Геометрические параметры автомобильных дорог различных категорий
Категория дороги | Значения параметров определения фактической категории дороги | |||
Ширина проезжей части, м | Максимальный продольный уклон, % | Минимальный радиус кривых в плане, м | Ширина основной укрепленной поверхности, м | |
Iа | >7,5 | >9,0 | ||
Iб | >7,5 | >9,0 | ||
II | >7,4 | >9,0 | ||
III | 6,9-7,4 | 8,1-9,0 | ||
IV | 5,8-6,8 | 7,0-8,0 | ||
V | до 4,8 | до 5,6 |
Общая протяженность участков дороги со значениями показателей указанных в таблице 2.3. должна составлять не менее 90% всей протяженности дороги.
Решение о реконструкции дороги должно приниматься в первую очередь на основе результатов диагностики и оценки фактического состояния дороги.
Однако все большее значение в современных условиях приобретает «моральное» старение дороги. Понятие морального старения определяется такими категориями, как общественное мнение потребителя и естественно зависит от нескольких групп потребителей:
¨ Население, проживающее на прилегающей к дороге территории (1 группа потребителей),
¨ Население, проезжающее по дороге (2 группа).
¨ Организации (предприятия), использующие дороги в своих целях (3 группа),
¨ Дорожные организации (4 группа),
¨ Частные владельцы дорог, в том числе платных (5 группа),
¨ Государство, владеющее землей, по которой проходит дорога, что часто определяет его как владельца дороги (6 группа),
¨ Сообщества государств, использующие дорогу, как транзитный транспортный коридор (7 группа).
Каждая из этих групп имеет собственные интересы, которые часто могут противоречить друг другу.
Главные интересы потребителей первой группы: обеспечение достойного уровня жизни (работа, часто связанная с дорогой, экологические условия проживания и т. д.)
Для второй группы – безопасность и комфорт движения, возможность удовлетворения естественных потребностей людей и транспортных средств во время движения.
Для третьей группы – минимизация затрат на ремонт и содержание автомобилем с обеспечением максимального дохода.
Для дорожников важно иметь постоянную работу на данной дороге.
Для пятой группы – максимизация дохода за счет увеличения количества и качества услуг.
Государство (владелец) заинтересовано в повышении сбора налогов (прибыли).
Сообщества государств заинтересованы в обеспечении безопасности и комфорта движения транзитных транспортных средств с товарами по «транзитным коридорам».
Учет индивидуальных соотношений потребительских свойств (технических и моральных) с интенсивностью и составом движения и местными, в том числе с социальными условиями, позволит более точно определить срок реконструкции.
Такой подход к определению вида и сроков реконструкции будет иметь обоснованный надежный долговременный характер, так как будут учитываться все свойства автомобильной дороги как динамично развивающейся системы в процессе ее существования.
Разработка проектной документации в виде «Инженерного проекта» и «Рабочей документации» осуществляется, как правило, на основе одобренных «Обоснований инвестиций». Для несложных объектов без изменения плана и продольного профиля существующей дороги, а также при ликвидации разрушений вызванных стихийными бедствиями допускается разработка проекта на основе выводов «Программы развития дорог» по решению заказчика в соответствие с заключением государственной экспертизы.
Банк исходной информации для выявления участков реконструкции составляют по данным из «Программы развития дорог» и результатам диагностики и оценки состояния автомобильной дороги (ОДН 218.0.006-2002г.).
Сравнением фактических транспортно-эксплуатационных показателей с нормативными требованиями к дороге конкретной категории (Табл.2.2.) определяется необходимость проведения реконструкции.
Очередность и вид реконструкции в зависимости от состояния дороги приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4.