Основы организации транспортного и пешеходного движения в городе
Транспортная сеть города должна обеспечивать скорость, комфорт и безопасность передвижения между функциональными зонами города и в их пределах, связь с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами региональной и всероссийской сети. Сеть улиц, дорог, площадей и пешеходных пространств должна проектироваться как единая общегородская система, в которой четко разграничены функции ее составляющих.
Транспортная система города объединена общим архитектурным и инженерным решениями, которые подчинены требованиям безопасности, охраны окружающей среды и особенностям ландшафта. Хорошей организации транспортной системы, необходимой современному городу, свойственны сложные инженерные проекты, такие как многоуровневые развязки (пересечения), использование подземного и надземного пространства. В мировой практике используют уже транспортные развязки в пяти уровнях. В городах нашей страны успешно функционируют двух- и трехуровневые развязки. Они увеличивают пропускную способность крупных магистралей, безопасность и улучшают организацию движения.
По назначению и расчетным скоростям улицы и дороги делятся на категории.
Категория І - магистральные улицы и дороги общегородского значения. Они составляют основу планировочной структуры.
Магистральньие улицы - это основные транспортные каналы, осуществляющие связь общегородского центра с функционально-планировочными элементами города, имеют выход на внешние связи. К ним относятся главные магистрали города с шириной в красных линиях 80...110 м и расчетной скоростью движения 100 км/ч, которые предназначены для пропуска внутригородских потоков легковых автомобилей и грузового транспорта для обслуживания района, и городские магистрали с шириной в красных линиях 70...80 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч для пропуска смешанных потоков транспорта.
Магистральные дороги - это транспортные каналы, прокладываемые в обход селитебных территорий между промышленными и коммунально-складскими зонами, для перевозки грузов. К ним относятся скоростные городские дороги с шириной в красных линиях 55 140 м и расчетной скоростью движения 120 км/ч. Они имеют выходы на внешние связи, пересечение в разных уровнях с другими трассами. По ним запрещено движение автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств со скоростью менее 60 км/ч.
К магистральным дорогам относятся также дороги с преимущественным движением грузового транспорта шириной в красных линиях 50...60 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч для пропуска преимущественно грузовых автомобилей без ограничения грузоподъемности. По ним допускается также движение общественного транспорта.
Категория ІІ - магистральные улицы районного значения, которые составляют основу планировочной структуры жилых районов. Различают два вида таких улиц.
Основные районные улицы шириной в красных линиях до 45 м и расчетной скоростью движения 80 км/ч обеспечивают транспортную связь между районами, предназначены для пропуска смешанных потоков транспорта с ограничением движения большегрузных автомобилей.
Внутрирайонные улицы шириной в красных линиях 30... 35 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч. Предназначены для пропуска легковых автомобилей и наземного общественного транспорта, а также обслуживающего район грузового транспорта в пределах жилого района.
Категория ІІІ - улицы и дороги местного значения, составляющие основу планировочной структуры функциональных зон. К ним относятся жилые улицы шириной в красных линиях 25...30 м и расчетной скоростью движения 60 км/ч. Они связывают жилые микрорайоны, группы жилых зданий с магистральными улицами местного значения и предназначены для движения легкового и обслуживающего транспорта.
Местные дороги грузового движения с аналогичными параметрами относятся к этой же категории и предназначены для производственных и коммунально-складских зон.
Все элементы транспортной системы закрепляются красными линиями на основании генерального плана. Детальная планировка транспортной системы предусматривает разделение встречных потоков, выделение полос для движения, остановок общественного транспорта и автостоянок, составление продольных и поперечных профилей улиц и дорог.
Транспортная часть города должна быть увязана с развитой системой пешеходных пространств, включающих пешеходные зоны, пешеходные улицы и площадки, пешеходные коммуникации, которые улучшают социальные, функциональные, эстетические характеристики городской среды. В условиях современности необходимость городских пешеходных пространств возрастает. В реконструируемых районах с этой целью перекрывают для транспорта целые улицы, площади, исторические центры и предоставляют их исключительно для пешеходов.
Пешеходные зоны - это городские центры тяготения с неограниченным функциональным составом объектов. Здесь для пешеходов обеспечивается полная безопасность и комфорт пребывания.
Пешеходные площадки и улицы могут быть городского, районного и микрорайонного значения с расположением одного или группы одно функциональных объектов.
Пешеходные коммуникации - пешеходные дороги, галереи, подземные переходы, распределители, предназначены для кратчайших связей.
При проектировании и реконструкции городов создание пешеходных зон, площадей, улиц должно быть обосновано высокой концентрацией притягательных для населения объектов городского и районного значения, плотностью существующих пешеходных потоков более 0,3 чел./м2 или ожидаемых 0,15 ...0,25 чел/м2 и т. п. При этом надо обеспечить хорошую связь пешеходных зон с наземным (не более 400 м до остановки) и со скоростным пассажирским (не более 800 м) транспортом.
Пешеходные зоны и улицы проектируют шириной от 12 до 30 м, протяженностью от 800 до 2000 м. Длина пешеходных путей в пределах зоны не должна превышать 4 км, а площадь территории пешеходных зон - 20 га. Плотность пешеходных потоков в подземных переходах не должна превышать 0,45 чел. /м2. Ширину тротуаров на улицах І категории принимают равной 4,5.. 7,5 м, II категории - 3...6 м, III категории - 1,5...3 м.