Тема 5. ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003г.
Задача 10.
Фирма ООО «Парус» подала заявку железной дороге на перевозку товаров. Перевозчик принял заявку, но не выполнил её. Фирма потребовала оплатить неустойку за невыполнение заявки. Кто прав в данной ситуации?
Ответ к задаче 10.
Перевозчик несёт ответственность за невыполнение принятой заявки в виде штрафа. (Устав ж/д транспорта РФ ст.94).
Тема 6. Продажа товаров. Закон РФ «О защите прав потребителей». «Правила продажи отдельных видов товаров».
Постановление № 55 от 19.01.98.
Задача 11
В хлебном магазине покупатель попросит половинку хлеба массой 0,8 кг без упаковки, но разрезанного на две части хлеба не было. Тогда покупатель попросил продавца отрезать хлеб. Продавец в просьбе отказал, сказав, что хлеб вообще не разрезают. Прав ли продавец?
Ответ к задаче 11
В данной ситуации продавец не прав. Хлеб массой 0,8 кг и более и без упаковки изготовителя может разрезаться на 2 или 4 равные части (Постановление № 55, 37).
Задача 12
В торговом зале магазина самообслуживания при закрытии его на обеденный перерыв находилось несколько покупателей, которые ещё не сделали покупки. Продавцы попросили их выйти из магазина и отказали в обслуживании, сказав, что они имеют на это полное право, т.к. у них начался обед. Правильно ли поступили продавцы данного магазина?
Ответ к задаче 12
Продавцы данного магазина поступили неправильно. В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале.
Задача 13
Покупательнице в магазине «Одежда» понравилась юбка. Однако у неё с собой не было достаточного количества денег. Тогда она попросила продавца отложить эту юбку, но это был последний экземпляр из партии. Продавец отказал в просьбе покупательнице, сказав, что он не обязан это делать. Прав ли продавец в данной ситуации?
Ответ к задаче 13
В данной ситуации продавец был не прав. Неоплаченный товар может храниться на контроле, но не более одного часа.
Задача 14
Покупатель приобрёл в магазине двухкамерный холодильник. Так как у него не было возможности вывезти его в день покупки, то он решил оставить его до следующего дня. Имеет ли покупатель на это право?
Ответ к задаче 14
Покупатель может оставить на хранение оплаченный крупногабаритный и тяжеловесный товар на срок не более суток.
Задача 15
Покупатель приобрел в магазине видеомагнитофон. Дома он обнаружил, что у видеомагнитофона не работает запись. Имеет ли покупатель право на замену видеомагнитофона на другой этой же марки?
Ответ к задаче 15
Покупатель имеет на это полное право (Закон РФ «О защите прав потребителей», ст.18).
Тема 7. Приёмка товаров по количеству и качеству. Инструкция об особенностях приёмки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании. Инструкция о порядке приемке продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15 июня 1965г. № П-6, (с дополнениями и изменениями). Инструкция о порядке приёмки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утверждена постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25 апреля 1966г. № П-7 (с изменениями и дополнениями).
Задача 16
В магазин поступило 50 мешков сахарного песка из г. Брянска. При приемке товара по количеству была обнаружена недостача. При взвешивании мешков выявили, что в 25 мешках не хватает по 600 грамм продукта. Действия материально-ответственного лица?
Ответ к задаче 16
Приёмка приостанавливается, товар размещается на хранение отдельно от других однородных товаров и вызывается представитель поставщика для составления двустороннего акта. Приёмка должна быть произведена в течение 10 дней (Инструкция П-6 п\п. 9, 16, 17).
Задача 17
В магазин «Юность» поступила партия женских халатов со швейной фабрики. При приёмке нескольких изделий обнаружили дефект в виде неровной строчки. Приёмку приостановили и вызвали представителя поставщика. Представитель поставщика не явился в указанные сроки. Поясните дальнейшие действия заведующего отделом.
Ответ к задаче 17
Если представитель не явился, вызывается представитель из инспекции по качеству или бюро товарных экспертиз или торгово-промышленной палаты для участия в приёмке и составляется акт о скрытых недостатках и на швейную фабрику направляется претензия о несоответствии качества товаров (Инструкция П-7 п/п. 9, 20, 40).
Задача 18
С ОАО «Казанский молочный комбинат» в магазин поступило 20 ящиков молока по 14 штук в каждом, и 2 ящика кефира по 24 штуки. Заведующая отделом пересчитала товар выборочно и отметила в сопроводительных документах поставщика, что магазин принял товар. При пересчете на рабочем месте продавец выявила недостачу кефира в количестве 2 штук. Кто должен возместить недостачу?
Ответ к задаче 18
Так как товар штучный и поступает в открытой таре, заведующая отделом допустила ошибку при приёмке товара по количеству, она должна возместить ущерб магазину (Инструкция П-6 п.6).
Задача 19
Должностное лицо, осуществляющее контроль, попросило продавца винного отдела предъявить лицензию на право торговли алкогольными напитками. Продавец ответил, что не знает есть ли у предприятия лицензия. Знает ли продавец винного отдела свои обязанности? Прокомментируйте адресность обращения контролера к продавцу.
Ответ к задаче 19
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляется на основании лицензии. Продавец обязан это знать.
Задача 20
В магазин поступили напитки:
Минеральная вода «Царская» 1,5л – 8шт. Минеральная вода «Меркурий» 1,5л - 6шт. Минеральная вода «Боржоми» 1л – 12 шт. Во время приёмки фактическое количество соответствовало данным, указанным в товарно-транспортной накладной. Минеральная вода «Боржоми» и «Меркурий» ранее уже поступали в магазин и на них имеются сертификаты соответствия на серийное производство. На минеральную воду «Царская» представитель поставщика пообещал привезти сертификат соответствия на следующий день. Заведующим отделом был принят товар. Правильно ли она поступила?
Ответ к задаче 20
На каждый новый вид товара должен быть приложен сертификат соответствия. Без этого документа заведующая отделом не имела права принимать товар.
Тема 8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ( в редакции Федеральных законов от 25.07.2002г. №112-ФЗ, от 30.10.2002г. №130-ФЗ, от 31.10.2002г. №133-ФЗ, от 31.12.2002г. №187-ФЗ, от 30.06.2003г. № 86-ФЗ, от 04.07.2003г. №94-ФЗ, от 04.07.2003г. №103-ФЗ). ГЛАВА 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Задача 21
В магазине «Вавилон» контролирующий орган обнаружил, что колбаса варенная в/с «Любительская» и мясные консервы для детского питания находятся в реализации с завышением установленных надбавок (наценок) к оптовым ценам поставщика. Каковы действия контролирующего органа?
Ответ к задаче 21
Контролирующий орган имеет право наложить административный штраф, за завышение надбавок к ценам, на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ (ст.14.6).
Задача 22
В магазине «Алсу» при контрольной покупке масла сливочного «Крестьянского» органы внутренних дел обнаружил обсчет покупателя (потребителя) на 1руб 50коп. на продавца наложен штраф в размере десяти МРОТ. Правомочны ли действия органов внутренних дел? Могут ли быть предъявлены к магазину штрафные санкции?
Ответ к задаче 22
Правомочны (ст.14.7.). Наложить штраф за обсчет в размере от 5 до 10 МРОТ.
Задача 23
Продавец киоска продал потребителю шампунь «Крапива» без применения контроль-кассовой машины. Какое нарушение допустил продавец при обслуживании потребителя? Какова при этом ответственность продавца? Ответ обоснуйте. Можно ли за это нарушение оштрафовать магазин и его директора?
Ответ к задаче 23
Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на продавца в размере от 15 до 20 МРОТ (ст.14.5). Директор магазина может быть оштрафован, если он дал указание на работу без ККМ.
Задача 24
Должностные лица Роспотребнадзора выявили продажу алкогольных напитков в магазине без сертификата соответствия. Какие нарушения допустили работники магазина при реализации алкогольных напитков? Какой вид ответственности работников возникает при этом? Должны ли наложить контролирующие работники штраф на магазин?
Ответ к задаче 24
Продажа товаров без сертификата соответствия (декларации о соответствии) влечет наложение штрафа на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой (ст.14.4).