Смешанные перевозки и особенности логистикческой схемы их осуществления
В смешанных перевозках объединены сразу несколько видов транспорта, что позволяет воспользоваться преимуществами каждого из них и обеспечивает интегрированные транспортные услуги с наименьшими общими издержками. Усилия в этом направлении предпринимались достаточно давно, с начала 1920х годов, но их успеху препятствовали нормы регулирования, нацеленного на предотвращение монополизации транспорта. Широкое развитие смешанных перевозок пришлось на 1950е годы, когда появились контрейлеры — своего рода синтез железнодорожного и автомобильного транспорта (см. ниже). Такая форма транспортировки приобретает все большую популярность главным образом благодаря своей эффективности и экономичности.
Скоординированные, или смешанные, перевозки технически могут охватывать все основные виды транспорта. Описательные термины piggyback (контрейлер), fishyback (автоприцеп или передвижной контейнер, приспособленный для перевозки на баржах и судах), trainship (железнодорожный вагон, перевозимый на паромах и баржах), airtruck (комбинация воздушных и автомобильных средств транспорта) стали общеупотребимыми в англоязычном транспортном жаргоне. Целью любой комбинации транспортных средств всмешанных перевозках является соединение самых выгодных характеристик каждого вида транспорта для оптимизации транспортировки. Например, распространенная комбинация автомобильного и железнодорожного транспорта позволяет сочетать дешевизну железнодорожных перевозок на дальние расстояния с гибкостью автомобильного транспорта на коротких маршрутах. Ниже мы подробно опишем и проиллюстрируем разные формы смешанных перевозок.
Контрейлерные перевозки: грузовик—железная дорога. Наиболее известная и широко распространенная форма смешанных перевозок — это трейлер или контейнер на плоской железнодорожной платформе (в международной практике эту форму контрейлерных перевозок принято обозначать, соответственно, TOFC — от «trailer on a flatcar» или COFC — от «container on a flatcar»). Контейнер представляет собой «ящик», используемый для временного хранения груза в процессе смешанной транспортировки и пригодный для перевозки по автотрассам (поставленный на шасси тягача или в кузове грузовика), по железной дороге (на специальной плоской платформе) и по водным путям (на палубе судна или баржи). Стандартные размеры контейнеров — 8 футов в ширину, 8 в высоту и 20 или 40 футов в длину, и они не имеют колес. Трейлеры имеют такие же габариты в высоту и ширину, но их длина достигает 53 футов, и они снабжены автомобильным шасси. Трейлеры или контейнеры размещают на железнодорожной платформе, на которой и проходят часть маршрута, а остальную часть пути они перемещаются по автодорогам с помощью тягача. Издержки этой формы перевозок складываются из эксплуатационных расходов железнодорожного и автомобильного транспорта, а на железных дорогах к этому добавляются еще и расходы на техническое обслуживание рельсовых путей и подвижного состава. Со времени первого появления контрейлерных перевозок используемые в них технические средства претерпели заметное развитие (примером могут служить двухъярусные платформы для контейнеров и т.п.).
Существует несколько схем организации контрейлерных перевозок (см. табл. 10.6). Каждая схема определяет сторону (железная дорога или автомобильная компания), ответственную за каждый участок маршрута, а также устанавливает порядок и процедуру расчетов. Различия заключаются в том, кто отвечает за оборудование, приемку и доставку груза, выставление и оплату счетов.
- Схема I. Трейлер общественного автоперевозчика транспортируется по железной дороге в сопровождении одной транспортной накладной, выписываемой автомобильной компанией. Транспортировка оплачивается по тарифу обычных автодорожных перевозок. Автомобильная компания принимает груз у отправителя, доставляет на станцию железной дороги, а потом и адресату.
- Схема II. Трейлеры или контейнеры принадлежат железной дороге, которая и обеспечивает перевалку в пунктах отправления и назначения. Используется единая транспортная накладная.
- Схема II Уф Железная дорога предоставляет трейлер и открытую железнодорожную платформу, обеспечивает перевозку и берет на себя погрузочно-разгрузочные работы либо в пункте отправления, либо в пункте назначения.
- Схема II '/2Та же, что и в предыдущем случае, только доставку груза на станцию железной дороги, а потом адресату осуществляет грузоотправитель.
- Схема III. Железная дорога только перевозит груз, а трейлер предоставляет либо отправитель, либо получатель груза. Та же сторона осуществляет перевалку. Обычно устанавливают единый тариф на перевозку одного трейлера.
- Схема IV. Грузоотправитель или экспедитор предоставляет железнодорожную платформу, уже загруженную трейлером, которыми он владеет на правах собственности или аренды. Железная дорога обеспечивает только транспортировку и берет плату за провоз пустых или груженных платформ.
- Схема V. Устанавливается смешанный тариф. Любая из сторон может предъявлять к оплате счетафактуры за свой участок пути.
Контрейлерные перевозки крайне упрощают кооперацию железнодорожного и автомобильного транспорта (в частности, передачу грузов), но сопряжены с рядом технических проблем. Трейлеры с колесами, размещенные на железнодорожной платформе, создают сопротивление воздушным потокам, могут вызвать перегрузку состава и его повреждение. С другой стороны, передвижные контейнеры (трейлеры) легко перегружаются на средства водного транспорта, что, разумеется, расширяет возможности организации смешанных перевозок.
Еще одно техническое решение, облегчающее кооперацию железных дорог и автомобильного транспорта, — это передвижной трактрейлер (грузовой прицеп), снабженный сменными шасси: либо автомобильными колесами, либо стальными рельсовыми шасси. В первом варианте мы получаем автодорожный трейлер, во втором — своего рода товарный вагон железнодорожного состава. Статистика свидетельствует, что транспортные расходы в трактрейлерных перевозкахснижаются вдвое по сравнению с транспортировкой только автотранспортом. Это техническое решение позволяет обойтись без дорогостоящего погрузочно-разгрузочного оборудования при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.
Наземноводные контейнерные перевозки. Трейлер, железнодорожный вагон или контейнер, перегружаемые на борт баржи или судна для дальнейшей транспортировки, — это старейшая форма смешанных перевозок. Она позволяет привлечь к доставке груза по пути его следования самый дешевый вид транспорта — водный. Эта форма перевозок используется как на внутренних водных путях, так и на прибрежных линиях судоходства и при перемещении грузов между Великими озерами и портами на атлантическом побережье США.
При транспортировке контейнерных грузов из стран тихоокеанского бассейна в Европу используют схему «континентальный мост» (вода—земля—вода), в которой участвуют водный и железнодорожный транспорт. Вместо того чтобы проделывать долгий путь, полностью пересекая океанское пространство, суда из тихоокеанского региона доставляют грузы на западное побережье США, где их перегружают на железную дорогу, доставляют в порты восточного побережья и снова грузят на суда для транспортировки в Европу. Устанавливаемый при этом единый тариф ниже, чем сумма транспортных расходов на каждом отдельном отрезке пути.
Аналогичная схема, именуемая «малый мост», применяется, когда движение груза начинается или заканчивается на территории США. Она предусматривает как традиционную доставку «из порта в порт», так и доставку «из двери в дверь». В последнем случае приемку и доставку груза осуществляет перевозчик. Если реализуется принцип «из порта в порт», ответственность за доставку в порт и отправку из порта в конечное место назначения несут грузоотправитель и/или грузополучатель.
Координация воздушных и наземных перевозок. Наземная транспортировка есть необходимая часть любых авиаперевозок, поскольку груз нужно доставить в аэропорт и вывезти оттуда. Координация воздушных перевозок и автотранспорта обеспечивает такие уровень сервиса и гибкость, которые сопоставимы с прямой доставкой автотранспортом.
Комбинация воздушных и наземных транспортных средств обычно используется для срочной доставки мелких грузов почтовыми компаниями типа UPS и Federal Express, но по ряду причин она может применяться и в стандартных перевозках. Во-первых, малые города США слабо охвачены транспортной авиацией. Они обслуживаются узкофюзеляжными самолетами, не пригодными для перевозки стандартных грузов. По этой причине необходимые услуги по доставке в такие города грузов из крупных аэропортов предоставляют по сходной цене автоперевозчики. Во-вторых, почтовые компании, хоть и охотно обслуживают малые города, но не способны обрабатывать тяжелые и крупногабаритные грузы. Они специализируются на мелких посылках и письмах, потому что это более прибыльное занятие. К тому же для сортировки отправок они используют конвейеры, которые не приспособлены к обработке тяжелых и объемных грузов. В силу этого многие авиакомпании сочли за благо расширить круг своих традиционных услуг, включив в них организацию доставки грузов в отдаленные районы средствами автомобильного транспорта.