Категории автомобильных дорог
Категория дороги | Расчетная перспективная интенсивность движения, авт/сутки |
I | более 7000 |
II | более 3000 до 7000 |
III | более 1000 до 3000 |
IV | более 200 до 1000 |
V | менее 200 |
Автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения должны иметь наименования, которые присваиваются:
автомобильным дорогам федерального значения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Автомобильные дороги должны также иметь идентификационные номера, которые присваиваются:
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства - автомобильным дорогам федерального значения;
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений;
органами местного самоуправления городских округов - автомобильным дорогам местного значения городских округов;
органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов;
физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками частных автомобильных дорог, - частным автомобильным дорогам.
Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться соответственно в перечне автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, утверждаемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Присвоение автомобильным дорогам идентификационных номеров осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Наименования и идентификационные номера автомобильных дорог, входящих в состав международной транспортной сети, устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального населенного пункта до конечного населенного пункта или до Государственной границы Российской Федерации. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.
За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:
знак нулевого километра автомобильных дорог, установленный в столице Российской Федерации - городе Москве, - для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Российской Федерации - городе Москве;
обособленные подразделения организаций почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иные расположенные в центре населенного пункта здание или сооружение - для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;
пересечение автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;
границы географических, исторических и других объектов - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.
Полномочия органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления дорожной деятельности соответствующим образом распределены.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог и в случае несоответствия производится ремонт.
Важное место в содержании дорог занимает уборка и очистка их, особенно в зимнее время.
Автомобильные дороги могут пересекаться с железными. В таких случаях:
устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте, федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями технических регламентов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов;
владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев железнодорожных путей установки на железнодорожных переездах устройств, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев железнодорожных путей меры в случаях, если дорожные сооружения угрожают безопасности движения железнодорожного транспорта.
Автомобильные дороги должны обеспечиваться объектами дорожного сервиса. Их размещение в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Оно не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Для автомобильных дорог (за исключением расположенных в границах населенных пунктов) в зависимости от категории устанавливаются придорожные полосы.
Право использования автомобильных дорог имеют юридические и физические лица (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Пользователи автомобильными дорогами обязаны содержать транспортные средства в исправном состоянии в целях обеспечения безопасности дорожного движения, сохранности автомобильных дорог, а также недопущения загрязнения окружающей среды.
Использование автомобильных дорог осуществляется с соблюдением правил дорожного движения, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности дорожного движения.
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
свободно и бесплатно осуществлять проезд транспортных средств, перевозки пассажиров, грузов по автомобильным дорогам общего пользования в пределах Российской Федерации, за исключением случаев использования платных автомобильных дорог и случаев временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в соответствии с настоящим Федеральным законом;
получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
получать оперативную информацию о маршрутах транспортных средств по автомобильным дорогам, об условиях, о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам, допустимых нагрузках в расчете на одну ось, скорости движения транспортных средств и об иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведениях;
пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пользователям автомобильными дорогами запрещается:
осуществлять движение по автомобильным дорогам на транспортных средствах, имеющих элементы конструкций, которые могут нанести повреждение автомобильным дорогам;
осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пользователям автомобильными дорогами и иным осуществляющим использование автомобильных дорог лицам запрещается:
загрязнять дорожное покрытие, полосы отвода и придорожные полосы автомобильных дорог;
использовать водоотводные сооружения автомобильных дорог для стока или сброса вод;
выполнять в границах полос отвода автомобильных дорог, в том числе на проезжей части автомобильных дорог, работы, связанные с применением горючих веществ, а также веществ, которые могут оказать воздействие на уменьшение сцепления колес транспортных средств с дорожным покрытием;
создавать условия, препятствующие обеспечению безопасности дорожного движения;
осуществлять прогон животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог;
повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться:
при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками таких автомобильных дорог или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги.
Протяженность автомобильных дорог, их участков, обеспечивающих возможность альтернативного бесплатного проезда, не должна превышать более чем в три раза протяженность платной автомобильной дороги, за исключением случаев, если:
более пятидесяти процентов протяженности платной автомобильной дороги составляют мосты, тоннели и путепроводы;
строительство платной автомобильной дороги осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Альтернативный бесплатный проезд должен быть обеспечен в течение всего срока использования платной автомобильной дороги, указанного в решении об использовании автомобильной дороги на платной основе.
Особые условия осуществления дорожной деятельности имеют города-субъекты РФ Москва и Санкт-Петербург.
От платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам освобождаются:
транспорт общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного такси, а также автобусов, осуществляющих перевозки в междугородном и международном сообщении);
специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, милиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
транспортные средства организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие перевозки почтовых отправлений и денежных средств, а также сопровождающих почтовые отправления и денежные средства работников таких организаций;
иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог.
Международное сотрудничество Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации.
Представительство интересов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляется федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия.
Использование автомобильных дорог для международного сообщения регулируется международными договорами Российской Федерации, заключенными в порядке, установленном федеральными законами.
Руководство дорожной деятельностью осуществляет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), структура которого показана на рис. 1.6.1.
Структурные подразделения Росавтодора работают в контакте с соответствующими подразделениями исполнительной власти субъектов РФ.
В состав Росавтодора входят следующие управления: проектирования и строительства дорог, эксплуатации и сохранности дорог, имущества и правового обеспечения, финансовое, экономики и планирования, организации госзаказа и научно-технических исследований, кадров и организационного развития.
1.6.2. Основные понятия об автомобильных
дрогах и искусственных сооружениях
Автомобильная дорога – состоит из следующих основных элементов: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть обочины, искусственные сооружения и все виды обустройства.
Земляное полотно – дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов дороги.
Дорожная одежда – многослойная конструкция (в отдельных случаях однослойная), воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт. Дорожная одежда состоит из верхнего слоя – дорожного покрытия, нижнего слоя – дорожного основания и дополнительных слоев.
Проезжая часть – основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной. Ширина проезжей части измеряется между кромками покрытия, зависит от категории доги и числа полос движения.
Профиль дороги поперечный – изображение сечения дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Поперечный профиль проектируемой дороги может быть двускатным – с уклонами, симметрично нисходящими от оси дороги к бровкам земляного полотна, односкатными – с уклоном, нисходящим от одной бровки земляного полотна к другой. Элементы поперечного профиля: проезжая часть, обочины, разделительная полоса, водоотводные канавы, откосы и др.
Профиль дороги продольный – условное изображение продольного разреза поверхности земли проектируемой дороги по ее оси.
Полоса движения – продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд. Ширину полосы движения рассчитывают по ширине расчетного автомобиля с учетом зазоров безопасности. Нормируется в зависимости от категории дороги (табл. 1.6.2).
Таблица 1.6.2
Нормативы параметров
Категория дороги | Число полос движения | Ширина, м | |||
Полосы движения | Проезжей части | Обочины | Земляного полотна | ||
I | 4-6 | 3,75 | 15,0 | 3,75 | 27,5 |
II | 3,75 | 7,5 | 3,75 | 15,0 | |
III | 3,5 | 7,0 | 2,5 | 12,0 | |
IV | 3,0 | 6,0 | 2,0 | 10,0 | |
V | - | 4,5 | 1,75 | 8,0 |
Необходимая и достаточная ширина проезжей части при двухполосном движении (рис. 1.6.2).
b=a+c+2*(x+y).
Где a – ширина кузова автомобиля (грузового – 2-2,6 м, легкового -1,75-2 м);
c – ширина колеи автомобиля (грузового – 1,7-1,8 м, легкового – 1,5 м);
x – половина зазора безопасности между кузовами встречных автомобилей, м;
y – ширина предохранительной полосы между колесом автомобиля и кромкой проезжей части, м.
Необходимый зазор между кузовами встречных автомобилей пропорционален скорости движения:
x=y=0,5+0,005v.
где v – скорость движения автомобиля, км/ч.
Отсюда ширина проезжей части
b=a+c+0,02v
Обочина – боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.
Она должна обеспечивать безопасное движение автомобилей (транспортных средств) с расчетной скоростью на всем протяжении в течение всего ода при любых погодных условиях.
Дорога и дорожные сооружения размещаются в пределах полосы отвода (рис 1.6.3).
Дорога может быть представлена в виде поперечного (рис. 1.6.4 и 1.6.5) и продольного (рис. 1.6.6) профилей.
В продельном профиле автомобильная дорога состоит из отдельных участков с подъемами или спусками и реже из горизонтальных участков.
Крутизна подъема или спуска участка дороги характеризуется отношением разности h отметок (превышения) между крайними точками полотна дороги А и В к расстоянию l между ними. Эта величина называется продольным уклоном.
Продольный уклон i есть тангенс угла наклона проектной линии к горизонту: .
Уклон i выражают в промилях или десятичных дробях с точностью до тысячных (‰). На продольном профиле условные знаки ‰ не показывают.
Дорожную одежду устраивают на спланированной и уплотненной поверхности земляного полотна. Она должна обеспечивать движение автомобилей заданной массы с расчетной скоростью и обладать достаточной устойчивостью против влияния климатических факторов.
Она может быть различной прочности в зависимости от интенсивности движения, состава транспортного потока, грузонапряженности (т. е. количество грузов, перевозимых в единицу времени) и расчетной скорости. Она должна отвечать следующим требованиям: прочность ее должна обеспечивать отсутствие просадок и высокое сопротивление износу; ровность поверхности должна обеспечивать возможность движения с высокими скоростями; шероховатость поверхности должна обеспечивать хорошее сцепление колес автомобиля с покрытием.
Коэффициент сцепления автомобильной шины с поверхностью покрытия во влажном состоянии должен быть не менее 0,5. Это достигается специальным устройством шероховатой поверхности.
Дорожная одежда может состоять из одного или нескольких конструктивных слоев (рис. 1.6.7). При наличии нескольких слоев дорожная одежда включает:
покрытие 1 - верхний слой дорожной одежды, который, в свою очередь, может состоять из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия;
основание 2 - несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на грунт земляного полотна. Основание, как правило, состоит из двух или более прочных слоев, из которых верхние часто укреплены вяжущим материалом для создания достаточно прочного слоя под покрытием. Для нижних слоев основания можно применять менее прочные и менее морозостойкие материалы, но при этом водоустойчивые и неразмокаемые;
дополнительный слой основания 3 - нижний конструктивный слой дорожной одежды, кроме передачи нагрузок на земляное полотно выполняет также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего слоя.
По свойствам материалов, используемых для устройства слоя покрытия дорожной одежды, различают два типа покрытий:
1. Жесткие, обладающие возможностью работы на изгиб, как плита. К ним относятся покрытия из цементобетона армированные и неармированные. Изменение объема при изменении температуры требует устройствa температурных швов.
2. Нежесткие, материал которых способен деформироваться при изменении температуры за счет пластичности. Устройства температурных швов не требуется. К ним относятся асфальтобетонные покрытия и другие подобранные смеси каменных материалов, связанные органичeскими вяжущими материалами.
В зависимости от быстроты накопления деформаций, обеспечиваемой скорости и удобства движения автомобилей классификация дорожных покрытий приведена в табл. 1.6.3.
Таблица 1.6.3
Типы дорожных покрытий | Основные виды покрытий, материалы и способы их укладки | Область применения |
Усовершенствованные капитальные | Цементобетонные, монолитные, и сборные покрытия, асфальтобетонные, укладываемы в горячем состоянии, покрытия из смесей подобранного состава с применением прочного щебня и вязкого битума | На дорогах I и II категории |
Усовершенствованные капитальные | Покрытия: из асфальтобетонных смесей, укладываемых в теплом и холодном состоянии; из битумоминеральных смесей, приготовленных в установке и устраиваемых методом пропитки и смешением на дороге; из крупнообломочных (до 40 мм) песчаных и супесчаных грунтов, обработанных битумной эмульсией или цементом, смешением в установке с устройством поверхностной обработки | На дорогах III и IV категорий и на первой очереди строительства дорог II категории |
Переходные | Покрытия щебеночные, гравийные и из других прочных минеральных материалов с необходимым уплотнением их при строительстве, покрытия из грунтов и местных каменных малопрочных материалов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими. | На дорогах IV и V категорий |
Низшие | Покрытия из грунтов, укреплённых или улучшенных различными местными материалами. | На дорогах V категории |
Наиболее совершенными типами покрытий являются асфальтобетонные и цементобетонные, обладающие высоким сопротивлением нагрузкам, ровностью и шероховатостью. Покрытия из щебня и гравия, обработанные органическими вяжущими материалами, хорошо сопротивляются разрушающему действию от движения автомобилей, благодаря прочному соединению каменных частиц, вяжущим. Такие одежды водостойки.
При расчете прочности дорожной одежды исходят из расчетной нагрузки HP и заданной интенсивности движения.
Действие колес автомобиля на поверхность дорожной одежды вызывает напряжения и деформации, вследствие чего происходит постепенное разрушение и изнашивание его. Вертикальные нагрузки на нежесткие одежды вызывают просадки, колеи, проломы, пластические деформации.
Под действием нагрузок, создаваемых автомобилями, происходит истирание поверхности покрытия. Помимо этого, возможно раздавливание, разбивание, сдвиг материала одежды и вырывание пневматической шиной из одежды отдельных частиц. Увеличение скорости и интенсивности движения автомобилей приводит к большему износу покрытия.
Равномерность износа покрытия, обладающего высокой прочностью, эластичностью, сопротивлением ударам и истиранию, поддерживают надлежащим содержанием и текущим ремонтом. Однако с течением времени слой, предназначенный для износа, требует восстановления, т. е. проведения среднего и капитального ремонта.
На автомобильных дорогах делается разметка – линии, надписи и другое обозначения на проезжей части дороги, бордюрах, элементах дорожный сооружений и обстановки дорог, применяемые самостоятельно, в сочетании с дорожными знаками или светофорами. Различают дорожную разметку вертикальную, наносимую на элементы обустройств и обстановки дороги, и горизонтальную, наносимую на проезжую часть дороги.
Все дороги образуют сеть автомобильных дорог – совокупность всех дорог на территории страны, отдельных республик, краев, областей или районов, обслуживающих все отрасли их хозяйства.
К искусственным сооружениям относятся подпорные стенки, трубы, мосты, виадуки, путепроводы, эстакады и т.п.
Подпорные стенки устанавливаются там, где дороги прилегают в выемках.
Трубы укладываются под земляным полотном для пропуска воды при пересечении с периодическими (во время больших дождей или таяния снегов) или постоянно действующими водотоками.
Мосты – сооружения, прерывающие земляное полотно при движении над водной поверхностью (реки, озера) и железнодорожными путями. Движение происходит по пролетному строению моста, удерживающему т.н. «ездовые полотна» и расположенному на опорах, передающих давление пролетных строений на грунт. Мосты бывают однопролетными с двумя опорами (устоями) в местах сопряжения моста с берегами и многопролетными, которые кроме крайних имеют и промежуточные опоры.
Ширина пролетного строения должна быть равна ширине земляного полотна дороги.
По материалу пролетных строений мосты бывают деревянные, каменные, железобетонные, металлические и комбинированные; по назначению – автодорожные, железнодорожные, совмещенные для нескольких видов движения.
Другие сооружения, аналогичные мостам: виадуки (при пересечении дорогой глубоких лощин, оврагов), путепроводы (для пересечения дорог в двух и более уровнях), эстакады (для размещения дороги над поверхностью земли, чтобы низлежащая поверхность могла быть использована для проезда или стоянки автомобилей, а в городах – для пропуска автомобильного движения.
Мосты и искусственные сооружения должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих удобность и безопасность въезда и движения.
Важными техническими характеристиками являются габарит моста и максимальная осевая нагрузка, на которую он рассчитан. Эти числовые значения обязательно указываются специальным дорожным знаком у каждого моста и другого сооружения и обязательно должны учитываться при разработке маршрута движения автомобилей.
Величина габарита в городах принимается для дорог I-III категорий равный 5 м, для IV-V – 4,5 м.