По допустимому уровню безотказности
Метод определения периодичности ТО по допустимому уровню безотказности основан на выборе такой оптимальной периодичности ТО , при которой вероятность отказа однородного обслуживаемого КЭ изанализируемой выборки автомобилей не будет превышать установленной нормативной величины , называемой риском [2]. Соответственно величина будет являться допустимой вероятностью безотказной работы. Суть метода проиллюстрирована на рис. 3. В качестве примера задано распределение отказов по нормальному закону.
Для обеспечения безотказной работы любого КЭ автомобиля должно выполняться условие
, т.е. ,
где – наработка до отказа КЭ автомобиля; – наработка, соответствующая оптимальной периодичности ТО данного КЭ автомобиля (γ-процентный ресурс).
Для конкретных КЭ автомобиля (агрегатов, систем, механизмов и т. д.), обеспечивающих безопасность движения, в нормативных документах принимается ( ); для прочих КЭ автомобиля ( ).
Оптимальное значение периодичности ТО определяется в этом случае после интегрирования и решения уравнения:
.
Рис. 3. Соотношение риска , допустимой вероятности
безотказной работы и оптимальной периодичности
Определенное таким образом значение всегда существенно меньше средней наработки до отказа , так как вероятность отказа КЭ автомобиля, равная 50%, не может считаться удовлетворительной. Величины и связаны следующим соотношением:
,
где – коэффициент рациональной периодичности проведения операции ТО.
Например, при определении периодичности контроля и восстановления затяжки крепежных соединений КЭ автомобилей обычно принимается
Коэффициент учитывает величину и характер вариации наработки на отказ, а также принятую допустимую вероятность безотказной работы.
Преимущества метода: простота и учет риска.
Недостатки метода:
· неполное использование ресурса изделия.
· отсутствие прямых экономических оценок последствий отказа (косвенный учет - при назначении риска F).
Сферы применения:
· при незначительных экономических и других последствиях отказа:
· для массовых объектов, когда влияние каждого из них на надежность изделия
в целом невелико (несиловые крепежные детали);
· при практической невозможности или большой стоимости последовательной фиксации изменения параметров технического состояния (электропроводка, транзисторы, гидро и пневмомагистрали);
· при необходимости минимизировать риски, затраты на которые перекрываются экономией по другим статьям (доставка опасных и скоропортящихся грузов, доставка точно в срок, специальные операции).