Таможенные органы Российской Федерации 1 страница
Таможенные органы РФ составляют единую систему с так называемым вертикальным подчинением (п. 1 ст. 401 ТК).
Как центральный аппарат системы таможенных органов, так и сама система в целом имеют название Федеральной таможенной службы, или сокращенно ФТС, России.
Руководство ФТС России осуществляет Правительство РФ.
ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ:
- функции но выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела;
- функции по контролю и надзору в области таможенного дела;
- функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Нижестоящими по отношению к ФТС России органами являются региональные таможенные управления, а также таможни центрального подчинения.
По видам решаемых задач все региональные таможенные управления могут быть разделены на несколько групп:
- территориальные или общие региональные таможенные управления;
- специализированные региональные таможенные управления.
Территориальные региональные таможенные управления созданы в соответствии с границами федеральных округов (см. Указ Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»):
- Дальневосточное таможенное управление;
- Приволжское таможенное управление;
- Северо-Западное таможенное управление;
- Сибирское таможенное управление;
1 Например, Центральная акцизная таможня, Центральная энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня, Внуковская таможня, Центральная базовая таможня, Центральная таможня (кинологический центр ФТС России).
- Уральское таможенное управление;
- Центральное таможенное управление;
- Южное таможенное управление;
- Северо-Кавказское таможенное управление (см. приказ ФТС России от 07.07.2010 № 1275).
Специализированные региональные таможенные управления призваны способствовать нормальной работе всей системы таможенных органов по отдельным направлениям выполняемых функций (правоохранительной, контрольной и т.д.). Так, например, специализированными региональными таможенными управлениями являются:
- Региональное оперативно-поисковое управление;
- Региональное таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;
- Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление;
- Региональное таможенное управление организации силового обеспечения.
Таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные операции, связанные с выпуском товаров, представлены таможенными постами1. Другими словами, таможенные посты наделены полномочиями по приему и проверке таможенных деклараций (см. приказ ФТС России от 15.06.2010 № 1133 «О таможенных органах, правомочных принимать таможенные декларации»).
ФТС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
- определять регион деятельности таможенных органов;
- утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
По разнообразию решаемых задач таможенные органы во многом уникальны. Данная уникальность заключается в том, что, осуществляя таможенное дело, таможенные органы одновременно являются органами государственном! таможенного контроля, а также обладают полномочиями по осуществлению валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1 В соответствии с п. 3 ст. 402 ТК таможенные посты, будучи таможенными органами, могут не обладать статусом юридического лица.
Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В связи с этим следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций. Например, при проведении таможенного контроля, совершении таможенных операций, связанных с выпуском товаров или при взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются таможенным законодательством.
В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных отношений, которые регулируются уже не таможенным законодательством, а УПК.
Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они, соответственно, выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности ГК.
В приведенных примерах меняется и статус лиц, с которыми таможенные органы вступают в различные правоотношения. Так, участниками таможенных правоотношений выступают лица, перемещающие через границу товары и транспортные средства, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Участниками уголовно-процессуальных отношений – подозреваемый, обвиняемый, свидетель и т.д. Участником отношений по хранению на таможенных складах товаров – поклажедатель.
Все направления деятельности таможенных органов обозначены в ТК в виде отдельных функций (ст. 403 ТК) и правомочий (ст. 408 ТК). Вместе с тем внимательное изучение, например, функций таможенных органов позволяет прийти к выводу, что законодателю не удалось избежать некоторых дублирований. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 403 ТК таможенные органы осуществляют таможенный контроль, под которым понимается (согласно подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК) совокупность мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. При этом подп. 3 ст. 403 ТК в качестве самостоятельной и основной функции выделяет «обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу», что, по сути, и является таможенным контролем. Таможенным контролем также является и контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК). Кроме того, ст. 403 ТК не упоминает о некоторых не менее важных функциях таможенных органов, таких, например, как административно-юрисдикционное производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц (гл. 7 ТК).
Для целей рассмотрения функций и правомочий таможенных органов представляется возможным сформулировать их в несколько ином виде, предварительно объединив в самостоятельные направления осуществляемой таможенными органами деятельности (административная, уголовно-процессуаль-ная, оперативно-розыскная, научно-исследовательская и образовательная деятельность).
Административная деятельность включает следующие функции:
- контрольную;
- фискальную;
- административно-процессуальную;
- учетно-регистрационную;
- нормотворческую;
- информационно-консультативную, включая принятие предварительных решений;
- хозяйственную.
Каждая из выделенных функций требует соответствующих пояснений, поскольку предложенные обозначения не лишены некоторой теоретической условности и не раскрывают всего многообразия правомочий таможенных органов.
Проведение таможенного контроля (п. 1 ст. 95 ТК ТС, п. 7 ст. 358 ТК) – проверка законности перемещения через границу товаров и транспортных средств, проверка соблюдения условий пользования и распоряжения товарами, находящимися на таможенной территории под таможенным контролем, а также проверка деятельности в сфере таможенного дела.
Таможенные органы являются агентами валютного контроля (подп. 7 ст. 403 ТК, ч. 3 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам1. Валютный контроль проводится таможенными органами также с целью проверки:
- ввоза в Россию товаров, в отношении которых были перечислены за рубеж денежные средства;
- возврата в Россию средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Россию (не полученные на территории РФ) товары.
Отдельные действия по транспортному контролю проводятся таможенными органами в пунктах пропуска грузовых транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (взвешивание и замер габаритов грузового транспортного средства, считывание государственных регистрационных номеров, проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано грузовое транспортное средство, проверка наличия необходимых документов) (см. постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 481 «Об утверждении Правил осуществления таможенными органами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации отдельных действий по транспортному контролю»)2.
Пункт 5 ст. 94 ТК ТС отдельно выделяет экспортный и радиационный контроль.
1 Обязательная продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ отменена в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 29.03.2006 № 1676-У.
2 Разрешение на проезд транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, по территории РФ, специальное разрешение на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, специальное разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, карточка допуска транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, к международным автомобильным перевозкам.
Фискальная функция заключается во взимании, а в необходимых случаях и принудительном взыскании таможенных платежей (подп. 2 ст. 403 ТК).
Осуществление административно-процессуалъной функции имеет несколько направлений.
1. Привлечение таможенными органами к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения – является одновременно важной составляющей правоохранительной работы таможенных органов.
Основная группа административных правонарушений, за совершение которых таможенные органы вправе привлекать к ответственности, представлена административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16 КоАП).
КоАП предусмотрены несколько форм привлечения к административной ответственности:
- производство по делу об административном правонарушении, включая возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП);
- упрощенная форма назначения административного наказания (ст. 28.6 КоАП) – без составления протокола.
Помимо нарушений таможенных правил существует еще ряд административных правонарушений, производство по которым (в части возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола) отнесено к компетенции таможенных органов. Это нарушения авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 7.12 КоАП), незаконное использование товарного знака (ст. 14.10 КоАП) и др.
Наделение компетенцией составления протоколов по данным правонарушениям, которые не относятся к нарушениям таможенных правил, объясняется задачами и функциями таможенных органов, способных первыми выявлять признаки данных правонарушений и принимать эффективные меры по закреплению доказательственного материала.
Кроме того, привлечение к ответственности за совершение отдельных правонарушений носит одновременно и обеспечительный характер, позволяющий таможенным органам решать возложенные на них задачи (см. ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)», ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного(контроль)», ст. 19.26 «Заведомо ложное заключение эксперта» КоАП).
2. Производство по жалобам на решения, действия (бездействие) таможенных органов, нарушающие права граждан и организаций. Производство по жалобам является альтернативой гражданскому и арбитражному судопроизводству по делам, возникающим из административных (публичных) правоотношений1.
ТК предусмотрено несколько процессуальных форм обжалования:
- общая;
- упрощенная.
Субъектом подачи жалобы может быть любое лицо:
- права, свободы или законные интересы которого нарушены;
- которому созданы препятствия к реализации прав, свобод, законных интересов;
- на которого незаконно возложена какая-либо обязанность.
Предмет обжалования ограничен решениями, действиями или бездействием таможенных органов (их должностных лиц)2. Это означает, что рассмотрение требований о возмещении причиненного таможенным органом вреда выходит за рамки полномочий таможенной службы. Таким образом, если в жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа (должностного лица) содержится одновременно и требование о возмещении ущерба, то следует сразу обращаться в соответствующий суд.
1 Заинтересованное лицо (гражданин или организация) может не только выбрать одну из форм защиты своих прав (административную или судебную), но также вправе одновременно (либо позже) обратиться в соответствующий суд (общей юрисдикции или арбитражный суд) с аналогичными требованиями. В этих случаях заявленные требования подлежат рассмотрению судом, арбитражным судом.
2 В качестве обжалуемых решений могут выступать ненормативные правовые акты таможенных органов, например, отказ во включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела или исключение из таких реестров, отказ в выдаче разрешения на применение таможенной процедуры, отказ в принятии предварительного решения, таможенная декларация с отметкой о запрещении выпуска товаров, требование об уплате таможенных платежей.
К действиям таможенных органов относятся меры (действия), применение которых вызывает возражения со стороны заинтересованных лиц.
Результатом бездействия таможенного органа выступает факт пропуска срока принятия соответствующего решения (например, решения о выдаче разрешения на применение таможенной процедуры переработки) либо неоформление необходимого документа (например, отказ в регистрации таможенной декларации – п. 5 ст. 190 ТК ТС).
Не могут быть также обжалованы в соответствии с рассматриваемым порядком и постановления таможенных органов по делам об административных правонарушениях, поскольку механизм обжалования таких решений установлен КоАП.
Жалоба подается в письменной форме с обязательным соблюдением требований к ее содержанию. Под требованиями к содержанию жалобы понимается совокупность реквизитов, перечисленных в п. 1-2 ст. 50 ТК (наименование таможенного органа, сведения о должностном лице таможенного органа, сведения о лице, подающем жалобу, его подпись и другие реквизиты).
Жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
- со дня, когда лицу стало известно об основаниях обращения в таможенный орган с жалобой;
- со дня истечения срока для принятия таможенным органом предусмотренного ТК решения либо совершения действий.
Если обжалуется решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа, то жалоба подается в вышестоящий таможенный орган.
При обжаловании решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа (не начальника) жалоба подается в таможенный орган, в котором проходит службу данное должностное лицо.
Жалоба на решение, действие (бездействие) ФТС России подается в эту службу.
От имени таможенного органа решение по жалобе принимает начальник этого таможенного органа либо должностное лицо, им уполномоченное, за исключением должностного лица, принявшего обжалуемое решение, совершившее обжалуемое действие (допустившее бездействие) или нижестоящего по отношению к нему должностного лица.
Поданная жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в таможенный орган, правомочный ее рассматривать.
Таможенный орган также вправе отказать в принятии и (или) рассмотрении жалобы при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
-пропущен срок обжалования (при отсутствии заявления лица о его восстановлении либо такое заявление отклонено таможенным органом);
- жалоба не отвечает требованиям к ее форме и содержанию;
- в производстве суда уже имеется тождественная1 жалоба либо по тождественной жалобе принято судебное решение;
предметом обжалования является решение, действие (бездействие) иного (не таможенного) органа либо должностного лица (не таможенного органа)2.
Отсутствие доказательного материала не является основанием для отказа таможенным органом в принятии жалобы.
Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, вправе отозвать эту жалобу до принятия по ней решения.
Подача жалобы может привести к полному либо частичному приостановлению обжалуемого решения (действия). Полное либо частичное приостановление обжалуемого решения (действия) возможно в двух случаях:
1) при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемое решение, действие не соответствуют таможенному законодательству таможенного союза или национальному законодательству;
2) если неприостановление исполнения обжалуемого решения, действия может иметь необратимый характер (например, в случае угрозы причинения имущественного вреда правообладателю в результате приостановления выпуска товаров – ст. 331 ТК ТС).
По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган вправе вынести одно из следующих решений (в письменной форме):
1) признать обжалуемое решение, действие (бездействие) правомерным и отказать в удовлетворении жалобы;
1 В данном контексте под тождественностью следует понимать идентичность лица, подающего жалобу, идентичность требований жалобы, а также идентичность таможенного органа (должностного лица), решение, действие (бездействие) которого обжалуются.
2 Например, решение, действие (бездействие) иного государственного контролирующего органа, влияющее на помещение товаров под избранную таможенную процедуру (п. 2 ст. 174 ТК ТС).
2) признать обжалуемое решение, действие (бездействие) неправомерным и удовлетворить жалобу (полностью или частично):
- отменив полностью или частично обжалуемое решение,
- отменив обжалуемое решение и обязав таможенный орган (должностное лицо) принять новое решение либо самостоятельно принять новое решение в соответствии со своей компетенцией,
- определив меры, которые должны быть приняты (таможенным органом, должностным лицом либо самостоятельно в соответствии со своей компетенцией) в целях устранения допущенных нарушений в случае признания действия (бездействия) неправомерным.
Упрощенный порядок является альтернативой как общей форме обжалования, так и обжалованию в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы в общем порядке.
Предметом обжалования в упрощенной форме являются решения, действия (бездействие) только должностного лица таможни или таможенного поста, и только в связи с ввозом в Российскую Федерацию (вывозом за ее пределы):
- товаров стоимостью не более 1,5 млн. руб.;
- одного транспортного средства;
- товаров стоимостью не более 1,5 млн. руб. и одного транспортного средства.
Обращение в таможенный орган происходит в устной форме.
Жалоба рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.
Решение также выносится в устной форме, а по просьбе лица, обратившегося с жалобой, составляется акт в упрощенном порядке.
Письменная форма акта состоит:
- из вводной части (сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, лице, обратившемся с жалобой);
- описательной части (краткое содержание жалобы);
- резолютивной части (краткое содержание принятого решения). В случае отказа в рассмотрении жалобы в акте указываются причины такого отказа.
Иные аспекты обжалования в упрощенной форме аналогичны общей процедуре обжалования.
Учетно-регистрационная функция проявляет себя в следующих направлениях.
1. Совершение таможенными органами операций, предшествующих подаче таможенной декларации, и таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Результатом таких операций является принятие таможенными органами юридически значимых решений о выпуске (условном выпуске, отказе в выпуске, приостановлении выпуска) товаров. Любое из перечисленных решений подлежит обязательной регистрации и учету. Данные о товарах, полученные таможенными органами в процессе совершения таможенных операций, используются для ведения таможенной статистики.
2. Ведение таможенной статистики (гл. 5 ТК ТС, подп. 8 ст. 403 ТК, гл. 5 ТК). Таможенная статистика представляет собой сбор и обработку сведений о внешней торговле, результатах фискальной, контрольной и других осуществляемых таможенными органами функций. В зависимости от целей сбора и обработки данных таможенная статистика может быть двух видов:
- таможенная статистика внешней торговли товарами (проводится с целью анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами (п. 1 ст. 47 ТК ТС));
- специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов РФ1.
1 К таким направлениям деятельности (объектам наблюдения) отнесены: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости; валютный контроль; система управления рисками; таможенные процедуры; правоохранительная деятельность; профессиональная подготовка должностных лиц; технические средства таможенного контроля и другие направления деятельности (см. приказ ФТС России от 10.08.2010 № 1495 «Об утверждении порядка ведения специальной таможенной статистики»).
Данные специальной таможенной статистики используются в целях усиления таможенного контроля (сопряженного с упрощением совершения таможенных операций), повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности; усиления борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере; оптимизации структуры таможенных органов; корректировки программ профессиональной подготовки должностных лиц.
Для полного и достоверного учета данных в торговле с третьими странами и во взаимной торговле товарами, анализа основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков, обеспечения органов таможенного союза соответствующей информацией в целях принятия решений в области торговой политики государствами – членами таможенного союза заключено Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли1 товарами таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.).
Статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли таможенного союза формируются на основе данных о внешней и взаимной торговле государств – членов таможенного союза.
Данные о внешней и взаимной торговле государств – членов таможенного союза передаются уполномоченными органами государств – членов таможенного союза (см. решение КТС от 12.08.2009 № 78) в Центр таможенной статистики2.
Центр таможенной статистики образован в составе КТС, является структурным подразделением Секретариата КТС и осуществляет свои функции на правах департамента этого Секретариата (см. распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1564-р).
1 Исходными данными при формировании статистики взаимной торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы государств – членов таможенного союза при взаимной торговле (например, в налоговые органы).
2 Центр таможенной статистики обеспечивает:
- получение данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление данных;
- формирование данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- предоставление органам таможенного союза данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли;
- опубликование и направление Сторонам данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.
Передача данных статистики внешней торговли1 и статистики взаимной торговли2 в Центр таможенной статистики осуществляется на основании Протокола о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной (распоряжение Правительства РФ от 10.12.2009 № 1910-р).
Публикация данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли осуществляется ежеквартально и по итогам года3.
1 Передаваемые данные по внешней торговле государства – члена таможенного союза с третьими странами должны содержать следующие сведения:
- код товара согласно ТН ВЭД ТС (10 знаков);
- направление перемещения товаров на (из) статистическую территорию государства – члена таможенного союза;
- период (календарный месяц);
- статистическая стоимость (в долл. США);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно ТН ВЭД ТС;
- количество товара в дополнительной единице измерения;
- страна назначения товара;
- страна происхождения товара;
- страна отправления товара;
- торгующая страна – страна, резидентом которой является держатель контракта;
- вид транспорта на границе.
2 Передаваемые данные по взаимной торговле между государствами – членами таможенного союза должны содержать следующие сведения:
- код товара согласно ТН ВЭД ТС;
- направление перемещения товаров на (из) статистическую территорию государства – члена таможенного союза;
- период (календарный месяц);
- стоимость (в долл. США и в национальных валютах);
- вес нетто (кг);
- код дополнительной единицы измерения согласно ТН ВЭД ТС;
- количество товара в дополнительной единице измерения;
- страна назначения товара;
- страна происхождения товара;
- страна отправления товара;
- торгующая страна – страна, резидентом которой является держатель контракта.
3 Подлежащие публикации данные статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли включают:
- сведения об экспорте и импорте в целом, в том числе по государствам;
- сведения об импорте и экспорте в натуральном и стоимостном выражении в соответствии с ТН ВЭД ТС в разрезе «товар – страна» и в разрезе «страна – товар».
3. Ведение реестров:
- таможенных представителей (ч. 1 п. 4 ст. 12 ТК ТС);
- таможенных перевозчиков (ч. 1 п. 3 ст. 18 ТК ТС);
- владельцев складов временного хранения (ч. 1 п. 3 ст. 23 ТК ТС);
- владельцев таможенных складов (ч. 1 п. 4 ст. 28 ТК ТС);
- владельцев магазинов беспошлинной торговли (п. 3 ст. 33 ТК ТС);
- уполномоченных экономических операторов (ст. 40 ТК ТС);
- объектов интеллектуальной собственности (ст. 330 ТК);
- банков и иных кредитных организаций (приказ ФТС России от 01.06.2010 № 1059 «Об утверждении Реестра банков и иных кредитных организаций»).
Нормотворческая функция. В соответствии с Указом Президента РФ от 11.05.2006 № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» на ФТС России возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела. Результатами реализации данной функции выступают приказы и распоряжения ФТС России, принимаемые во исполнение положений федеральных законов и отдельных подзаконных документов (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ).
В п. 5.2 разд. II Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459, перечислен перечень предметов нормативно-правового регулирования, отнесенных к компетенции ФТС России. С учетом ТК ТС и перспективой принятия федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предметы нормативно-правового регулирования ФТС России будут изменены.
Информационная и консультационная функции (гл. 2 ТК ТС), принятие предварительных решений (п. 5 ст. 52 ТК ТС). В соответствии с п. 2 ст. 10 ТК ТС таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ к информации о таможенном законодательстве таможенного союза, размещенной на официальном веб-сайте в сети Интернет (www. customs.ru).