Тема 2. Производство маневров
Наименование вопроса: «Тема2-В-1»
Группа вопроса: 3.
Текст вопроса: «Устройства СЦБ работают нормально. По I и II главным путям - двусторонняя автоблокировка (АБ). Движение по двухпутным правилам; II-й путь правильный для отправления четных поездов. Требуется переставить маневровый состав с 5-го на 4-й путь. По какому разрешению будете выпускать состав с 5-го пути?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «По регистрируемому приказу ДСП, переданному машинисту по радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.
2. «По путевой записке с отметкой «Маневры с выездом за границу станции».
Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.
3. «По разрешающему маневровому сигналу на светофоре Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.
4. «По разрешающему поездному сигналу светофора Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: правильный.
5. «По разрешению на бланке зеленого цвета ф. ДУ-54 п.1».
Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.
6. «По устному указанию ДСП по радиосвязи с согласия ДНЦ».
Признаки варианта ответа: неправильный, некритический.
Узкое место: ИДП Прил.11 пп.57, 59.
Комментарии к неправильным ответам:
Ввиду отсутствия съезда с 1-го на 2-й главный путь в направлении выезда состава с 5-го станционного пути, т.е. по направлению светофора 2 Н, потребуется выезжать за светофор М1, причем с проездом входного светофора 1Н в сторону перегона по 1-му главному неправильному пути, так как 50 полувагонов с локомотивом займут около 720 метров и в границах участка между светофорами М 1 и 1Н не поместятся. Согласно п.п. 59 и 57 Прил.11 ИДП, выезд маневрового состава за границу станции по неправильному пути двухпутного перегона с двусторонней автоблокировкой производится по ключу-жезлу, выдаваемому машинисту перед открытием выходного светофора. Под термином «открытие выходного светофора» в ИДП всегда имеется в виду открытие его на разрешающий поездной сигнал.
Наименование вопроса: «Тема2-В-2»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «При каких вариантах маневровых передвижений в четной стороне станции обязательно требуется включать автотормоза:
Вариант 1 – перестановка вагонов с 5-го на 3-й путь.
Вариант 2 – перестановка вагонов с 4-го на 6-й путь (выезд с 4-го пути локомотивом вперед).
Вариант 3 – перестановка вагонов с 6-го на 4-й путь (выезд с 6-го пути вагонами вперед)?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «При варианте 3».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «При вариантах 2 и 3».
Признаки варианта ответа: правильный.
3. «При всех указанных вариантах».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ПТЭ Приложение № 6 п. 29; ИДП Прил.9 п.1.
Комментарии к неправильным ответам:
Согласно ПТЭ Приложение № 6 п.29, маневры на станционных путях, расположенных на уклонах, где создается опасность ухода подвижного состава на перегон и маршруты следования поездов, должны производиться с включением и опробованием автотормозов, независимо от того, с какой стороны находится локомотив.
В данном случае, при вариантах маневровых передвижений 2 и 3 в четной стороне станции невозможно избежать выезда состава на 1-й главный путь (опасность ухода на перегон и маршруты следования поездов ввиду спуска в сторону перегона 2.5 – 3.0 тысячных).
При передвижении по варианту 1 возможен выезд маневрового состава по направлению тупикового пути № 9, чем исключается опасность ухода состава на перегон и маршруты следования поездов (при приеме или отправлении поезда на и с 3 (5) пути маневры запрещены пунктом 1 Прил.9 ИДП).
Наименование вопроса: «Тема2-В-4»
Группа вопроса: 3.
Текст вопроса: «По I и II главным путям - одностороння автоблокировка (АБ) с устройствами для движения поездов по неправильному пути по сигналам АЛСН..
Требуется переставить маневровый состав с 5-го на 4-й путь. Прилегающий перегон двухпутный, односторонняя автоблокировка с движением по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров (АЛСН). Устройства СЦБ работают нормально. По какому разрешению будете выпускать маневровый состав с 5-го пути?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «По регистрируемому приказу ДСП по радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «По путевой записке с отметкой «маневры с выездом за границу станции по неправильному пути».
Признаки варианта ответа: правильный.
3. «По разрешающему показанию маневрового сигнала на светофоре Ч5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
4. «По разрешающему показанию поездного сигнала Ч5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
5. «По разрешению ф. ДУ-54 п. 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
6. «По устному указанию ДСП по радиосвязи с согласия ДНЦ».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.11 пп.58, 59.
Комментарии к неправильным ответам:
Для перестановки состава с 5-го на 4-й путь потребуется выезд его за границу станции по 1-му главному неправильному пути: 50 полувагонов с локомотивом (более 700 м) между светофорами 1Н и М1 (350 м) не поместятся, а съезд для выезда на 2-й главный путь в направлении перегона отсутствует.
Поскольку автоблокировка на перегоне односторонняя (движение по неправильному пути по сигналам АЛСН) - см. п.5 Прил.1 ИДП, для выезда за границу станции при маневрах, требуется прекращение действия автоблокировки – см. п.59 Прил.11 ИДП.
Выезд состава должен производиться по путевой записке порядком, указанным в п.п. 58, 59 Прил.11 ИДП.
Наименование вопроса: «Тема2-В-5»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «По I и II главным путям - одностороння автоблокировка (АБ); II-й путь правильный для отправления четных поездов. Устройства СЦБ работают нормально.
Требуется переставить маневровый состав с 5-го на 4-й путь. По какому разрешению будете выпускать состав с 5-го пути?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «По регистрируемому приказу ДСП по радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «По путевой записке с отметкой «маневры с выездом за границу станции».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «По разрешающему маневровому сигналу на светофоре Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
4. «По разрешающему поездному сигналу Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
5. «По разрешению ф. ДУ-54 пункт 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
6. «По устному разрешению ДСП с согласия ДНЦ».
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Прил.11 п.57.
Комментарии к неправильным ответам:
Для перестановки состава с 5-го на 4-й путь потребуется выезд его за сигнальный знак «Граница станции» по правильному 2-му главному пути, поскольку 50 полувагонов с локомотивом (более 700 м) между сигнальным знаком и светофором М 1 (350 м) не поместятся. Согласно п.57 Прил.11 ИДП, маневры с выходом состава за границу станции по правильному пути на двухпутных участках допускаются с согласия ДНЦ по устному разрешению ДСП.
Наименование вопроса: «Тема2-В-6»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «По I и II главным путям - одностороння автоблокировка (АБ); II-й путь правильный для отправления четных поездов. Устройства СЦБ работают нормально. Требуется переставить маневровый состав с 5-го на 4-й путь. По какому разрешению будете выпускать состав с 5-го пути?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «По регистрируемому приказу ДСП, переданному машинисту по радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «По путевой записке с отметкой «маневры с выездом за границу станции по неправильному пути».
Признаки варианта ответа: правильный.
3. «По разрешающему маневровому сигналу на светофоре Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
4. «По разрешающему поездному сигналу Ч 5 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
5. «По письменному разрешению ф. ДУ-54 п. 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
6. «По устному разрешению ДСП с согласия ДНЦ».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.11 пп.58, 59.
Комментарии к неправильным ответам:
Для перестановки состава с 5-го на 4-й путь потребуется выехать за границу станции по неправильному пути, так как состав 50 полувагонов с локомотивом (более 700 м) между входным светофором Н и маневровым М 1 (350 м) не поместится, а съезд на 2-й главный путь в направлении перегона отсутствует.
На прилегающем перегоне – односторонняя автоблокировка. Согласно п.п. 58 и 59 Прил.11 ИДП, маневры с выездом за границу станции по неправильному пути может быть осуществлен только после закрытия действия автоблокировки. Машинисту выдается путевая записка с отметкой «маневры с выездом за границу станции по неправильному пути».
Наименование вопроса: «Тема2-В-7»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «Однопутная двусторонняя автоблокировка. Устройства СЦБ работают нормально. Требуется переставить маневровый состав с 4-го на 3-й путь. По какому разрешению будете выпускать состав с 4-го пути?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «По регистрируемому приказу ДСП по радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «По путевой записке с отметкой «маневры с выездом за границу станции».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «По разрешающему маневровому сигналу на светофоре Ч 4 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
4. «По разрешающему поездному сигналу Ч 4 и ключу-жезлу».
Признаки варианта ответа: правильный.
5. «По письменному разрешению ф. ДУ-54 п. 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
6. «По устному разрешению ДСП с согласия ДНЦ».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.11 п.57.
Комментарии к неправильным ответам:
Для перестановки состава с 4-го на 3-й путь потребуется выезд за границу станции на однопутный перегон, так как состав 40 условных вагонов с локомотивом (около 580 м) между светофорами Н и М1 (300 м) не поместится.
Согласно п.57 Прил.11 ИДП, выезд маневрирующего состава за границу станции на однопутный перегон осуществляется по открытому поездному сигналу выходного светофора с выдачей машинисту ключа-жезла перегона. Термин «открытый выходной светофор» всегда означает разрешающий поездной сигнал.
Наименование вопроса: «Тема2-В-8»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «Однопутная двусторонняя автоблокировка. Изолированный участок I АП ложно занят. Требуется переставить маневровый состав с 4-го на 3-й путь. На каком основании ДСП имеет право выполнить эту операцию?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о выдаче машинисту разрешения ф. ДУ-54 п. 1.».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о выдаче машинисту путевой записки».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «На основании устного разрешения ДНЦ на выдачу машинисту путевой записки и согласия соседней станции в виде телефонограммы».
Признаки варианта ответа: правильный.
4. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о прекращении действия автоблокировки и согласия соседней станции в виде поездной телефонограммы».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.11 п.58.
Комментарии к неправильным ответам:
Согласно п.58 Прил.11 ИДП, выезд маневрового состава на однопутный перегон с выдачей машинисту путевой записки осуществляется по разрешению ДНЦ без закрытия основных средств сигнализации и связи, при этом регистрируемый приказ ДНЦ не предусматривается. Путевая записка машинисту выдается по получении от соседней станции телефонограммы о согласии на производство маневров с выездом за границу станции.
Наименование вопроса: «Тема2-В-9»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «По I и II главным путям - двусторонняя автоблокировка. Движение правопутное по двухпутным правилам. Изолированный участок I АП ложно занят. Требуется переставить маневровый состав с 5-го на 4-й путь. На каком основании ДСП имеет право выполнить эту операцию?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «На основании устного разрешения ДНЦ на выдачу машинисту путевой записки и согласия соседней станции в виде телефонограммы».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о прекращении действия автоблокировки и согласия соседней станции в виде телефонограммы».
Признаки варианта ответа: правильный.
3. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о выдаче машинисту путевой записки».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
4. «На основании регистрируемого приказа ДНЦ о выдаче машинисту разрешения ф. ДУ-54 п.1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.11 пп.57, 59.
Комментарии к неправильным ответам:
Согласно п.59 Прил.11 ИДП, при двусторонней автоблокировке выезд маневрового состава за границу станции по неправильному пути двухпутного перегона может производиться по правилам, предусмотренным для однопутных перегонов (п.57 Прил.11 ИДП).
Однако, при заданной ситуации (ложная занятость стрелочного изолированного участка) выходной светофор Ч5 открыть невозможно. Поэтому следует руководствоваться первой частью пункта 59 Прил.11 ИДП для перегонов, не оборудованных двусторонней автоблокировкой.
Наименование вопроса: «Тема2-В-10»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «Каким способом должно быть передано указание машинисту об осаживании состава на 9-й путь?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «ДСП сообщает машинисту по поездной радиосвязи о готовности маршрута, открытии светофора М 15, сообщает составителю по маневровой радиосвязи и разрешает машинисту осаживать состав на 9 путь».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «Составитель передает ДСП по маневровой радиосвязи сообщение о готовности к осаживанию состава, а ДСП дублирует команду машинисту по поездной радиосвязи».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «Составитель, убедившись в разрешающем показании светофора М 15, подает ручной сигнал машинисту на движение (при отсутствии видимости привлекает для дублирования ручных сигналов сигналиста)».
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Прил.11 п.20 в), г).
Комментарии к неправильным ответам:
В соответствии с п.20 «в» и «г» Прил.11 ИДП, при отсутствии радиосвязи с машинистом в маневровой радиосети составитель должен находиться в зоне видимости подаваемых ручных сигналов машинистом или его помощником и в необходимых случаях привлекать для передачи сигналов других работников. Дублировать команды составителя машинисту через ДСП по поездной радиосвязи при движении состава вагонами вперед недопустимо, так как поездная радиосвязь не обеспечивает должной оперативности в случае необходимости немедленной остановки или уменьшения скорости движения состава.
Наименование вопроса: «Тема2-В-11»
Группа вопроса: 3.
Текст вопроса: «Участки 1 сп и 5 сп заняты ложно. Маневровому локомотиву необходимо выехать с 5-го пути за светофор М1. ДСП выполняет следующие действия:
1) Устанавливает стрелочные рукоятки в положение, соответствующие положению стрелок в маршруте;
2) Передаст машинисту маневрового локомотива указание о выезде с 5-го пути за светофор М1 при запрещающих показаниях светофоров Ч5 и М9.
Допустил ли ДСП какую-либо ошибку и по какой причине?».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «Да, из-за того, что стрелочные рукоятки склонялись не в порядке расположения стрелок по маршруту следования маневрового состава».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «Да, из-за того, что непосредственно перед дачей разрешения машинисту на выезд с 5-го пути ДСП не убедился в правильности установки маршрута по контрольным приборам».
Признаки варианта ответа: правильный.
3. «Нет».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.13 п.12.
Комментарии к неправильным ответам:
По положению стрелочных рукояток и контрольным лампочкам видно, что маршрут для выезда маневрового состава с 5-го пути за светофор М 1 не готов: стрелка № 3 находится в положении «на взрез».
Причиной этому является то, что ДСП после выполнения операции по приготовлению маршрута путем перевода стрелок индивидуальными рукоятками непосредственно перед дачей разрешения машинисту на движение повторно не убедился в правильности положения стрелок в маршруте «подсветкой» на табло. Этот навык должен быть отработан ДСП до автоматизма, иначе подобные случаи не исключаются, что приводит к взрезу стрелок.