, участка и тем самым ИТС в целом;
б) на стимулирование (премирование) зон, цехов, участков, соблюдающих нормативные значения простоев в ремонте и наработки на случай
ремонта (числа ремонтов);
в) часть средств из этого фонда также целесообразно зарезервировать.
Таким образом, в результате выполненного анализа сформирована система целевых нормативов ИТС, характеризующая уровень работоспособности парка.