На производительность подвижного состава

Работники автомобильного транспорта, в условиях рыночной экономики в первую очередь, решают проблему повышения эффективности перевозок. Для квалифицированного решения этого вопроса необходимо понимать, какова степень влияния отдельных показателей на производительность подвижного состава.

Производительность при выполнении перевозок характеризуется количеством транспортной продукции, производимой в единицу времени. Это может быть количество груза, перевозимое в единицу времени (т / ч) или величина грузооборота, выполняемого за единицу времени (ткм / ч).

Для анализа зависимости производительности подвижного состава от основных эксплуатационных факторов воспользуемся уже известной формулой часовой производительности автотранспорта:

на производительность подвижного состава - student2.ru . (3.29)

Подставляя вместо t е егозначение (3.15), получим

на производительность подвижного состава - student2.ru . (3.30)

Для того, чтобы понять характер влияния каждого из показателей на производительность, применяют такой прием: показатель, влияние которого хотят установить, считают величиной переменной; другие показатели в этот момент считают постоянными, значения их принимают в пределах, соответствующих условиям эксплуатации данного парка. Если принять такое допущение, то характер зависимостей производительности подвижного состава может быть выражен следующими уравнениями:

от количества загружаемого в автомобиль груза U ч = f (q нγ) – уравнением вида

y = ax, (3.31)

где a = βVт / (l ег + βVт · t п-р);

от коэффициента использования грузоподъемности и скорости движения U ч = f (βVт) –

y = ax / (b+ cx) (3.32)

где a = q н γ; b = l ег ; c = t п-р;

от расстояния перевозки груза U ч = f (l ег ) –

y = a / (x + c) (3.33)

где a = q н γ · βVт; c = βVт · t п-р;

от времени простоя при загрузке и разгрузке U ч = f (t п-р) –

y = a / (b + cx) (3.34)

где a = q н γ · βVт ; b = l ег; c = βVт.

Если в формуле (3.30) подставлять значения показателей, характерные для условий эксплуатации конкретного предприятия или конкретных условий перевозки, то можно получить и соответствующие графики; их называют характеристическими. Варианты графиков приведены на рис. 3.2 – 3.5.

Из полученных графиков следует, что увеличения производительности можно добиться в первую очередь за счет увеличения грузоподъемности автомобиля и коэффициента использования грузоподъемности – применением автомобилей большей грузоподъемности, прицепов, наращиванием бортов (см. рис. 3.2).

Увеличение производительности за счет сокращения расстояний перевозок также может дать значительный эффект (см. рис. 3.3). Для этой цели решаются специальные транспортные задачи по определению кратчайших расстояний, закреплению грузоотправителей и грузополучателей из расчета минимума транспортной работы, маршрутизации перевозок для сокращения холостых и нулевых пробегов и другие.

на производительность подвижного состава - student2.ru

на производительность подвижного состава - student2.ru

Значительное приращение производительности дает сокращение непроизводительных простоев, в первую очередь под погрузочно-разгрузочными операциями. Эффект от сокращения простоев наиболее заметен при выполнении перевозок на короткие расстояния (см. рис. 3.4).

Однако следует помнить, что реально приращение производительности может быть получено лишь в случае, если изменение условий эксплуатации позволит увеличить количество законченных ездок на целое число (одну или более, но только целое число). В связи с этим при определении технико-эксплуатационных показателей необходимо учитывать дискретный характер транспортного процесса. График производства транспортной продукции во времени приведен на рис. 3.6.

на производительность подвижного состава - student2.ru

на производительность подвижного состава - student2.ru

на производительность подвижного состава - student2.ru

Перевозка считается выполненной только после сдачи груза получателю, то есть после полного завершения цикла; следовательно, число ездок в течение смены может быть только целым числом. Изменение количества транспортной продукции, измеряемой в тонна-километрах (грузооборот), происходит в процессе движения , а объемов перевозок – после разгрузки и сдачи груза получателю.

ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Задание 1

Определить плановые технико-эксплуатационные показатели состава парка, если на конец текущего года на балансе предприятия числится 100 автомобилей, в I квартале планируется приобрести 10 автомобилей и списать с баланса 5, во втором соответственно – 7 и 9, в третьем – 5 и 4, в четвертом – 4 и 8.

В техническом обслуживании и ремонте по опыту текущего года ежедневно находилось 14 автомобилей, простаивало в связи с отсутствием водителей и по другим причинам 5 автомобилей.

Решение

На этапе планирования на будущий год принимается, что подвижной состав поступает и списывается в середине квартала. Для прибывающего подвижного состава выделяется 7 дней на ввод его в эксплуатацию (получение, регистрация, обкатка).

С учетом таких предпосылок число автомобиле-дней списочных

АД сп = 100 · 365 + 10 · (45 + 91 + 92 + 92 – 7) – 5 · (45 + 91 + 92 + +92) + 7 · (45 + 92 + 92 – 7) – 9 · (45 + 92 + 92) + 5 · (46 + 92 – 7) – – 4 · (46 + 92) + 4 · (46 – 7) – 8 · 46 =

= 36500 + 3130 – 1600 + 1554 – 2061 + 655 – 522 + 156 – 368 = = 37444.

Среднесписочный парк

на производительность подвижного состава - student2.ru A сп=37444 / 365 = 102.

Автомобиле-дни в ремонте

АД р = 14 · 365 = 5110.

Автомобиле-дни в простое

АД п = 5 · 365=1825.

Автомобиле-дни в эксплуатации

АД э = 37444 – 5110 – 1825 – 102 · (52 · 2 + 10) = 18881,

где (52 · 2 + 10) = 114 – число выходных и праздничных дней в году.

Показатели состояния и использования парка подвижного состава:

a т = (37444 – 5110) / 37444 = 0,86;

a.э = 18881 / 37444 = 0,50;

a и = 18881 / (102 · (365 – 114)) = 0,74.

Задание 2

Автомобиль за смену совершает три оборота по перевозке грузов от грузоотправителей А и С получателям В и D (рис. 1). Расстояния показаны на схеме. Определить показатели использования подвижного состава по пробегу.

на производительность подвижного состава - student2.ru

Решение

К показателям использования подвижного состава по пробегу для данного примера можно отнести:

пробег общий L;

пробег за оборот l об;

пробег с грузом соответственно за рабочий день L г и за оборот l г;

коэффициент использования пробега за рабочий день b и за оборот b о.

l об = l AB + l BC + l CD + l DA = 19 км;

l г = l AB + l CD= 11 км;

b о= l г / l об= 11 / 19 = 0,58;

L = l АТП-А + 3 · l об – l DA + l D-АТП = 66 км;

L г = 3 · (l AB + l CD) = 33 км;

b = L г / L = 33 / 66 = 0,5.

Задание 3.

Определить показатели использования подвижного состава по времени: время наряда Тн, время работы на маршруте Тм, время в движении Тдв, среднее время одной ездки на производительность подвижного состава - student2.ru , одного оборота на производительность подвижного состава - student2.ru и расчетные скорости: техническую Vти эксплуатационную Vэ, используя:

схему перевозок – см. рис. 1;

данные о работе водителя и автомобиля (фрагменты путевого листа – табл. 1 и 2).

на производительность подвижного состава - student2.ru Решение

Время наряда определяется записями в путевом листе «время фактическое, число, месяц, ч. мин» за вычетом времени, выделенного для отдыха и питания (12.10 – 13.10):

Т н = 17.25 – 08.20 – 1 = 8.05 (8 ч 05 мин).

на производительность подвижного состава - student2.ru

Время работы на маршруте – от начала первой погрузки (08.32) до окончания последней выгрузки (16.50) рассчитывается также с учетом времени перерыва:

Т м = 16.50 – 08.32 – 1 = 7.18 (7 ч 18 мин).

Время в движении может быть определено как разность между временем в наряде и временем простоя в пунктах погрузки и выгрузки Т п-р. Время простоя под погрузкой и выгрузкой

на производительность подвижного состава - student2.ru .

Значение t п-рi, в свою очередь, рассчитывается по записям водителя в путевом листе, как разность между временем убытия и прибытия на каждый пункт погрузки или разгрузки (см. табл. 2, графы 28–32).

T n-p = 284 мин = 4 ч 44 мин.

Т дв = Т н – Т п-р = 8.05 – 4.44 = 3.21 (3 ч 21 мин).

Среднее значение времени, затрачиваемого на одну ездку, определяется как частное от деления времени, затрачиваемого на все ездки, на их количество. Так как первая подача подвижного состава под погрузку начинается с момента выхода его из парка, а последняя заканчивается разгрузкой его у последнего грузополучателя, а количество ездок за три оборота по условию задания n е = 6, то

на производительность подвижного состава - student2.ru = (16.50 – 08.20 – 1.00) / 6 = 1 ч 15 мин.

За смену автомобиль выполняет три оборота. Оборот заканчивается по прибытии автомобиля в пункт первой погрузки, но на последнем обороте он возвращается не в пункт загрузки, а непосредственно в АТП, следовательно, среднее время одного оборота

на производительность подвижного состава - student2.ru = (17.25 – 08.32 – 1.00) / 3 = 2 ч 38 мин.

Скорости движения:

техническая

V т = 66 / 3,35 = 19,7 км / ч;

эксплуатационная

V э = 66 / 8,08 = 8,2 км / ч.

Задание 4.

Определить производительность, возможный объем перевозок и грузооборот при перевозке тарно-штучных грузов автомобилем КамАЗ-5320, если масса перевозимого груза составляет 5,46 т; величину технической скорости V т принять по результатам решения задания 3.

Норму времени на погрузочно-разгрузочные работы тарно-штучных грузов для бортовых автомобилей грузоподъемностью до 1 т включительно принимают равной 12 мин, свыше 1 т – за каждую полную или неполную тонну груза добавляют 2 мин дополнительно. Норма времени на пересчет грузовых мест – 4 мин на единицу подвижного состава, время на оформление путевой и товарно-транспортной документации принимаем 5 мин. Коэффициент неравномерности подачи подвижного состава под погрузку и выгрузку в данном расчете устанавливаем К н = 1,1.

Схема перевозок приведена на рис. 2.

на производительность подвижного состава - student2.ru

Решение

Время на загрузку (разгрузку) автомобиля (см. 3.16)

t пр(i) = (12 + 5 · 2) · 1,1 + 4 + 5 = 33 мин = 0,55 ч.

В данном случае 4 мин отведено на пересчет грузовых мест и 5 мин на оформление товарно-транспортной накладной и путевого листа.

В соответствии с формулой (3.15) время одной ездки

t e = 12 / (0,5 · 19,7) + 2 · 0,55 = 2,32 ч.

Число ездок за смену может быть определено с учетом указанных далее обстоятельств.

Рабочее время водителя составляет 8 ч 00 мин, в том числе водителям устанавливается подготовительно-заключительное время 18 мин в смену и до 5 мин на проведение предрейсового медицинского осмотра, следовательно

Т н = 8 ч 00 мин – 23 мин = 7 ч 37 мин = 7,62 ч,

n e = [7,62 – (7 + 14) / 19,7] / 2,32 = 2,82.

Число ездок не может быть дробным числом, причем округление, как правило, производится в меньшую сторону. Однако в данном случае следует обратить внимание, что последняя ездка выполняется без холостого пробега, так как после последней выгрузки автомобиль следует не к месту загрузки, а в парк, в связи с чем фактически затрачиваемое на перевозку время следует уточнить

Т н = (7 + 14) / 19,7 + (3 · 12 + 2 · 12) / 19,7 + 6 · 0,55 = 7,4 ч.

Следовательно, учитывая, что Тн ≤ 7,62 ч, можно принимать n e = 3.

Тогда

Q е = 5,46 т;

t e = (7,4 – 7 / 19,7) / 3 = 2,35 ч;

U ч = 5,46 / 2,35 = 2,32 т / ч;

U р.д = 5,46 · 3 = 16,38 т / р.д;

Р e = 5,46 · 12 = 65,52 ткм;

W ч = 2,32 · 12 = 27,84 ткм / ч;

W р.д= 16,38 · 12 = 196,56 ткм / р.д.

Наши рекомендации