VI. Требования пожарной безопасности при стоянке судов у причалов и на рейдах

210. Порядок расстановки и стоянки судов на рейдах и у причалов определяется особенностями движения судов в отдельных бассейнах и их участках.

211. Суда с взрыво-, пожароопасными грузами (кроме нефтегрузов, взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ) ставятся у причалов и на рейдах отдельно, на специально отведенных и согласованных участках, расположенных на расстоянии не менее 150 м от других судов и береговых строений. Расстояние между линиями этих судов должно быть не менее 70 м.

212. Места погрузки, выгрузки и перегрузки взрывчатых и сильнодействующих ядовитых веществ, а также места стоянок судов с такими грузами выбираются в портах не ближе 250 м от жилых и производственных строений и от общих мест стоянки, мест погрузки других судов.

В местах вынужденной остановки несамоходных судов с этими грузами, а также у причалов и на рейдах буксирующие теплоходы не отдают буксиры и являются дежурными на все время стоянки.

213. Для стоянки нефтеналивных судов у причалов и на рейдах определяются специальные участки, отмеченные в навигационных картах и лоцийных описаниях.

На акватории рейда, отведенного для нефтеналивных судов, постановка любого другого флота на расстояние менее чем 300 м запрещается. Суда с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров менее 60°C, могут ставиться на рейде не более двух в линию с расстоянием между линиями не менее 100 м.

Для охраны несамоходных нефтеналивных судов при стоянке их на специализированном рейде и в местах погрузки (выгрузки) выделяется дежурное судно-буксировщик. Дежурное судно должно стоять на якоре на расстоянии не менее 50 м и не более 300 м от охраняемых судов.

VII. Требования пожарной безопасности на судах, находящихся в пунктах ремонта и отстоя

214. Для ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра суда ставятся в пункт отстоя.

215. Судовладелец или руководитель (владелец) пункта отстоя на каждое ремонтируемое судно назначает лицо, ответственное за проведение ремонта и обеспечение пожарной безопасности судна.

216. Для охраны и обеспечения пожарной безопасности судов в пункте отстоя руководитель (владелец) пункта отстоя организует дежурную вахтенную (караванную) службу.

Обязанности дежурной вахтенной (караванной) службы определяются должностными инструкциями и оперативным планом пожаротушения судов в пункте отстоя.

217. Ключи от входов в надстройки и в машинные помещения ремонтирующихся судов хранятся у дежурного по каравану.

В начале рабочего дня лицо, ответственное за ремонт судна, получает ключи от судна у дежурного по каравану под подпись в журнале выдачи ключей.

По окончании рабочего дня ответственный за ремонт лично осматривает судовые помещения, запирает их, отключает от береговой электросети и сдает ключи от судна дежурному по каравану также под подпись в журнале. Здесь же производится запись о противопожарном состоянии судовых помещений, контроле за местами проведения огневых работ, об отключении берегового электропитания.

218. Для вскрытия судовых помещений запрещается пользоваться другими ключами, кроме ключей, хранящихся у дежурного по каравану. Допуск любых лиц, в том числе и членов экипажа, на суда без сопровождения ответственного за ремонт судна запрещается.

219. План расстановки судов в пунктах отстоя выполняется графически с указанием места постановки каждого судна, средств связи и звуковой сигнализации, точек наружного освещения, расположения вахтенных постов, дислокации пожарной техники, дежурных судов, плавучих пожарных установок, пунктов сосредоточения пожарного инвентаря, водоисточников, пирсов и подъездов к ним.

В пояснительной записке к плану указывается:

- количество и краткая характеристика противопожарного состояния судов, планируемых к постановке в пункт отстоя, наличие топлива на судах, подготовленность их к проведению огневых работ, планируемое докование;

- состав караванной службы, порядок несения вахт;

- краткая характеристика дежурных судов, плавучих пожарных установок, постов пожарного инвентаря;

- обоснование количества и порядка комплектования вахтенных постов;

- другие данные, характеризующие противопожарную защиту пункта отстоя.

220. При планировании и расстановке судов на зимний ремонт и отстой у причалов и на акватории пункта отстоя между судами должны устанавливаться разрывы согласно табл.1 и 2.

Таблица 1

Допустимые расстояния между судами при расстановке их на зимний ремонт и отстой (кроме нефтеналивных)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Типы судов |Кол-во судов в|Технологические|Противопожар- |

| |линии (счале),| разрывы между | ные разрывы |

| | ед. |бортами судов, |между линиями |

| | | м | (счалами) |

| | | | судов, м |

|—————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 |

|—————————————————————————|——————————————|———————————————|——————————————|

|1. Теплоходы| | | |

|пассажирские: | | | |

| | | | |

|4-палубные | 2 | 5 | 25 |

| | | | |

|3-палубные | 3 | 5 | 25 |

| | | | |

|2-палубные | 4 | 5 | 25 |

| | | | |

|однопалубные | 6 | 3 | 25 |

| | | | |

|внутригородских линий | 10 | 3 | 20 |

| | | | |

|2. Дебаркадеры и| 4 | 5 | 25 |

|брандвахты | | | |

| | | | |

|3. Буксиры с деревянными| 6 | 3 | 25 |

|надстройками | | | |

| | | | |

|4. Буксиры с| 10 | 3 | 25 |

|металлическими | | | |

|надстройками | | | |

| | | | |

|5. Теплоходы сухогрузные| | | |

|грузоподъемностью: | | | |

| | | | |

|до 1000 т | 10 | 3 | 10 |

| | | | |

|свыше 1000 т | 6 | 3 | 10 |

| | | | |

|6. Баржи сухогрузные| 6 | 3 | 10 |

|металлические с| | | |

|надстройками | | | |

| | | | |

|7. Шаланды, понтоны |не нормируется| | 5 |

| | | | |

|8. Суда технического| 6 | 3 | 10 |

|флота, плавкраны | | | |

| | | | |

|9. Самоходные малые суда| 15 | 3 | 5 |

|длиной до 25 м | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

221. При установке пассажирских судов на палубах металлических барж количество этих барж в линии должно быть не более 6, технологический разрыв - не менее 3 м, противопожарный разрыв - не менее 10 м.

222. При расположении надстроек смежных судов в шахматном порядке количество их в линии может быть увеличено.

223. Плавучие мастерские, доки и прочие плавучие сооружения, предназначенные для работы в межнавигационный период, устанавливаются отдельно на расстоянии не менее 30 м от зимующих судов и береговых сооружений. В исключительных случаях допускается постановка к борту плавмастерской одного ремонтирующегося судна с разрывом между бортами 3 м.

224. Зимующие суда с опасными грузами ставятся на расстоянии не менее 50 м от других судов с разрывами между бортами этих судов 10 м и на расстоянии 100 м от береговых сооружений. Суда с прочими грузами (кроме навалочных строительных материалов) ставятся на расстоянии не менее 30 м от других судов, а с навалочными строительными материалами на борту - вместе с порожними судами.

225. Если в линиях установлены суда различных типов, разрывы между этими линиями определяются исходя из наибольшего разрыва, установленного для типа судов одной из смежных линий.

Таблица 2

Допустимые расстояния между нефтеналивными судами при расстановке их на зимний ремонт и отстой

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| Типы судов | Кол-во судов в |Технологические |Противопожарные |

| | линии | разрывы между | разрывы между |

| | (счале), ед. | бортами | линиями |

| | | судов, м |(счалами) судов,|

| | | | м |

|————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|

| 1 | 2 | 3 | 4 |

|————————————————————|————————————————|————————————————|————————————————|

|1. Нефтеналивные| | | |

|самоходные и| | | |

|несамоходные суда,| | | |

|предназначенные для| | | |

|перевозки | | | |

|нефтепродуктов с| | | |

|температурой вспышки| | | |

|паров 60°C и менее,| | | |

|грузоподъемностью, | | | |

|т: | | | |

| | | | |

|от 2000 до 6000 | 4 | 5 | 20 |

| | | | |

|от 1000 до 2000 | 5 | 5 | 20 |

| | | | |

|до 1000 | 6 | 5 | 20 |

| | | | |

|2. Нефтеналивные| | | |

|самоходные и| | | |

|несамоходные суда,| | | |

|предназначенные для| | | |

|перевозки | | | |

|нефтепродуктов с| | | |

|температурой вспышки| | | |

|паров более 60°C,| | | |

|грузоподъемностью, | | | |

|т: | | | |

|от 2000 до 6000 | 6 | 3 | 10 |

| | | | |

|от 1000 до 2000 | 7 | 3 | 10 |

| | | | |

|до 1000 | 8 | 3 | 10 |

| | | | |

226. При постановке в одну линию судов с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров как менее, так и более 60°C, или их остатками противопожарные разрывы между ними определяются по норме, установленной п.1 табл.2.

227. При постановке буксирных судов, буксирующих нефтеналивные суда, в специализированные пункты отстоя противопожарные разрывы между линиями буксирных судов и нефтеналивными судами должны быть: 50 м - для судов с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров 60°C и менее, и 25 м - для судов с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров 60°C и более.

228. Порожние суда с остатками нефтепродуктов следует ставить в отдельные от груженых линий.

229. Запрещается постановка в одну линию нефтеналивных судов, предназначенных для ремонта и не подлежащих ему.

230. При необходимости постановки судов с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров 60°C и менее, в общие пункты отстоя противопожарные разрывы между ними и другими судами, а также береговыми строениями должны быть не менее 100 м. Для судов с нефтепродуктами, имеющими температуру вспышки паров более 60°C, эти разрывы должны быть не менее 50 м.

231. В общих пунктах отстоя линии нефтеналивных судов должны быть крайними.

232. Требования, относящиеся к судам, груженным нефтепродуктами, распространяются на суда, имеющие их остатки, а также на порожние не зачищенные от них.

233. Зачищенные и дегазированные путем промывки нефтеналивные суда при их расстановке рассматриваются как сухогрузные.

234. Постановка судов в противопожарных разрывах запрещается.

235. Расстановка судов на подводных крыльях на площадках для их зимнего хранения должна отвечать следующим требованиям:

- суда устанавливаются группами не более чем из трех судов с расстоянием между посадочными площадками (обносами) не менее 2 м;

- расстояние между группами судов должно быть не менее 6 м;

- расстояние по бортам между соседними комплектами судов из 2 групп должно быть не меньше 12 м;

- расстояние между оконечностями судов должно быть не менее 6 м.

Противопожарные разрывы между группами и комплектами судов используются для проезда пожарного автомобиля.

236. К моменту постановки первого зимующего судна в караван пункта отстоя должно быть подготовлено и принято в эксплуатацию на зимний период дежурное судно. Проверка готовности дежурного судна производится комиссией, назначенной руководителем (владельцем) пункта отстоя. Количество дежурных судов на пункте отстоя устанавливается исходя из местных условий, количества, типов и пожарной опасности судов, площади акватории затона и с учетом необходимости быстрого рассредоточения судов в случае пожара.

237. Дежурное судно должно быть снабжено необходимым пожарным оборудованием и инвентарем и круглосуточно находиться в постоянной готовности к работе.

Выделяемое для дежурства судно должно иметь:

- буксирные и эксплуатационные качества, обеспечивающие возможность буксировки самого крупного зимующего судна;

- водооткачивающие установки, позволяющие осушать отсеки самого крупного зимующего судна;

- пожарные насосы производительностью не менее 60 м3/ч при напоре 5-6 кг/см2;

- установку пенотушения с запасом пенообразователя не менее 200 дм3, а при охране пассажирского флота - 400 дм3;

- не менее 120 м пожарных рукавов;

- пожарный инвентарь в соответствии с установленными нормами снабжения судна;

- исправную радиосвязь.

238. Дежурное судно на весь период зимнего отстоя закрепляется за пунктом отстоя. Отвлечение его для иных целей и вне акватории пункта отстоя запрещается.

Использование дежурного судна осуществляется до тех пор, пока безопасно движение во льдах, и возобновляется весной с момента нарушения ледяного покрова, заканчивается после выхода из пункта отстоя в эксплуатацию последнего зимующего судна.

239. Дежурное судно находится в оперативном подчинении ответственного дежурного по пункту отстоя. Все указания на дежурное судно поступают только через дежурного по пункту отстоя.

Акватория пункта отстоя обеспечивается плавучими пожарными установками из расчета одна установка на 200 м береговой полосы. Плавучая пожарная установка оборудуется электроприводным пожарным насосом производительностью не менее 70 м3/ч при напоре 5-6 кг/см2, пожарными рукавами общей длиной не менее 400 м и резервуаром для пенообразователя емкостью 400 дм3.

Проверка готовности плавучих пожарных установок к эксплуатации осуществляется комиссией пункта отстоя с оформлением соответствующего акта по каждой установке.

240. Для обеспечения забора воды передвижными насосными установками и пожарными автомобилями с момента ледостава на акватории должны поддерживаться в постоянной готовности пожарные проруби (майны) из расчета одна прорубь на 50 м береговой полосы.

241. Вдоль береговой полосы пункта отстоя оборудуются пожарные подъезды (пирсы) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м, обеспечивающие возможность подачи воды пожарными автомобилями на любой счал. По направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели. На них четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

242. Противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя оборудуются предупреждающими аншлагами "Пожарный подъезд (проезд) не загромождать" и соответствующими указателями направления движения к счалам судов.

243. На пункте отстоя необходимо иметь противопожарный инвентарь согласно табелю, утвержденному руководителем (владельцем) пункта отстоя, исходя из количества и типов зимующих судов.

244. Хранение огнетушителей, снимаемых с судов, осуществляется в отапливаемом береговом помещении с тем, чтобы они были готовы для немедленного использования по назначению.

245. Пункт отстоя обеспечивается:

- соответствующей документацией;

- телефонной (радиотелефонной) связью между ответственным дежурным по каравану и вахтенными постами, а также с объектовой пожарной командой и подразделениями Государственной противопожарной службы на местах;

- звуковой пожарной сигнализацией на вахтенных постах (колокола, металлический рельс и т.п.).

246. Электрическое освещение каравана зимующих судов должно обеспечивать хорошую видимость по всей акватории пункта отстоя. Вдоль всех проездов, дорог, в противопожарных разрывах и по периметру каравана должны быть установлены светильники, по береговой линии на возвышенных местах - прожекторы.

Использование судовых электросетей для наружного освещения каравана не допускается.

247. Количество вахтенных постов устанавливается исходя из протяженности береговой линии и количества зимующих судов (как правило, 200-250 м береговой линии на один пост).

248. Дежурная служба каравана, вахтенные посты обеспечиваются аккумуляторными фонарями взрывозащищенного исполнения и сигнальными свистками.

249. В договоре постановки судов на ремонт и отстой рекомендуется предусматривать:

- порядок оформления передачи судна под ответственность администрации пункта отстоя;

- перечень необходимых подготовительных работ, выполняемых судовладельцем, по приведению судна в пожаробезопасное зимовочное состояние с указанием исполнителей и сроков их выполнения;

- ответственных за ремонт и/или отстой судна лиц командного состава;

- средства пожаротушения, оставляемые на судне для борьбы с пожаром, ответственность за их сохранность и поддержание в готовности к использованию;

- порядок использования судового электрооборудования в период ремонта и/или отстоя;

- порядок проведения зачистных работ, определяемый действующими технологическими инструкциями, а также ответственность сторон за проведение указанных работ.

250. Перечнем подготовительных работ по приведению судна в пожаробезопасное зимовочное состояние предусматривается:

- очистка трюмов, льял, палубы судна от остатков взрыво-, пожароопасного груза, утечного топлива, мусора, сдача загрязненных нефтепродуктами вод;

- зачистка и дегазация, обеспечивающие пожарную безопасность грузовых танков нефтеналивных судов, их грузовых и зачистных трубопроводов, коффердамов, насосных и других помещений, связанных с их ремонтом по технологической инструкции;

- зачистка и дегазация на других судах, обеспечивающие пожарную безопасность топливных, масляных и балластных цистерн, внутри которых планируется проведение ремонтных работ;

- освобождение от взрывоопасных холодильных реагентов трубопроводов и систем холодильной установки, если в местах их размещения планируется проведение огневых работ;

- удаление с судна пиротехнических средств;

- составление карт размещения на судне горючих и смазочных материалов.

Факт зачистки и дегазации грузовых танков и топливных цистерн, их инертизации подтверждается справкой химической лаборатории о результатах химического анализа воздушной среды.

Все доступные внутри корпуса судна наружные поверхности не защищенных и не заполненных инертным газом или водой цистерн следует очертить отличительной краской и отмаркировать надписью "Топливо". При кратковременной постановке судна в док или на слип эти цистерны тоже следует очертить и отмаркировать по наружному корпусу судна.

Перед постановкой судов в ремонт с докованием (слипованием) зачистке и дегазации подлежат все цистерны.

251. При ремонте судна должен быть определен порядок использования судовой электросети, исключающий возможность нарушения мер пожарной безопасности и техники безопасности. Следует также определить порядок подключения судна к береговому электропитанию, ответственность сторон, их обязанности по обеспечению безопасного использования как судовой электросети, так и берегового источника питания.

252. При постановке судна на отстой без проведения на нем ремонтных работ выполняются все подготовительные мероприятия, предусмотренные п.250. При этом судно к береговому электропитанию подключаться не должно.

253. Суда, подлежащие "горячему ремонту" (без вывода судовой техники из эксплуатационного состояния), устанавливаются в пункте отстоя в отдельную линию вне каравана зимующих судов.

254. Для обеспечения противопожарной защиты судна в период "горячего ремонта" необходимо:

- соблюдать график очередности ремонта противопожарных, водоотливных и энергетических средств, систем пожарной сигнализации;

- обеспечить свободный доступ к местам расположения противопожарного оборудования и инвентаря;

- при необходимости ремонта участков системы пожаротушения вместо демонтируемых участков установить временные трубопроводы с надлежащей пропускной способностью, обеспечивающие надежное функционирование системы. Одновременная разборка всех противопожарных и водоотливных средств судна не допускается;

- при проведении ремонта дизель-генераторов и пожарных насосов необходимо исходить из того, чтобы не менее 50% из них постоянно находились в готовности к действию. При невозможности выполнения указанного условия по договору с администрацией пункта отстоя необходимо обеспечить снабжение судна электроэнергией в количестве, достаточном для запуска судовых средств пожаротушения, дублирующими средствами (насосы, эжекторы и т.п.) с предварительной проверкой их в действии. Одновременный ремонт основных и аварийных судовых энергетических средств запрещается;

- установить временные системы пожарной сигнализации на тех участках, где штатные системы демонтированы для ремонта.

255. На период "горячего ремонта" судно должно быть укомплектовано временным экипажем численностью, достаточной для обеспечения пожарной безопасности судна, обслуживания судовых технических средств и ведения борьбы с пожаром в случае его возникновения. Обязанности членов экипажа определяются временным судовым расписанием.

256. С членами экипажа, участвующими в ремонте судна, капитаном проводится противопожарный инструктаж, а также практическая отработка действий по применению судовых средств пожаротушения. Кроме того, ежедневно перед началом работ проводится инструктаж членов экипажа о мерах пожарной безопасности при предстоящих в этот день ремонтных работах.

257. Владелец пункта отстоя, исходя из местных условий, обеспечивает надежную телефонную или радиосвязь для ремонтирующегося судна (линии судов "горячего ремонта"), а также оборудует пожарный подъезд к этим судам.

258. Ежедневно по окончании рабочего дня капитан вместе с вахтенным начальником проводит противопожарный осмотр судна, обесточивает и закрывает все помещения, не занятые членами экипажа. О проведенных действиях делается запись в судовом журнале.

259. По окончании "горячего ремонта" судно приводится в зимовочное состояние и передается на отстой.

260. До постановки судна на судоподъемное сооружение на нем выполняются мероприятия по подготовке к ремонту согласно п.250.

Командный состав судна совместно с администрацией дока (слипа) разрабатывает временное расписание по борьбе с пожаром на судне с использованием противопожарных средств дока (слипа) и судна. На судне, подлежащем подъему в док, прекращается работа двигателей, отопительного котла и камбуза.

261. С постановкой судна в док необходимо:

- ознакомить членов экипажа судна с правилами техники безопасности и пожарной безопасности на доке, расположением помещений в башнях дока, пожарных установок;

- оборудовать судно сходнями с обоих бортов;

- обеспечить заземление судна;

- подключить не менее чем в двух местах магистраль водопожарной системы судна к магистрали дока, которая должна находиться под рабочим давлением;

- обеспечить судно телефонной связью с указаниями о порядке вызова пожарной охраны и механика дока;

- обеспечить подключение судна к береговому электропитанию.

262. Проживание экипажа на судне с момента подъема его в док (на слип) запрещается.

263. При кратковременном подъеме судов в док (на слип) для осмотра, освидетельствования, аварийного или навигационного ремонта емкости с горючими жидкостями, топливные и масляные цистерны в местах предполагаемого производства работ с применением открытого огня и вблизи этих мест (не менее 5 м) должны быть освобождены, насухо зачищены и дегазированы. Прочие емкости и цистерны для горючих жидкостей должны быть опломбированы на все время до спуска судна на воду. Эти емкости внутри и снаружи судна очерчиваются отличительной краской и маркируются надписью "Топливо". Проводится дополнительный инструктаж экипажа судна, докмейстера и вахтенной службы дока (слипа).

264. С постановкой судов на ремонт и/или отстой оборудуются посты пожарного инвентаря:

- на 2-4-палубных пассажирских, незачищенных нефтеналивных судах, на дебаркадерах - на каждом судне по одному;

- на однопалубных пассажирских, сухогрузных, буксирных судах, судах технического флота - на каждый счал по два;

- на всех остальных судах - на каждый счал по одному.

Пост пожарного инвентаря укомплектовывается: пожарными ведрами - 2 шт., пожарными топорами - 2 шт., ломом, лопатой, покрывалом для тушения пламени, углекислотными (порошковыми) огнетушителями ОУ-5 (ОП-5) - 2 шт., пожарными рукавами длиной 20 м с комбинированными водяными стволами-распылителями - 2 шт., переходным соединением 51 x 66 мм. Посты пожарного инвентаря размещаются, как правило, на первом судне счала на пожарном стенде (щите) или в помещении, имеющем вход с открытой палубы. Ключ от этого помещения хранится вместе с ключом от судна, где этот пост размещен. На берегу против каждого счала устанавливается табличка с указанием наименований судов, места их в счале, а также места размещения постов пожарного инвентаря в счале.

265. После окончания приемки судов в караван составляются план фактической расстановки их в счалах и план пожаротушения на пункте отстоя.

266. Рекомендуется провести обследование пункта отстоя, разработать необходимые противопожарные мероприятия в соответствии со сложившейся фактической обстановкой, проверить наличие и качество разработки плана фактической расстановки судов и плана пожаротушения на пункте отстоя.

267. Противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории пункта отстоя должны быть всегда свободными для проезда пожарного автотранспорта.

268. Образующиеся при работах на льду и на берегу отходы производства и остатки нефтепродуктов должны регулярно убираться и удаляться в места, безопасные в пожарном отношении.

269. Дежурный по каравану организует ежедневную проверку работоспособности плавучих пожарных установок и действий вахтенных постов по пожарному расписанию.

270. На время обеденного перерыва подача электроэнергии на ремонтирующиеся суда прекращается. Дежурный по каравану на этот период организует наблюдение за судами, на которых производились огневые работы.

271. После окончания рабочего дня дежурный по каравану организует наблюдение за судами, где проводились огневые работы, до окончания срока, установленного нарядом-допуском, выданным на эти работы.

272. Все помещения на судне после перевода команды на берег должны быть закрыты на замок и в дальнейшем открываться только на время проведения в них работ по ремонту.

273. Подключение ремонтирующихся судов к береговому электропитанию производится с разрешения администрации пункта отстоя с указанием судовых потребителей и допустимой нагрузки. Администрацией пункта отстоя устанавливается контроль за состоянием электрических сетей системы "берег - судно".

274. В договоре на ремонт рекомендуется определить лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации электросетей и электрооборудования на ремонтирующихся судах, которые производят включение электропитания на судно, автоматических выключателей потребителей электроэнергии на судовых электрощитах и отключение электропитания по окончании рабочего дня.

275. Канализация электрической энергии, получаемой от береговых источников питания через главный распределительный или аварийный щит по силовой сети судна, допускается только в машинное отделение или мастерскую, а также при разовом включении механизированного передвижного инструмента.

276. Включение в силовую сеть электродвигателей вспомогательных механизмов и грузовых устройств производится по отдельному разовому разрешению администрации пункта отстоя при наличии акта проверки сопротивления изоляции электродвигателей и коммутирующих устройств. В разрешении указываются дополнительные меры, обеспечивающие пожарную безопасность при включении этих механизмов.

277. Работа двигателей и отопительных котлов на период ремонта должна быть прекращена. Судовые системы водо- и пенотушения - осушены.

278. В целях обеспечения нормальных условий для проведения ремонтных работ на зимующем судне при отрицательных температурах и предотвращения применения работающим персоналом нештатных нагревательных приборов по договору между судовладельцем и владельцем пункта отстоя может быть проведено отопление на судно для обогрева помещений, в которых производятся эти работы.

При отсутствии такой возможности, в исключительных случаях (также по договору), допускается работа судового автоматизированного отопительного котла. При этом в качестве средства пожарной защиты судна, компенсирующего приведенные в зимовочное состояние судовые системы водо- и пенотушения, может использоваться плавучая пожарная установка, ошвартованная у борта ремонтирующегося судна.

В этом случае выделяется необходимый персонал для несения вахты по обслуживанию котла, а также принимаются дополнительные меры, обеспечивающие пожарную безопасность при работе судового отопительного котла.

279. При наличии на судне штатного электрического отопления может быть согласовано его использование для обогрева ремонтируемых помещений.

280. В случае, если условия отопления ремонтирующегося судна, указанные в п.п. 279, 280, не могут быть выполнены, разрешается использование переносных электрокалориферов, допускаемых (по паспорту) к установке на судах или являющихся судовым инвентарем согласно построечной документации судна.

При проведении окрасочно-изолировочных работ, а также при промывке горючими жидкостями деталей машин и механизмов работа переносных калориферов запрещается.

Разрешение на использование переносных электрокалориферов выдается администрацией пункта отстоя, которая назначает ответственное лицо за эксплуатацию калорифера на судне.

281. Электрокалорифер для отопления машинного отделения включается в судовую сеть на главном распределительном щите. Установка автомата и плавкая вставка предохранителя фидера, через которые включается калорифер, должны соответствовать силе тока, потребляемого этим калорифером.

Использование групповых щитов судовой электросети для подключения электрокалориферов и каких-либо электроприводов запрещается.

282. Для подключения переносных электросварочных аппаратов использование судовых электрических сетей запрещается. Для этой цели должны быть оборудованы самостоятельные электрические линии, проложенные вне судна. В случае, когда находящиеся на ремонте суда поставлены на рейде, вдали от береговой полосы, допускается установка этого аппарата на действующем опорном судне с подключением его к судовой электросети. При этом разрабатываются дополнительные меры пожарной безопасности опорного судна.

283. Курение на ремонтирующихся судах разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах.

284. По окончании рабочего дня (смены) исполнители работ обязаны убрать с судна отходы производства, промасленные обтирочные материалы и мусор.

Все судовые помещения, в которых производились работы, должны быть осмотрены исполнителями и руководителями работ, вахтенной службой каравана.

285. В течение всего межнавигационного периода администрация пункта отстоя проводит регулярные проверки обеспечения безопасного отстоя и ремонта судов на пункте отстоя.

Наши рекомендации