Нормы и правила письменной речи называются орфографией
Дидактический материал
По русскому языку
Для начальной школы
Составитель: Созонова И.М., учитель начальных классов
Пособие составлено в соответствии с программой по русскому языку для учащихся начальной школы. Пособие содержит задания для отработки правописания по основным темам русского языка в начальной школе. Очень надеюсь, что мой труд будет интересен коллегам, маленьким школьникам, а также их родителям.
Содержание
І. Введение…………………………………………………………………5
ІІ. Фонетика
1. Звуки и буквы……………………………………………………....7
2. Слог. Перенос слова………………………………………………13
3. Ударение…………………………………………………………...15
ІІІ. Орфография
1. Мягкий знак………………………………………………………..18
2. Мягкий знак – показатель мягкости……………………………...19
3. Разделительный мягкий знак……………………………………..21
4. Мягкий знак на конце слов после шипящих………………….…24
5. Разделительный твёрдый знак……………………………….…...27
6. Гласные после шипящих и буквы ц……………………………...29
7. Сочетания ЧК – ЧН, НЧ, РЩ, ЧТ, ЩН и НЩ…………………...34
8. Безударные гласные……………………………………………….35
9. Непроверяемые безударные гласные…………………………….40
10. Парные звонкие и глухие согласные……………………………..43
11. Непроизносимые согласные………………………………………50
12. Удвоенные согласные……………………………………………..55
ІV. Литература……………………………………………………………58
Введение
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знания родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, и изучение её требует большого труда. Воспитать любовь к русскому языку – значит, воспитать интерес. Доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, нередко становятся лишь пустым грузом.
Одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе – формирование орфографической грамотности учащихся. Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступеньках обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку. Значит задача учителя начальных классов – формирование орфографической зоркости учащихся. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабая сформированность орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок.
В начальных классах прослеживается три линии овладения правописанием: 1. Обучение правописанию на основе правильного соотнесения звука (фонемы) и буквы, с учётом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся.
2. Обучение правописанию на основе запоминания буквенного состава слов, их морфемного состава, использования словарей, активации словаря, то есть использования слов в собственных записанных текстах.
3. Обучение правописанию на основе проверки орфограмм с применением правил, то есть путём решения грамматико-орфографических задач.
Все эти три линии в начальных классах развиваются параллельно, однако третье направление, по мере накопления знаний у учащихся по грамматике, постоянно расширяется. В решении орфографических задач осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, словообразования, грамматики, лексика.
В начальных классах закладываются основы грамотного письма, в первую очередь школа должна обучить детей письму. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв и их начертания, т.е. алфавита и каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи, т.е. усвоение графики. В-третьих, усвоение собственно орфографии – правил, их системы, проверки орфограмм с помощью правил и другими способами.
Орфография определяется как совокупность правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где предполагаемы личные написания. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
В пособии я постаралась собрать разного вида упражнения для отработки навыков правописания по основным темам русского языка в начальной школе. Надеюсь, что мой труд будет интересен учителям, и они его будут использовать в своей работе.
Фонетика
Звуки и буквы
1. Сколько в русском алфавите букв?
2. Сколько в русском алфавите звуков?
3. Запишите гласные буквы_____________________________________.
4. Назовите гласные звуки.
5. Запишите согласные буквы:
звонкие____________________________________________________,
глухие_____________________________________________________.
6. Запишите парные согласные буквы_____________________________.
7. Какие согласные звуки всегда мягкие? Запишите__________________.
8. Какие согласные звуки всегда твёрдые? Запишите_________________.
9. Какие буквы не обозначают звуков? Напишите.___________________.
10. Из ряда букв выпишите гласные буквы: м, ы, у, ф, о, э.
11. Допишите недостающие гласные буквы: о, ы, и, …,…,… .
12. Допишите гласную букву, чтобы получилось слово.
Д…м (у, о, ы, е), п…л (у, а, и, е, о), м…л (е, ы, а, и),
с…н (о, а, ы, у, и), л…н (у, о, ё).
13. Подчеркните в словах букву, которая на письме обозначает мягкость
предшествующего согласного: Петя, Люба, семя, букварь, крючки, пряник.
14. Подчеркни гласную букву в словах: бревно, глаза, нож, звезда, колено,
стрела.
15. Одинаковы ли гласные звуки в словах
малина и машина
носик и ножик
микадо и цикадо?
16. Повторяются ли одинаковые гласные звуки в каждом слове:
топор, теперь, берег?
17. Назовите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, баюшки-баю.
18. После каких букв не пишется буква:
я (__,__), ю (__,__), ы (__,__).
19. В каком слове гласных звуков больше, чем согласных?
Миша, пень, Яша, имя, Зина, Оля, юла, конь, яма, день, Аня, Лена.
20. Найдите слово, где нет звука[о].
Завод, полёт, вода, весло.
21. Измените порядок букв и узнайте слова.
А р а м, а ж а б, л ё а к, н г м о, а ч ы с, с м о т ы, у г р ш а,
н ы б т и, о н е т, к и ж ё, ш ё р.
22. Спишите слова. Подчеркните букву, которая их различает
козы – косы, лиса – леса, лук – луг.
23.В каком слове букв больше, чем звуков?
а) чашка, пять, Юля, чайка
б) альбатрос, стол, ярмарка, язва.
24. В каком слове звуков больше, чем букв?
Юра, Ольга, Илья, яблоко, юбка, кольцо, ёлочка, Юлия, эхо, звёзды,
юрта, ель, январь, молоко, язык, этаж, день, юный, морковь, слон.
25. Запишите слова, в которых:
а) все буквы соответствуют звукам
б) одна буква не соответствует звуку
в) начальный звук гласный (ударный, безударный)
г) начальный звук согласный (звонкий твёрдый, звонкий мягкий,
глухой твёрдый, глухой мягкий)
26. Запишите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа
налево.
27. Подчеркните согласные буквы, которые обозначают мягкие
согласные звуки.
Лёва, Нюра, ключи, тетрадь, ребята, вещи, утята.
28. Подчеркните согласные буквы, которые обозначают мягкие
согласные звуки с помощью гласных.
Дима, шить, пальто, шмель, щука, льдина, горький.
29. Подчеркните согласные буквы.
Стройка, эхо, лейка, экран, урожай, ручей, змей, край.
30. Замените первую букву другой, чтобы получилось новое слово
Точка, тень, соль, речь, сок, бак.
31. Добавьте согласную букву, чтобы получилось слово.
Ды…, сы…, ко…, ма…, лу…, ле…, ра…; …вери, …раски, …лива,
…лава, …рошь.
32. Напишите по одному слову на каждую букву алфавита (буквы ъ, ь, ы
могут быть в середине или в конце слова).
33. Исключите из слова по одному звуку, чтобы образовалось новое
слово: крот, плуг, уголь, мрак, склад, гроза, лампа, шарф, корка.
34. Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово:
точка, каска, лень, пол, стол, лещ, вол утка, дочка, оса.
35. Замените в словах один согласный звук, чтобы образовалось новое
слово: галка, колено, колос, блин, цвет, дуб, игра, ложь, вера, осёл.
36. «Составь букет». Выберите цветы, в названиях которых есть мягкие
согласные: роза, люпин, астра, василёк, пион, мак, гвоздика, нарцисс,
георгин, тюльпан, гладиолус.
37. Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке?
Летели лебеди с лебедятами.
38. Назови слова, в которых все согласные твёрдые (мягкие).
39. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) коньки, лейки, чижики, щука;
б) чайки, чулки, решили, зверьки;
в) речка, окунь, шинель, щука;
г) печать, печка, якорь, житель;
д) сентябрь, сеять, русский, яркий;
е) шина, щавель, чудо, школа;
ё) жираф, пищать, уши, житель;
ж) человек, ряд, Люся, росток.
40. В каком слове нет мягких согласных звуков?
Майка, чашка, машина, цветок.
41. В каком слове только твёрдые согласные звуки?
а) пение, прямо, вагон, колесо;
б) Лида, добыча, облака, щавель;
в) Жир, мячик, стучу, петь.
42. В каком слове согласных звуков больше?
Край, дом, пол, окно.
43. В каких словах все согласные звуки твёрдые?
Удочка, цветы, майка, ландыши, точка, зайка, машина, полёт.
44. Выпишите слова с твёрдым согласным на конце в один столбик, а
слова с мягким согласным на конце – в другой.
Гусь, зерно, дом, салют, олень, середина, гвоздь, няня, день, знамя, стели.
45. Укажи слово, которое оканчивается на звонкий согласный звук:
сапог, рассказ, стол, город.
46. Укажите слово, в котором все согласные звуки звонкие:
а) галка, ворона, муха, синица;
б) радио, белка, репей, шмель;
в) хлеб, зуб, суп, сугроб.
47. Подчеркни в словах звонкий согласный.
Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море,
суббота, лето, лепка.
48. Подчеркните в словах глухие согласные.
Сирень, топор, метель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.
49. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) краски, кисточка, пластилин, тетрадь;
б) пальто, костюм, сарафан, кофта;
в) копыто, подкова, лошадь, конюх;
г) гроза, обход, сосна, стол;
д) скрипка, ложка, город, пакет.
50. Укажите слово, которое оканчивается на глухой согласный звук.
Сон, водопад, прилетел, трактор.
51. Определите сколько букв и звуков в каждом слове.
Яблоко, съехал, океаны, окунь, рябина, дальняя, ночью, угольки.
52. Подчеркните в словах согласную, произношение которой
расходится с написанием.
Флаг, отряд, холодок, дом, линейка, лёд, мел, пожар, мороз, цветок,
столб, стакан, книжка.
Загадки звуков
· пальма или сосна
На каком дереве растут кокосы? В названии дерева звуков меньше, чем букв.
· клёст или снегирь
У каких птиц птенцы появляются зимой? В слове-отгадке количество звуков и букв одинаково.
· четыре или семь
Сколько лет было Мальчику с пальчик? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.
· алмаз или змея
Что выпадало изо рта лентяйки каждый раз, когда она говорила? В слове-отгадке звуков больше, чем букв.
· Илья Муромец или Алёша Попович
Кто из русских богатырей победил Соловья-разбойника? В имени героя есть гласная буква, которая обозначает два звука.
· Алёша Попович или Добрыня Никитич
Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
· Иртыш или Обь
На какой реке стоит город Новосибирск? В названии реки есть буква, которая не обозначает звука.
· север или юг
Внутри компаса есть магнитная стрелка – сине-красного цвета. Куда показывает красный конец стрелки: на север или на юг? В слове-отгадке есть буква, которая обозначает два звука.
· сосна или ель
У какого дерева иголки короче? В слове-отгадке есть буква, которая не обозначает звука, но указывает на мягкость согласного, стоящего впереди.
· апельсины или мандарины
Какие фрукты лежали в ящике вместе с Чебурашкой? В слове-отгадке букв больше, чем звуков.
· твист или вальс
Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного звука, стоящего впереди.
· Пулька или Пончик
Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему на обед варили суп из конфет и кашу из мармелада? В имени коротышки букв больше, чем звуков
· астра или роза
Какой цветок полюбил Маленький принц из сказки А.де Сент-Экзюпери? В названии цветка все согласные звуки звонкие.
· Буфф или Пуфф
Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала сто лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собачки все согласные звуки глухие.
· синьор ПОМИДОР, принц ЛИМОН или барон АПЕЛЬСИН
Кто из них посадил в тюрьму старого Чиполлоне? В имени злодея все согласные звонкие.
· Кролик или Пятачок
Кто из них гадал на ромашке: «любит – не любит, плюнет, поцелует»? В имени-отгадке все согласные звуки глухие.
· Кролик или Сова
Кто из героев сказки А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» умел правильно писать трудное слово СУББОТА? В имени-отгадке все согласные звуки твёрдые.
· мама, папа или бабушка
Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлёпнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.
· кофе или молоко
Что любили пить Чебурашка и крокодил Гена? В слове-отгадке все согласные звуки глухие.
· Бобик или Тобик
Как звали маленькую собачку, ставшую другом Большого-пребольшого льва Чандра? В кличке собаки первый согласный звук глухой.
· Наташка, Лариска или Маринка
Как звали крысу старухи Шапокляк? В отгадке количество звонких и глухих согласных звуков одинаковое.
· «Мурзилка» или «Трамвай»
Какой журнал выписал для себя мальчик дядя Фёдор из деревни Простоквашино? В названии журнала первый согласный звук звонкий.
· Тельняшкин или Матроскин
Какая морская фамилия была у кота из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»? В отгадке первый согласный звук твёрдый.
· Барсик, Пушок или Оболтус
Так звали кота Матроскина разные хозяева. В какой кличке нет ни одного звонкого согласного звука?
· Пулька или Булька
Какое из слов – имя охотника из книги Н.Носова о приключениях Незнайки? В имени охотника первый согласный звук глухой. Какое слово-кличка маленькой собаки охотника? В кличке первый согласный звук звонкий.
· гуси или утки
Барон Мюнхгаузен одним выстрелом из ружья убил сразу 10 птиц. Что это были за птицы? В слове-отгадке нет звонких согласных звуков.
· Луна или Марс
«Самый правдивый человек на земле» - барон Мюнхаузен – рассказывал о планете, на которой он побывал. Мухи там величиною с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета? В слове-отгадке нет глухих согласных звуков.
· палатка или шалаш
Какое первое жилище соорудил себе на необитаемом острове моряк Робинзон Крузо? В слове-отгадке нет одинаковых согласных звуков
· дуб или клён
На каком дереве растут жёлуди? Слово-отгадка заканчивается глухим согласным звуком.
· акула или щука
Кто из них живёт в реке? В отгадке все согласные звуки глухие.
· налим или сом
У какой из рыб нет чешуи? В отгадке все согласные звуки звонкие.
· галка или ворона
Кто из птиц больше? В отгадке все согласные звуки звонкие и твёрдые.
Слог. Перенос слов.
1. Спиши слова. Укажи цифрой количество слогов.
Лиса, волк, белка, малина, вишня, сорока, синица, гусь, осень, работница.
2. Спишите. Подчеркните трёхсложные слова.
На землю падают пушистые снежинки.
3. Составь из слогов слова.
а) бул ва бел ры боб ба бук как ка бан ра ран Ки
б) Чем торгует продавец?
Зе фрук сли кон фини ваф фир ли ты ки вы феты
4. Составьте из слов поговорку.
март ап гро рель зой май во тра дой вой
5. Какой слог потерялся?
-жик, - зина, - тик, -пус, -мушка;
-тина, -тонка, -та, - манн, -тошка.
6. Спишите слова, разделяя их чёрточками на слоги, потом -для
переноса.
Капуста, огурцы, яблоки, ребята, Ася, пою, гуляю, орех, осенний,
читатель, учитель.
7. Какое имя можно перенести: Пётр, Игорь, Илья, Павел.
8. Подчеркни слова, которые нельзя перенести:
а) тарелка, нож, бочка, ведро;
б) указ, кружка, ямка, ветерок;
в) Ольга, Инна, Юлия, Лидия;
г) чайка, мальчик, лес, классный.
9. Придумайте и запишите слова, которые не переносятся.
10. Какое слово имеет один вариант переноса:
а) яблоня, юноша, маленький, василёк;
б) задача, тетрадка, учитель, экзамен;
в) стадион, однажды, пятница, умная;
г) огурец, яблоко, помидор, черешня.
11. Подчеркните слова, которые имеют два варианта переноса:
слива, пороша, одежда, шалаш, посевы, ученик, ромашка, новая,
увидел, дорожка.
12. В каком слове, верно, разделили для переноса?
а) объ-яс-не-ни-е в) об-ъяс-не-ние
б) объ-яс-не-ние г) объ –ясн-ение
13. У какого слова указан верный перенос?
а) гру-ппа, ле-йка, ин-дюк, пал-ьто;
б) копе-йка, пи-рог, хо-ккей, кон-ки;
в) па-ук, ка-сса, скам-ейка, до-ждь.
14. Укажите все возможные варианты переноса в словах:
Санитар, обеденный. Ярмарка, холодильник, цветочек.
Загадки слогов
· Гадюка или уж
Какая из змей неядовитая? В слове- отгадке один слог.
· Пьеро или Буратино
Кто из них залез в вазу с вареньем прямо пальцами. В слове – отгадке четыре слога.
· Гусли или балалайка
Какой из этих музыкальных инструментов люди придумали раньше? В слове – отгадке два слога.
· Черёмуха или каштан
Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них прописал Вишенке вместо лекарства игры с друзьями? В имени доктора два слога.
· Тыква, Виноградинка или Вишенка
Кто из них освободил Чиполлино из тюрьмы, открыв дверь в тёмное подземелье? В имени освободителя три слога.
· Токио или Лондон
Какой город является столицей Японии? В названии города три слога.
Ударение
1. Поставь знак ударения, подчеркни безударные слоги.
Дрозды, луга, гаражи, шалаши, холодный, день, сорняк, садовник.
2. Поставь знак ударения, подчеркни ударные слоги в словах.
Тетрадь, море, линейка, город, перо, денёк, шарф, сахар, глаз, груша, печать, чудак, ширина, тысяча, щучка, пальто, площадь, девочка, чувство, завод
3. Поставь знак ударения в словах: мальчик, щука, столы, Иван, ели, сосны, слово, звонит, луг, осень, Костя, шина, карандаш, майка, козочка, ковёр, двойка, крыльцо, творог, алфавит, атлас.
4. В каком слове ударный первый слог?
а) столяр, свекла, щавель, шофер;
б) посуда, волосы, бирюза, говядина.
5. В каком слове ударный второй слог?
а) позвонит, повторит, красивее, алфавит;
б) помидор, трость, салат, сахар;
в) футболист, коньки, власть, осень;
г) километр, сторожит, хороший, документ.
6. В каком слове ударный третий слог?
а) растение, спасибо, красивее, яркий;
б) раковина, рукавица, околица, карикатура.
7. В каком слове только второй слог может быть ударным?
а) плачу, мою, замок, пляшу;
б) пропасть, село, орган, лицо.
8. Значение, какого слова изменится при переносе ударения на другой
слог?
а) валенок, замок, сынок, промок;
б) снежки, деньки, кружки, флажки.
9. Спиши слова: в первый столбик с ударением на первый слог, во второй
– на третий слог.
Море, часовщик, снег, горка, тёплые, белоствольные, вечер, середина,
Пробирается, коньки, Маршак, незабудка.
10. Поставьте знак ударения в словах. Попробуйте поменять знак
ударения на другой слог. Прочитай слова парами. Изменился ли смысл
слова?
хлопок - потом - трусить –
полки - сушу - крою –
пропасть - замок - стрелки –
стоит - поры - мука –
мелки - дорога - заплачу –
атлас - кружки - раздели -
11. Найди в каждой строке лишнее слово:
Мальвина, Шушара, Тортила;
Карабас, Дуремар, Джузеппе.
Загадки ударения
· Барсук или белка
Кто из них зимой впадает в спячку? В отгадке ударный слог – второй.
· Вишня или черешня
Барон Мюнхгаузен встретил на охоте оленя, на голове которого росло высокое стройное дерево. Что это за дерево? В слове – отгадке второй слог безударный.
· Топорик или ножик
Что Барон Мюнхгаузен нечаянно закинул на Луну? В отгадке второй слог ударный.
· Восемь или двенадцать
Сколько ног было у зайца, которого Барон Мюнхгаузен подстрелил на третий день погони? В отгадке второй слог безударный.
ОРФОГРАФИЯ
Нормы и правила письменной речи называются орфографией
Вам придётся подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.
Сначала постарайтесь запомнить такие правила орфографии: