I. Организационно-подготовительная часть занятия
Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
II. Основная часть занятия.
1. Подбор прилагательных к существительным.
Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (голубые) У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним слова, которые мы учили.
Если вдруг вопрос: «Какие?», говорим мы: «-ые, -ие»:
Голубые, синие, серые, красивые.
Если же вопрос «Какая?»,Говорим мы: «ая», -яя»:
Светлая, весенняя, темная, осенняя.
Если вдруг вопрос: «Какой?», говорим мы: «-ий,-ый,-ой»:
Синий, зеленый, большой, Маленький, теплый, смешной.
. Логопед: «Однажды. стали братья наводить порядок в платяном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»
Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на доску картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.'
Задание: Разложить одежду на две полки: для Саши и для Димы.
• Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «Рубашка какая? -розовая», четко выделяя окончания вопроса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальными картинками.
2. динамическая пауза. Стихи с движением.
Горка высокая поднять руки вверх, потянуться
Река глубокая присесть
Звезда далекая поднять руки вверх, потянуться
И одинокая движение рук влево-вправо
Далее логопед произносит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие: Горка..., река....звезда..., Горы...,реки..., звезды...»-
3. Беседа об одежде.
Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной, осенью).
4. Игра «Магазин».
На доске картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например: «Мне нужна ( теплая, легкая, шелковая, шерстяная) розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и остается покупателем. Если он ошибается, покупателем становится другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек)..
III. Заключительная часть занятия.
· Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).
· Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).
· Пароль на выход: логопед называет существительное, ребенок подбирает прилагательное и наоборот.
Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.
Цели:
закрепление практических навыков согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе;
активизация словарного запаса в рамках лексических тем «Одежда», «Овощи», «Фрукты»;