Работа на автоподъемниках коленчатых

ПОЖАРНЫХ

24.1. Автоподъемники коленчатые пожарные (АКП) предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, пожарно-технического вооружения и служат для эвакуации людей с высоты и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других специальных работ. В состав боевого расчета входят: командир отделения, он же водитель, пожарный.

24.2. Действия личного состава при боевом развертывании АКП

24.2.1. Установка, подъем и раскладывание-выдвигание комплекта колен и смена места установки.

По команде: "АКП (указывается место (на кровлю, на 5-й этаж и т. п.) – подать!" водитель устанавливает автомобиль на выбранную площадку, включает стояночную тормозную систему, включает силовой привод механизмов АКП. Затем переходит на основной пульт управления (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает освещение пульта, колен и люльки), открывает дверцы люков для доступа к рукояткам (тумблерам – в зависимости от модели АКП) блока управления опорами. Устанавливает АКП на выносные опоры, при этом пожарный подкладывает под них имеющиеся в комплекте подкладки. Производит выравнивание платформы по отвесу либо индикатору, который имеется на автомобиле (в случае его отсутствия – визуально), закрывает дверцы люков. Занимает рабочее место у основного пульта управления, подъем и опускание комплекта колен осуществляет рукояткой или тумблерами с табличкой "подъем-опускание комплекта колен" (направление движения рукоятки указано на табличке). Включение поворота комплекта колен АКП вправо или влево осуществляет рукояткой "Поворот" на пульте управления. В темное время суток или в условиях недостаточной видимости включает фару - искатель для освещения рабочей зоны люльки.

По команде о работе АКП, требующей изменения места установки, или по команде: "Отбой" АКП должен быть полностью сдвинут, опущен и уложен, опоры подняты, рессоры разблокированы, силовой привод механизмов выключен.

Для приведения автоподъемника в транспортное положение водитель включает на пульте управления тумблер "Остановка поворота". При совпадении оси колена с осью шасси поворот автоматически выключится и загорится транспарант "Остановка поворота". Водитель опускает нижнее колено в транспортную стойку, опускает среднее колено до угла 3-5о относительно нижнего колена, подводит колено люльки к платформе на весь ход штока гидроцилиндра люльки, опускает среднее колено на подушку нижнего колена, поднимает и сдвигает выносные опоры, при этом пожарный убирает и укладывает на автомобиль подкладки.

При развертывании АКП рекомендуется:

а) Место установки АКП при развертывании должно быть выбрано из условий обеспечения необходимой зоны обслуживания объекта, в пределах ее рабочего поля.

Площадка, на которой целесообразно устанавливать АКП, должна быть по возможности ровной, с уклоном не более 6о.

в) Наиболее целесообразно АКП располагать параллельно объекту, а в случае перпендикулярного расположения – подъезжать к нему задним ходом. При этом обеспечивается минимальное расстояние до объекта и улучшается зона обслуживания. Кроме того, при необходимости, допускается располагать автомобиль перпендикулярно объекту, подъезжая к нему кабиной.

Чем выше необходимо поднять комплект колен, тем ближе к объекту должен быть установлен автомобиль, но не ближе минимального транспортного положения.

г) Начинать и прекращать движение необходимо плавно, без рывков. При подходе люльки АКП к границе поля движения давление в гидросистеме сбрасывается до нуля, движение прекращается. На нижнем пульте управления загорается световой транспарант "Граница поля движений", а на верхнем и выносном пультах загорается сигнальная лампа "Блокировка". Для возобновления движений необходимо включить тумблер "Обратный ход" и произвести движение в противоположную сторону.

Подвод люльки к границе поля движения, и особенно к объекту, необходимо осуществлять на малой скорости, обращая внимание на загорание световых транспарантов "Граница поля движения", "Упор люльки" и "Блокировка".

д) При повороте вправо оператор должен быть особенно внимателен, так как поле зрения его в этом случае частично загораживается комплектом колен. Люлька автоподъемника снабжена предохранителями от лобовых ударов, которые срабатывают при встрече препятствия в зоне обслуживания. Поворот автоподъемника на максимальном вылете должен вестись с очень плавным ускорением и замедлением во избежание возникновения раскачивания стреловой конструкции.

24.2.2.Развертывание АКП для массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий с помощью спасательного эластичного рукава.

Для осуществления массовой эвакуации людей с верхних этажей зданий АКП комплектуется устройством для крепления рукава к люльке, а также самим эластичным рукавом. По командам: "Эластичный рукав к работе – готовь!" и "АКП для эвакуации по эластичному рукаву (указывается место подачи рукава) – марш!" пожарный достает устройство с предварительно закрепленным эластичным рукавом из отсека (ящика), устанавливает и фиксирует его на люке или прикрепляет рукав ко дну люльки. Водитель (управление может осуществляться и с пульта, установленного в люльке) подает люльку в зону эвакуации (к балкону, окну). Количество одновременно спускающихся в рукаве людей определяется из расчета грузоподъемности АКП за вычетом веса устройства для крепления рукава и самого рукава.

Действия личного состава при эвакуации людей по эластичному рукаву изложены в разделе "Проведение спасательных работ".

24.2.3. Развертывание АКП для подачи огнетушащих веществ.

По команде: "Лафетный ствол (гребенку) – ставь!" пожарный соединяет рукав от АЦ со стояком АКП, достает из отсека лафетный ствол (гребенку) и устанавливает его на люльке, докладывает: "Готов!".

24.2.3.1. По команде: "Лафетный ствол на тушение (указывается направление или объект) – марш!" пожарный выполняет операции по п. 25.2.3 и занимает положение для работы со стволом. Водитель подает люльку в рабочую зону. Пожарный открывает кран включения подачи воды и в случае необходимости кран подачи воды для создания защитного водяного экрана, работает с лафетным стволом.

Для тушения очагов пожара внутри объектов применяется дополнительный отвод на стояке с соединительной головкой, предназначенной для присоединения пожарного рукава.

24.2.3.2. При работе с пеногенераторами подается команда: "ВМП (указывается направление или объект) – подать!" личный состав выполняет операции, аналогичные указанным в п. 24.2.3.1.

По окончании тушения пожара необходимо слить воду из водопенных коммуникаций и привести подъемник в транспортное положение.

24.2.4.Развертывание АКП для подъема грузов.

АКП может применяться для подъема грузов. Для этого, в соответствии с конструкцией конкретной модели АКП, нижнее колено снабжено скобой, через которую пропускается грузовой канат или подвешиваются тали (в комплект оборудования не входят).

Подъем груза производится, в соответствии с инструкцией по эксплуатации, на малых скоростях с соблюдением повышенной осторожности.

24.3. Правила охраны труда при эксплуатации АКП

К эксплуатации автоподъемников могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.

24.3.1. В процессе эксплуатации для предупреждения несчастных случаев запрещается:

допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;

работать на автомобиле, находящемся в неисправном состоянии;

работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке и с выключенной фарой-искателем;

работать, не включив стояночную тормозную систему;

устанавливать АКП на закрытые ямы, колодцы и мягкую почву, а также ближе 2,5 м от края обрывов и котлованов и в непосредственной близости от линий электропередач;

попытка раскладывания-выдвигания комплекта колен без установки автомобиля на выносные опоры;

производить при работе АКП с лафетным стволом быстрые и резкие включения и выключения подачи воды к стволу.

24.3.2. В зимнее время следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.

24.3.3. Во время работы, технического обслуживания и ремонта необходимо соблюдать Правила по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и другие действующие нормативные правовые акты в области охраны труда.

Наши рекомендации