Виды транспорта, технико-экономические особенности воздушного транспорта
Современный транспорт подразделяется на наземный, воз-душный и водный. В свою очередь наземный транспорт включает железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, а водный – морской и речной.
К достоинствам воздушного транспорта относятся:
· высокая скорость доставки;
· возможность доставки грузов в районы, где не могут быть использованы другие виды транспорта;
· высокая сохранность груза при перевозке;
· возможность использования более простой упаковки;
· высокий уровень сервиса.
Однако авиатранспорт является самым дорогим видом транспорта, и используется, прежде всего, при перевозке дорогостоящих и скоропортящихся грузов. Необходимо учитывать также удаленность аэропортов от предприятий и большое количество ограничений по габаритным и весовым параметрам грузов, а также зависимость воздушного транспорта от работы наземных служб и погодных условий.
Технология работы имеет свои особенности. Движение осуществляется: строго по расписанию, что связано со сложностью организации взлета-посадки на аэродромном поле, по системе выделения каждой единице подвижного состава своего коридора движения, зависящего прежде всего, от скорости и грузоподъёмности самолета.
36.Виды транспорта, технико-экономические особенности водных видов транспорта.
Современный транспорт подразделяется на наземный, воз-душный и водный. В свою очередь наземный транспорт включает железнодорожный, автомобильный и трубопроводный, а водный – морской и речной.
Морскому транспорту присущи следующие достоинства:
· низкая себестоимость перевозок, что особенно важно при значительных расстояниях транспортировки;
· большая грузоподъемность судов;
· незаменимость, в силу географических особенностей расположения производителей и потребителей сырья, материалов и продукции;
· возможность перевозки широкой гаммы различных грузов, в том числе и с использованием контейнеров;
· незначительная зависимость от погодных условий.
В тоже время использование морского транспорта ограничивается пропускной способностью портов и каналов, сезонным характером перевозок в северных районах. Для морского транспорта характерна небольшая скорость перевозок и необходимость тщательной упаковки грузов.
Основными достоинствами речного транспорта являются:
· невысокая себестоимость перевозок особенно массовых грузов и грузов, не требующих срочной доставки;
· большая грузоподъемность;
· возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.
Однако использование речного транспорта предполагает значительные материальные затраты, связанные со строительством, эксплуатацией и содержанием гидротехнических сооружений. Транспортировка грузов речным транспортом сопряжена с необ-ходимостью учета естественного географического расположения водных путей, которые часто не совпадают с необходимым направлением грузопотоков. Немаловажной проблемой при использовании речного транспорта является сезонность работы на большинстве рек мира.
Судоходными путями Республика Беларусь связана со всеми граничащими с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, а также Днепро-Бугский канал. В интересах интеграции в мировую транспортную судоходную сеть представляют коммерческий интерес реки Припять и Днепр, позволяющие выполнять перевозку экспортно-импортных грузов (калийные удобрения, поваренная соль, руда, уголь, сапропель) в Придунайские страны и черноморские порты. Однако по маневренности, скорости этот вид транспорта уступает другим. Общая протяженность эксплуатируемых водных путей республики составляет около 2000 км. В республике функционирует 10 речных портов, 8 из которых имеют механизированные причалы (Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск). Порты Мозырь, Гомель имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении. Порт Брест имеет железнодорожные подъездные пути западной колеи, что позволяет обрабатывать грузы, следующие в страны Западной Европы в смешанном железнодорожно-водном сообщении.