Схема определения базы автомобиля
Следы автомобиля оставленные при развороте с применением заднего хода: передних колес – одинарная штриховка; задних колес – двойная штриховка; Кп – линия, являющаяся границей следов передних колес; Кз – линия, являющаяся границей следов задних колес; Б – база автомобиля.
Определение уклона дороги. Уклон дороги можно измерить с помощью специального инструмента. Для этого применяются: теодолит, эклиметр, нивелир, большой чертежный транспортир с отвесом.
Весьма прост способ, основанный на применении транспортира с отвесом (рис. 7).
Определить уклон дороги можно также с помощью двух шарнирно скрепленных реек (рис. 7). При этом нужно:
одну из реек поставить ребром на поверхность дороги; другой рейке придать горизонтальное положение; измерить при помощи транспортира угол, соответствующий углу уклона дороги.
Рисунок № 7
Изучение следов протекторов покрышек автомашины на дороге имеет и другое криминалистическое значение. По этим следам в некоторых случаях можно определить направление и скорость автомашины, взаимное расположение автотранспортных средств в момент столкновения и непосредственно перед ним, поведение водителя во время происшествия (применил ли тормоз, пытался ли объехать препятствие и т.п.).
Для того чтобы следы протекторов покрышек на дороге не ввели следователя в заблуждение, он в тех случаях, когда участвовавшие в происшествии автомашины находятся на месте происшествия, должен убедиться в том, что имеющиеся следы принадлежат именно этим автомашинам. Это достигается сличением рисунков протекторов покрышек задних колес автомашин с соответствующими отпечатками на следах сличения дефектов этих покрышек с их отпечатками в следах и, наконец, путем подтверждения непрерывности следа от места стоянки автомашины до того пункта дорожного участка, до которого следователь считает нужным провести осмотр места происшествия.
Следы шин необходимо сфотографировать во всех случаях. С этой целью необходимо выбрать участок следа с наиболее четкими отпечатками деталей строения (рисунков) поверхности шин. След должен фотографироваться вместе с миллиметровой линейкой или метром.
Изготовление слепков следов шин автомобиля. Необходимо изготовить слепок участка следа, содержащего наиболее четкие отпечатки характерных особенностей внешнего строения шины. Чтобы гипсовая масса не растекалась по следу, надо ограничить выбранный участок следа кусками картона, фанеры или землей.
Направление движения автомобиля может быть определено также по следующим признакам:
• в следах шин повышенной проходимости вершины углов рисунка направлены, как правило, в сторону, обратную направлению движения;
• следы, образующиеся за счет воды и грязи после переезда лужи, располагаются в сторону движения;
• капли жидкости (вода, масло), стекающие при движении, вытянутыми концами обращены в сторону движения;
• концы сломанных при переезде палок и веток обращены в сторону движения;
• угол схождения следов на поворотах меньше угла расхождения;
• дно следа иногда состоит из уступов, пологие стороны которых обращены в сторону движения;
• около следов в пыли образуются валики, составляющие со следом острый угол, вершина которого направлена в сторону движения;
• кусочки грунта перемещаются колесами в сторону, обратную направлению движения;
• трава приглаживается буксующими колесами в сторону, обратную направлению движения;
• около камня, вдавленного в грунт транспортным средством, образуется зазор со стороны, обратной направлению движения.
Следует иметь в виду, что при небольшой скорости движения по рыхлому грунту легкового и нагруженного грузового автотранспорта на мокром песке, грязи, мокром снегу дно следа протекторов покрышки имеет вид зубцов, обращенных своей утолщенной частью в сторону, обратную движению; в сторону движения обращены пологие стороны зубцов.
Механизм образования этих зубцов таков: колесо, двигаясь по грунту, надавливает на него, мелкие частицы грунта прилипают к выпуклостям рисунка протекторов, покрышки с приставшими к ним частицами грунта приподнимаются. И под своей тяжестью частицы отпадают, ложась последовательно одна за другой. Чем выше поднимается соответствующий участок покрышки, тем реже падают частицы грунта, почему в сторону движения образуется более тонкий пологий слой грунта, формируя след в виде зубца, обращенного своей пологой частью в сторону движения.
При более быстром движении автомашин любых марок (в том числе и грузовых) на сыпучем грунте (сухой снег, пыль, сухая мелкая земля, сухой песок) образуются иные следы, позволяющие судить о направлении движения: по обе стороны следа располагаются частицы грунта в виде веера, который острой стороной обращен в сторону движения, а расходящимися концами веера — в сторону, обратную движению. Чем больше скорость движения машины, тем шире крылья веера, образуемого пылью или песком, вылетающими из-под колес автомашины и ложащимися по обе стороны следа.
Следует помнить, что нагруженная автомашина будет продолжать двигаться по инерции дольше, чем ненагруженная. На продолжительность движения автомашины по инерции оказывает влияние состояние дороги. По скользкой или мокрой дороге автомашина будет продолжать движение дольше, чем по сухой. При этом надо иметь в виду, что резкое торможение на мокрой или обледенелой дороге чрезвычайно опасно как для самой автомашины, так и для окружающих, ибо при этом автомашину заносит и она непроизвольно меняет направление движения.
Если автомашина до этого шла на большой скорости, она при заносе может перевернуться.
Если вследствие заноса автомашина резко изменила первоначальное направление движения, она может врезаться в другие автомашины, выехать на тротуар, сбить прохожих и т.п.
На сухом асфальте автомашина по инерции движется дольше, чем по булыжнику или грейдерной дороге.
Если автомашина скрылась с места происшествия и видны ее следы на дороге, то осмотр дорожного участка надо начинать в том направлении, в котором автомашина уехала. На этом отрезке дорожного участка следователь в некоторых случаях может по следам колес определить место, где автомашина останавливалась, например, для смены скатов или их перестановки. Иногда в том направлении, в котором автомашина скрылась, можно на дороге, обочинах или кюветах обнаружить ее утерянные детали.
Такой осмотр нередко превращается в преследование «по горячим следам».
Тип и модель автомашины можно ориентировочно установить при помощи таблицы, характеризующей ее ходовые части, и таблицы рисунков протекторов шин, имеющихся в соответствующих справочных изданиях.
При поиске конкретной автомашины, оставившей следы на месте происшествия, надо иметь в виду, что к моменту обнаружения автомобиля на нем могут быть заменены отдельные шины или переставлены колеса. Следует учитывать также возможность замены протекторных колец на шинах со съемными протекторами, а также сдвига протекторных колец в процессе эксплуатации.
Особенности следов шин на месте ДТП:
• на месте ДТП остаются три вида следов шин — отпечатки;
• следы скольжения;
• следы проскальзывания;
Отпечатки. Иногда путь движения ТС, как уже отмечалось, можно определить по отпечаткам шин, оставленным до или после ДТП. Отпечаток — это след, оставленный протектором шины на мягкой поверхности, когда колеса транспортного средства свободно вращаются. Отпечатки хорошо видны как вдоль, так и поперек следа.
Следы скольжения. Следы скольжения юза — это полосы, оставленные на дороге смещающимися шинами заторможенных (не вращающихся) колес.
Если шина скользит в плоскости колеса, то ее след легко отличить от отпечатка, так как рисунок протектора не виден поперек следа, но оставляет определенное количество продольных линий.
Если шина скользит параллельно оси колеса, то ширина следа равна габаритному размеру зоны контакта шины с дорогой. В этом случае никаких особенностей рисунка не видно.
В случаях когда имеются следы скольжения только задних колес, необходимо вначале выяснить, не обусловлены ли они применением одного ручного тормоза (что часто приводит к заносу). Если это так, то имеются основания выяснить мотивы действий водителя. Например, главная тормозная система неисправна или нога водителя соскользнула с педали и пользование ручным тормозом было естественной реакцией на это. Следовательно, в зависимости от обстоятельств может понадобиться экспериментальное определение силы сцепления, развиваемой в данных условиях одним ручным тормозом. Для этого необходимо идентичное аварийному и столь же нагруженное транспортное средство.
Однако если тормозили все колеса, то будет правильным заключить, что след оставлен вследствие перераспределения массы, в результате которого уменьшилась потребная сила для блокировки задних колес. Следовательно, исходя из того, что передние колеса эффективно тормозились (по крайней мере на отрезке пути, равном длине следа скольжения задних колес), можно определить минимальную скорость транспортного средства в начале следа по коэффициенту сцепления, величину которого находят обычным методом.
Необходимо указать, что блокирование только задних колес при экстренном торможении представляет опасность: многие транспортные средства, особенно переднеприводные легковые автомобили, снабжены предохранительными клапанами, ограничивающими давление в гидроприводе тормозов задних колес. Однако эти устройства не являются антиблокировочными в полном смысле слова, так как блокирование задних колес все-таки возможно. Особенно на дорогах с низким коэффициентом сцепления.
Следы задних колес транспортного средства обычной конструкции всегда находятся внутри следов передних колес при нормальном повороте, однако при заносе это правило часто нарушается. Нередко след проскальзывания представляет собой лишь узкую полосу, которая похожа на одну сторону следа скольжения шины переднего колеса. Такой след возникает вследствие того, что шины, деформируясь, словно перекатываются в боковом направлении под действием центробежной силы.
Следы проскальзывания. При интенсивном торможении на нескользкой поверхности колес без блокирования или перед блокированием возникают следы проскальзывания. Они всегда предшествуют следам скольжения и лучше всего определяются по ориентированным вдоль направления движения небольшим царапинам от камешков и песчинок. Обычно невозможно определить, где кончается след скольжения. Оба они включаются в измеряемый общий след торможения.
Следы проскальзывания при разгоне возникают, когда слишком велико тяговое усилие на ведущих колесах. Отличить их от следов замедления можно только при очень тщательном осмотре. При ускорении камешки и песчинки вырываются шиной из покрытия и, оставляя царапины, отбрасываются назад, в то время как при замедлении царапины появляются в результате утапливания частиц в поверхность дороги и продвижения их вперед.
Следы проскальзывания при столкновении показывают точное место столкновения и имеют вид полос или характерных штрихов, направленных поперек линии движения транспортного средства. Следы скольжения блокированных колес под действием удара при ДТП также используются для точного определения места столкновения (рис. 8).
Рисунок № 8
Определение принадлежности следов конкретному транспортному средству.
Весьма важно установить, какому средству принадлежат следы. Часто водитель признается, что следы оставлены его автомобилем, либо это могут утверждать свидетели. Иногда показания свидетеля о том, что был слышен скрип проскальзывающих шин, бывает достаточно для идентификации следов. При отсутствии свидетелей, осмотрев следы шин, можно обнаружить признаки их скольжения. Они быстро исчезают с места ДТП, так как мала масса оставленных на дороге частиц резины. Если в ДТП участвовало более одного транспортного средства, то установить принадлежность следов помогают размеры колес транспортных средств.
Начало и конец следа. Точку, где началось скольжение шины, легче установить, если рассматривать след вдоль, с некоторого расстояния, под малым углом. При этом нужен ассистент, который мелом отметил бы указанную точку. Чтобы повысить точность, наблюдатели повторяют процедуру, поменявшись местами.
Существует другой метод, который заключается в обнаружении лунок, оставленных мелкими камешками, так как они захватываются и вырываются протектором шины из покрытия дороги. Кроме того, камешки и песок, находящиеся между шиной и дорожным покрытием, действуют как абразив, оставляя мелкие царапины, свидетельствующие о скольжении.
Точка, где след заканчивается, в большинстве случаев хорошо заметна, так как конец темной полосы обычно является и концом пути скольжения. Подтверждение тому — остающиеся иногда на дороге скопления грязи и остатков резины, захваченные при скольжении углублениями протектора.
Поскольку важно знать длину следа скольжения колес одной оси, требуется выявить длину участка, где следы передних и задних колес перекрываются. Если след имеет хотя бы небольшую кривизну в плане, проблемы этой не возникает.
Точка, в которой начинают скользить передние колеса, иногда определяется по небольшому расширению следа, вызванному увеличением зоны контакта шин передних колес с дорогой из-за перераспределения массы. Часто от точки блокирования передних колес начинается темная полоса по внешнему краю следа. Если нет видимых свидетельств начала блокирования передних колес, хотя осмотр подтверждает факт скольжения всех колес, то следует предположить, что следы полностью совпадают, т.е. задние колеса заблокировались после передних через время, за которое транспортное средство прошло расстояние, равное его базе. Точка окончания скольжения задних колес, как правило, должна находиться сзади конца следа, на расстоянии, равном базе транспортного средства. Иногда в этом месте собирается сор, захваченный углублениями протектора.