Понятие, виды, порядок исчисления и уплаты таможенных платежей
Государство обладает исключительным суверенным правом, таможенной регалией – облагать платежом товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Наиболее ярко финансово-правовой статус таможенных органов проявляется через институт таможенных платежей.
Таможенные платежи в большинстве стран являются важной статьей доходной части бюджета, и их взимание таможенными органами рассматривается как одна из ведущих функций этих органов. В Российской Федерации Бюджетный кодекс в ст. 50 определяет, что пошлины, сборы и иные таможенные платежи являются налоговыми доходами федерального бюджета.
Таможенно-тарифное регулирование, будучи одним из основных инструментов поддержания экономической безопасности, является в то же время и рычагом воздействия на хозяйственную структуру. Оно представляет собой систему мер, используемых для воздействия на международную торговлю.
Согласно ст. 318 ТК, к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на тамо-
женную территорию Российской Федерации;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Рос-
сийской Федерации;
5) таможенные сборы.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
В отличие от ТК РФ 1993 г. Новый ТК РФ не содержит определения таможенных платежей. Законодатель лишь перечисляет виды таможенных платежей.
Перечисленные платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию. Среди таможенных платежей есть налоги (таможенная пошлина, НДС, акцизы) и обязательные платежи неналогового характера (таможенные сборы).
Необходимо обратить внимание на то, что перечень таможенных платежей
значительно сократился по сравнению с тем, как он выглядел в ТК РФ 1993г.
В новом ТК РФ не предусмотрены такие виды таможенных платежей, как например, плата за информирование и консультирование, принятие предва-рительного решения и др.
Итак, к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор. В налоговом законодательстве приводятся понятия налога и сбора. Понятие же пошлины, в нем отсутствует. Часть 1 ст. 8 ТК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таможенным сбором признается плата за осуществление таможенными органами различных мероприятий. Иными словами, таможенные органы осуществляют различные юридически значимые действия, которые оплачиваются субъектами экспортно-импортных операций единовременно. В отличие от налогов они носят возмездный характер и взимаются в связи с оказанием каких-либо определенных услуг.
В настоящее время положениями Таможенного кодекса не определены виды таможенных сборов, а также порядок их исчисления и уплаты. Лишь ст. 87 устанавливает, что за таможенное сопровождение (оно осуществляется должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите) взимаются сборы в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В ТК 1993 г. к их числу, в частности, были отнесены: сборы за таможенное оформление, за таможенное сопровождение, за хранение товаров.
Обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
—при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
—при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Законодатель предусматривает и основания освобождения от уплаты данной группы таможенных платежей. К ним, согласно ч. 2 ст. 319 ТК, относятся случаи, когда:
— товары в соответствии с законодательством не облагаются таможенными пошлинами и налогами;
—в отношении товаров законодательными нормами предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;
—общая таможенная стоимость ввозимых товаров в течение одной недели в адрес одного получателя не превышает 5000 руб.;
—до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных Таможенным кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования;
—товары обращаются в федеральную собственность.
В качестве лица, ответственного за уплату таможенных пошлин и налогов, выступает, как правило, декларант или таможенный брокер, представляющий его интересы. В случае несоблюдения положений ТК о пользовании и распоряжении товарами либо о выполнении условий, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, лицами, ответственными за их уплату, могут быть владельцы таможенного склада, склада временного хранения, перевозчик, а также лица, на которых положена обязанность по соблюдению таможенного режима. Такие случаи прямо предусматриваются Таможенным кодексом.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несут лица, совершившие такое деяние, а также лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого ввоза-вывоза. Если лица приобрели в собственность или по владение незаконно ввезенные товары и транспортные средства, и при этом их нельзя признать добросовестными приобретателями (т.е. они знали или должны были знать о незаконности ввоза), они привлекаются к ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта.
Законодатель в ст. 321 ТК устанавливает ограничения по объему взимаемых таможенных платежей. Общая сумма ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении ввозимых товаров не может превышать сумму таможенных платежей, подлежащих уплате, если бы товары были выпушены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию РФ, без учета пеней и процентов. Исключение составляют случаи, когда эта сумма увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин и налогов.
Таким образом, таможенные платежи являются неотъемлемой частью налоговой системы, а их применение возможно в силу самого факта перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Именно данный фактор (условие перемещения) и предопределяет особое место таможенных платежей в системе налогов и сборов Российской Федерации.