Технология автоматизированной обработки дорожных покрытий жидкими противогололедными материалами
Автоматизированная система обеспечения противогололедной обстановки состоит из автоматической дорожной метеостанции, датчиков дорожного полотна и центральной насосной станции, подающей реагент на разбрызгивающие устройства. С помощью оптико-волоконной GSM-связи дорожный участок соединяется с центральным терминалом, контролирующим деятельность всей системы. Автоматическая дорожная метеостанция СОПО с помощью набора датчиков фиксирует температуру, влажность, давление, скорость, направление ветра, вид и количество осадков. Дорожный датчик монтируется в дорожное полотно и измеряет концентрацию химреагента на асфальте, температуру на его поверхности . СОПО анализирует полученные метеоданные, в случае гололеда система автоматически включает обработку участка дороги химическим реагентом.
38 Термопрофилирование а/б покрытий и его разновидности.
Ремонт а/б покрытий.
Ремонт включает восстановление верхних слоев, в том числе способами термопро-филирования и терморегенерации, устройство шероховатых поверхностных обработок и других слоев износа, усиление и уширение дорожной одежды.
Способы термопрофилирования имеют разновидности :
— термопланирование
— термогомогенезация,
— термоукладка,
— термосмешение (геmiх),
— термопластификация.
Термопланирование, или выравнивание при нагреве без добавления новой смеси, состоит в том, что а/б покрытие нагревают горелками инфракрасного излучения до 120-180°С на глубину 2-5 см, затем разрыхляют, перераспределяют (разравнивают) материал и уплотняют.
Способ применяют при восстановлении ровности и поперечного профиля покрытия, если просвет под 3-метровой рейкой не превышает 20 мм. В режиме термопланирования ремонтируют покрытия из песчаного а/б, водонасыщение которых не превышает 3% по объему. Можно ремонтировать покрытия из мелкозернистого или песчаного асфальтобетона с водонасыщением, не превышающим 4%, но при условии устройства после этого защитного слоя в виде поверхностной обработки или коврика износа.
Термогомогенизация отличается от термопланирования тем, что, кроме основных операций, производят перемешивание старой разрыхленной а/б смеси.
При этом повышается однородность а/б и улучшается уплотняемость. Способом термогомогенизации ремонтируют покрытия с водонасыщением, не превышающим 4%. Термогомогенизацию осуществляют с применением термопрофилировщиков, оснащенных мешалкой в виде одной машины или комплекта машин.
Термоукладка - выравнивание при нагреве с добавлением новой смеси, но без ее перемешивания со старой. При больших колеях, неровностях и деформациях покрытия разогретого а/б не хватает для ликвидации неровностей, тогда добавляют небольшое количество новой смеси, разравнивают и уплотняют. Этот способ в зарубежной практике называют - репейвинг, а машину для его реализации - репавер. Термоукладку осуществляют с применением термопрофилировщика, оснащенного оборудованием для приема и распределения новой смеси. Можно также использовать комплект оборудования, включающий асфальтоукладчик.
(В СССР для регенерации асфальтобетонных покрытий выпускается машина ДЭ-232 (термосмеситель). Эта машина может выполнять все виды термопрофилирования.)
Способ термосмешения (выравнивание) - разогрев, рыхление старой смеси с добавлением новой и перемешивание. Весь процесс протекает в едином технологическом цикле на дороге. Способ применим при ремонте, когда на покрытии много выбоин, волн, наплывов, а также при необходимости улучшить свойства а/б смеси верхнего слоя старого покрытия.
Для выбора нового состава смеси с учетом свойств старого асфальтобетона из покрытия берут керны, исследуют смесь, проектируют требуемый состав с учетом имеющихся материалов и вяжущих. Расход новой смеси 25-50 кг/м2.
Термопластификация отличается от предыдущих способов тем, что добавляют пластификатор в старую смесь в количестве 0,1-0,6% массы смеси. При этом новый материал не добавляют, поскольку хорошо восстанавливаются свойства старого асфальтобетона.
Термопластификацию осуществляют теми же машинами, что и термого-могенизацию, оснастив их узлом для введения пластификатора.
Толщина обновляемого слоя до 50 мм. В качестве пластификатора используют масла нефтяного происхождения с содержанием ароматических углеводородов не менее 25% по массе. Наиболее доступен пластификатор ренобит, предложенный Гипродорнии. Можно применять экстракты селективной очистки масляных фракций нефти, моторную нефть, зеленое масло.
Работы по термопрофилированию способом термопланирования и термоукладки выполняют при температуре воздуха не ниже 15 °С.
А способом термогомогенизации и термосмешения, когда температура воздуха не ниже 20 °С.
Скорость ветра во всех случаях не должна превышать 7 м/с.
Для лучшего и более равномерного по глубине покрытия прогрева в комплекте с термопрофилированием или термосмесителем применяют асфальторазогреватель ДЭ-234, который представляет собой агрегат на колесном ходу, имеет три панели горелок и обеспечивает предварительный нагрев покрытия. В этом случае работы по термопрофилированию можно выполнять при температуре воздуха не ниже 5°С.