Геометрические параметры автомобильных дорог различных категорий

Категория дороги Значения параметров определения фактической категории дороги
Ширина проезжей части, м Максимальный продольный уклон, % Минимальный радиус кривых в плане, м Ширина основной укрепленной поверхности, м
>7,5 >9,0
>7,5 >9,0
II >7,4 >9,0
III 6,9-7,4 8,1-9,0
IV 5,8-6,8 7,0-8,0
V до 4,8 до 5,6

Общая протяженность участков дороги со значениями показателей указанных в таблице 2.3. должна составлять не менее 90% всей протяженности дороги.

Решение о реконструкции дороги должно приниматься в первую очередь на основе результатов диагностики и оценки фактического состояния дороги.

Однако все большее значение в современных условиях приобретает «моральное» старение дороги. Понятие морального старения определяется такими категориями, как общественное мнение потребителя и естественно зависит от нескольких групп потребителей:

¨ Население, проживающее на прилегающей к дороге территории (1 группа потребителей),

¨ Население, проезжающее по дороге (2 группа).

¨ Организации (предприятия), использующие дороги в своих целях (3 группа),

¨ Дорожные организации (4 группа),

¨ Частные владельцы дорог, в том числе платных (5 группа),

¨ Государство, владеющее землей, по которой проходит дорога, что часто определяет его как владельца дороги (6 группа),

¨ Сообщества государств, использующие дорогу, как транзитный транспортный коридор (7 группа).

Каждая из этих групп имеет собственные интересы, которые часто могут противоречить друг другу.

Главные интересы потребителей первой группы: обеспечение достойного уровня жизни (работа, часто связанная с дорогой, экологические условия проживания и т. д.)

Для второй группы – безопасность и комфорт движения, возможность удовлетворения естественных потребностей людей и транспортных средств во время движения.

Для третьей группы – минимизация затрат на ремонт и содержание автомобилем с обеспечением максимального дохода.

Для дорожников важно иметь постоянную работу на данной дороге.

Для пятой группы – максимизация дохода за счет увеличения количества и качества услуг.

Государство (владелец) заинтересовано в повышении сбора налогов (прибыли).

Сообщества государств заинтересованы в обеспечении безопасности и комфорта движения транзитных транспортных средств с товарами по «транзитным коридорам».

Учет индивидуальных соотношений потребительских свойств (технических и моральных) с интенсивностью и составом движения и местными, в том числе с социальными условиями, позволит более точно определить срок реконструкции.

Такой подход к определению вида и сроков реконструкции будет иметь обоснованный надежный долговременный характер, так как будут учитываться все свойства автомобильной дороги как динамично развивающейся системы в процессе ее существования.

Разработка проектной документации в виде «Инженерного проекта» и «Рабочей документации» осуществляется, как правило, на основе одобренных «Обоснований инвестиций». Для несложных объектов без изменения плана и продольного профиля существующей дороги, а также при ликвидации разрушений вызванных стихийными бедствиями допускается разработка проекта на основе выводов «Программы развития дорог» по решению заказчика в соответствие с заключением государственной экспертизы.

Банк исходной информации для выявления участков реконструкции составляют по данным из «Программы развития дорог» и результатам диагностики и оценки состояния автомобильной дороги (ОДН 218.0.006-2002г.).

Сравнением фактических транспортно-эксплуатационных показателей с нормативными требованиями к дороге конкретной категории (Табл.2.2.) определяется необходимость проведения реконструкции.

Очередность и вид реконструкции в зависимости от состояния дороги приведены в таблице 2.4.

Таблица 2.4.

Наши рекомендации