Краткие теоретические сведения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям

Профессиональный модуль ПМ. 02. Организация сервисного

обслуживания на транспорте

( по видам транспорта)

Междисциплинарный курс МДК.02.01. Организация движения

(по видам транспорта)

для студентов 2 курса по специальности:

190701 Организация перевозок и управление на транспорте

(по видам )

Новоалтайск

2012 г

Одобрено на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин Протокол №_____ «___»___________________2012 г Председатель ЦК _________________Л.А.Выжимова Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой профессионального модуля ПМ 02.Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)   Утверждаю Заместитель директора по учебной работе __________С.Л. Ананьина

Согласовано

Методист:

_________Н.Я. Мирошникова

Составитель: Л.А. Выжимова, преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, первой квалификационной категории

Рецензент:

Ким. Н.С., преподаватель филиала СГУПС в г. Новоалтайске, высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по выполнению практических занятий ПМ.02 МДК.02.01. Организация движения на транспорте (по видам транспорта) составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) и предназначены для студентов 2 курса очного и заочного обучения.

Выполнение практических занятий является составной частью образовательного процесса и направлено на закрепление, расширение, углубление и систематизацию общих и профессиональных компетенций, полученных студентами в процессе теоретических занятий по ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) МДК 02.01. «Организация движения на транспорте (по видам транспорта)», формирование умения применять их на практике.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений – выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности.

Студент должен

уметь:

-анализировать работу транспорта;

- рассчитывать нормы времени на технологические операции, связанные с организацией перевозочного процесса;

- анализировать характеристики транспортных потоков;

знать:

- систему организации движения;

- основные принципы организации движения на транспорте (по видам транспорта);

- ресурсосберегающие технологии при организации перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта).

Практические занятия носят репродуктивный характер. При их проведении студенты должны пользоваться подробными методическими указаниями по выполнению практических работ, в которых указаны: цель работы, краткие теоретические сведения, порядок выполнения работы, таблицы, контрольные вопросы, учебная и специальная литература.

Согласно учебного плана на выполнение практических занятий дано для студентов очной формы обучения - 44 часа, заочной- 24 часа.

Ответы на контрольные вопросы после каждой практической работы должны быть даны в письменной форме. За выполнение практической работы выставляется дифференцированный зачет, который учитывается как текущий показатель успеваемости студентов.

Практическое занятие № 1

Составление плана формирования поездов различными методами

Цель:познакомиться с методами расчета плана формирования поездов, получить практические навыки в расчете плана формирования поездов.

Задание:

1.Определить оптимальный вариант плана формирования методом абсолютного расчета.

2.Определить оптимальный вариант плана формирования поездов методом аналитических сопоставлений.

3. Сделать вывод: каковы достоинства и недостатки каждого метода.

Краткие теоретические сведения

Методы расчета плана формирования поездов

Теория расчета плана формирования поездов до внедрения ин-формационных технологий основывалась на определении выгодности специализации поездов по назначениям в соответствии с грузовыми потоками. Она предусматривала сопоставление затрат вагоно-часов на станциях формирования с экономией вагоно-часов, получаемой при проследовании вагонов без переработки через попутные технические станции. Для расчета плана формирования поездов были разработаны следующие методы: абсолютного расчета, непосредственного расчета аналитических сопоставлений и совмещенных аналитических сопоставлений.

Метод непосредственного расчета является одним из вариантов аналитического метода расчета плана формирования. Нахождение оптимального плана формирования одногруппных технических маршрутов основано на предварительном определении конкурентоспособных струй вагонопотоков, различные сочетания которых образуют назначения оптимального и других вариантов плана формирования. Классификация вагонных струй определенным способом позволила значительно сократить число рассчитываемых вариантов, благодаря дифференциации расчетов для струй различной мощности.

Исходные данные для выполнения задания № 1 и задания № 2 приведены в таблицах 2,3,4 и на рисунках 1и 2.

Плановые вагонопотоки N i (вагоны)

Таблица 2

Вагоно поток поток ВВаго Варианты
N 1
N2
N3
N4
N5
N6
N7
N8
N9
N 10
N11
N12
N13
N14
N15
N16
N17

Вагоно-часы накопления, сm

Таблица 3

Стан- ция Варианты
А
Б
В
Г
Д
Е

Время экономии, Тэк (час)

Таблица 4

Стан- ция Варианты
Б
В
Г
Д

А Б В Г Д

Рисунок 1. Схема размещения станций на полигоне (задание № 1).

А Б В Г Д Е

Рисунок 2. Схема размещения станций на полигоне (задание № 2).

Порядок выполнения

1.По исходным данным выбранного варианта для задания № 1(рис.1) и задания 2 (рис.2) рассчитать показатели плана формирования методами абсолютного расчета и совмещенных аналитических сопоставлений:

- число формируемых назначений;

- число перерабатываемых вагонов;

- приведенные вагоно-часы.

Пример:

Задан полигон (рисунок 1), на котором расположены 4 технические станции А,Б,В,Г.

Расчетные параметры, а также мощность вагонопотока показаны

на рисунке 3.

___А___________Б____________В____________Г___

Сm 500 500 550

Т эк 7 6

N 1 = 150
N 2 = 40  
N 3= 50  
  N4 =100
N5=85  
  N6=120
       

Рисунок 3. Расчетные параметры

В таблицу 6 заносятся все перечисленные варианты назначений. Расчет ведется последовательно для каждого варианта.

В первом варианте каждое назначение следует самостоятельно от станции зарождения до станции назначения. В данном случае вагонопоток на попутных станциях не перерабатывается, поэтому в колонках «Количество перерабатываемых вагонов» вагонопоток не указывается. В графах накопление на станции» указываются общие вагоно-часы накопления на все формируемые назначения по каждой технической станции (А,Б,В).

Например: станция Аформирует три назначения (А-Г, А-В, А-Б). Вагоно-часы накопления на один состав на этой станции составляют 500 ваг-час.

Общие вагоно-часы составляют 3*500=1500 ваг-час. Это число заносится в таблицу 6. По станции Б два назначения (2*500=1000 ваг-час), по станции Водно назначение (550 ваг-час). Так как перерабатываемых вагонов нет, то следующие четыре графы не заполняются. Приведенные вагоно-часы составят 1500+1000+550=3050 ваг-час. После завершения расчета по первому варианту переходят к следующему.

Станция А формирует самостоятельно назначения (А-Г,А-В,А-Б), станция Бформирует одно назначение (Б-В), объединяя струи Б-Г и Б-В в одну. Станция В формирует одно назначение В-Г, объединяя струи Б-Г и В-Г. В связи с этим струя Б-Г проходит станцию Вс переработкой. Заполняя строки, необходимо в соответствующей колонке проставить количество перерабатываемых вагонов по станции В (100 вагонов). Вагоно-часы переработки по станцииВ составят 100*6=600 ваг-час. Вагоно-часы накопления заполняются аналогично первому варианту.

Общие приведенные вагоно-часы по второму варианту составят 1500+500+550+600=3150 ваг -час.

Таким образом, расчет повторяется по всем остальным вариантам. За оптимальный принимается вариант с наименьшими приведенными вагоно-часами ( 3 –й вариант – 2830 ваг-час.).

Рассчитываются следующие показатели плана формирования:

1. Число формируемых назначений ( в примере станция А-2, станция Б-2, станцияВ-1. Всего назначений - 5).

2. Число перерабатываемых вагонов ( в примере перерабатывается только струя А-В по станции Б, величина перерабатываемого вагонопотока составляет 40 вагонов.

3. Приведенные вагоно-часы ( в примере составляют по станции А – 1000 в-час, по станции Б– 1280 ваг-час, по станции В -550 ваг-час. Всего составляют 2830 ваг-час).

Задание 2.

Пример:По исходным данным, приведенным на рисунке 2 и в таблицах 2,3 ,4 рассчитывается план формирования поездов методом совмещенных аналитических сопоставлений.

1. Выполняется проверка струи вагонопотока между начальной и конечной станциями на общее достаточное условие. В примере проверяется струя А –Д

(300*5=1500 в-час). 1500>600, струя выделяется в самостоятельное назначение.

2. Составляется график назначений (рисунок 4). Участковый вагонопоток на графике назначений не указывается.

___А___________Б____________В____________Г___ Д

Сm 600 600 600 600

Т эк 7 5 6

N1=300  
N 2=100    
N3=50    
N4=40    
  N5=50  
N6=100    
N7=30    
  N8=50  
N9=20      
N10=40  

График назначений

100 700 500 1200-600=600

150 1050 ___

50 250 300

250 1250

100 600

1-ая корректировка

____

50 350 ____

50 250 300

150 750

50 300 ____

2-ая корректировка

50 350

50 300

Оптимальный план формирования поездов

100+50

50+40 50+30 50+20 50+50+40

3. Рассчитываются приведенные вагоно -часы экономии от проследования без переработки технических станций Б,В,Г (проверка по необходимому условию). Они определяются как разница между затратами вагоно-часов на переработку вагонов на попутных станциях и вагоно-часами на накопление по станции формирования.

Пример. Вагоно-часы переработки вагонов для струи А-Г составят: по станции Б-100*7=700 ваг-час, по станции В -100*5=500 ваг-час. Вагоно-часы экономии составят 700+500-600=600 ваг-час. Для струи А-В экономия составит: 150*7-600=450 ваг-час.. Для струи Б-Д экономия составит: 50*5+50*6-600=-50 ваг-час,т.е. для данного назначения экономия отсутствует.

Аналогично выполняется расчет по остальным назначениям.

4. Находится исходное назначение. Исходной является струя с наибольшей экономией вагоно-часов. В данном случае такой является струя Б-Г (экономия 650 ваг-час).

5. Выполняется проверка возможности исходного назначения более дальней струи. В данном примере более данной по отношению к исходной Б -Г является струя А-Г. Выделение этого назначения будет целесообразно только в том случае, если сm < Nа_г*t Б эк, 600< 100*7, т.е. условие выполняется, и струя А-Г выделяется в самостоятельное назначение.

6.Выполняется первая корректировка графика назначений. Из него исключаются струи, выделенные в самостоятельные назначения оптимального плана формирования.

7. Повторяются пункты 3,4,5. В примере первой корректировки исходной является струя Б-Г (150 ваг -час). По отношению к ней более дальней является струя Б-Д, но она экономии не дает (300-600),поэтому струя Б-Г выделяется в самостоятельное назначение.

8. Выполняется вторая корректировка, и повторяются пункты 3,4,5.

В примере, ни одна из оставшихся струй не дает экономии. Следовательно, корректировки закончены и оставшийся вагонопоток включается в участковые назначения. Оптимальный план формирования поездов показан на рис.4.

9. Рассчитываются показатели плана формирования:

- число формируемых назначений -7 (станция А-3, станция Б-2, станция В-1, станция Г-1);

- число перерабатываемых вагонов – 200(станция Б -50, станция В – 50, станция Г – 100):

- приведенные вагоно-часы – 5400 (станция А-1800, станция Б – 1550, станция В – 850, станция Г – 1200).

Показатели оптимального варианта плана формирования поездов

занести в таблицу 6.

Таблица 6

Показатели Станции Итого
А Б В
Число назначений        
Вагоно -часы накопления        
Число перерабатываемых вагонов сквозных назначений        
Вагоно-часы переработки        
Общие приведенные вагоно-часы        

Таблица 5

Расчет плана формирования поездов методом абсолютного расчета

№ вари анта   Назначение плана формирования по станциям и прикрепление струй вагонопотоков Количество перерабатываемых вагонов транзитных струй всего Приведенные вагоно-часы Все го
А Б В На станции Б На станции В   накопления по станциям переработки на станциях
N1 N2 Ито го N1 N4 Ито го А Б В Б В  
N 1 * Т Б зк N2*ТБ эк N1*Т в эк N4*Тв эк
N1, N2, N3 N4, N5 N6 - - - - - - - - - - -
N1,N2, N3 N4+N5 N4+N6 - - - - - - -
N 1,N2+N3 N4 ,N5+N2 N6 - - - - - - -
N1,N2+N3 N2+N4+N5 N4 + N6 - - - -
N1+N2,N3 N4, N5 N1+N6 - - - -      
N1+N2,N3 N4+N5 N1+N4+N6 - - -    
N1+N2+N3 N1+N4, N5+N2 N6 - - - -
N1+N2+N3 N1+N2+N4+N5 N1+N4+N6
N2,N1+N3 N1+N4, N5 N66 - - - - - - -
N2,N1+N3 N1+N5, N4 N1+N6 - - - -

Контрольные вопросы:

1. Что означает параметр накопления вагонов?

2. С каким показателем сравнивается экономия времени, от проследования вагонов

через станцию без переработки.

3. Оперативная корректировка плана формирования. Нарушения плана формирования.

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации