Понятие и концепции производственной логистики
производство подразделяется на материальное и нематериальное.
Цель производственной логистики - оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих материальные услуги, (хранение, фасовка, развеска). Характерная черта объектов производственной логистики – территориальная компактность.
Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем (промышленное; оптовое предприятие, склады).
На макроуровне внутрипроизводственные системы являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации систем к окружающей среде определяется способностью менять качественный и количественный состав выходного материального потока.
На микроуровне внутрипроизводственные системы представляют подсистемы, связанные друг с другом (закупка, склады, транспорт, информация, сбыт) – обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.
Логистическая концепция организации производства включает:
♦ отказ от избыточных запасов;
♦ отказ от завышенного времени выполнения основных и транспортно – складских операций;
♦ отказ от изготовления товаров, на которые нет спроса;
♦ устранение простоев оборудования;
♦ обязательное устранение брака;
♦ устранение нерациональных внутризаводских перевозок;
Традиционная концепция организации производства предполагает:
♦ никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать высокий коэффициент его использования;
♦ изготавливать продукцию максимально крупными партиями;
♦ иметь максимальный запас материальных ресурсов.
Традиционная концепция организации производства приемлема для условий "рынка продавца", а логистическая– для условий "рынка покупателя".
Когда спрос превышает предложение изготовленная партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. чем крупнее партия, тем ниже себестоимость единицы изделия. Задача реализации является не главной.
На рынке покупателя задача реализации продукта на первом месте. Непостоянство спроса делают нецелесообразным содержание больших запасов. Производственник не имеет права упустить ни одного заказа - необходимы гибкие производства.
Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства.
Количественная гибкость обеспечивается за счет резерва рабочей силы и средств труда.