Обоснование длины переходной кривой
Длину переходной кривой определяют по двум условиям: по удобству пассажиров и по отгону виража.
По заданному радиусу R круговой кривой рассчитывают скорость движения автомобиля по левоповоротному соединительному ответвлению (ЛПО): км/ч, где μ – коэффициент поперечной силы, определяемый по формуле подбором, принимая в начале ;
iв – уклон виража, принимаемый равным 0,040 для северной части Республики Беларусь, 0,045 для центральной и 0,050 для южной части.
Учитывая посчитанную скорость определим коэффициент поперечной силы: ,
Теперь посчитаем скорость при µ=0.168:
км/ч.
Минимальная длина переходной кривой по условию удобства пассажиров определяется по формуле:
,
где V – скорость движения автомобиля, соответствующая радиусу R кривой;
I – скорость нарастания центробежного ускорения, принимается равной 0,4м/с3.
Полученную длину переходной кривой L сопоставляют с нормами ТКП [1] и для дальнейших расчетов принимают большее значение.
Таблица 2.1
Радиус круговой кривой, м | ||||||||
Длина переходной кривой, м |
Принимаем длину переходной кривой равную 60 метра.
Отгон виража начинается в поперечном сечении проезжей части, проходящем через точку К на оси ЛПО (рис.2.1). В этом сечении кромки покрытия главной проезжей части и ЛПО расходятся. После разделения этих кромок (после точки К) поперечный профиль изменяется от in до iв в точке В.
Минимальная длина отгона поперечного уклона равна:
,
где bл – ширина проезжей части ЛПО (bл=5м для однопутной проезжей части);
iв – уклон виража на ЛПО, принимается равным 40, 45, или 50‰ соответственно в северной, центральной или южной части РБ;
in – поперечный уклон проезжей части ЛПО (in =0,020);
iдоп – дополнительный уклон внешней кромки проезжей части ЛПО, равный 0,005 при расчетной скорости более 60 км/ч и 0,010 при расчетной скорости 60 км/ч и менее.
Рисунок 2.1. Схема к определению длины переходной кривой по условию проектирования отгона виража
Для дальнейшего расчета принимаем lотг=6.25 метров
Для размещения отгона поперечного профиля на части соединительного ответвления от точки К до точки В (cм.рис.2.1.) должно выполняться условие: (13>6.25)
Расстояние l1 и длину переходной кривой Lотг определяю методом последовательного приближения.
Определяю требуемую длину участка переходной кривой от точки А до точки К:
Вычисляю радиус кривизны и угол касательной к переходной кривой в точке К:
(рад.=21.78o)
Нахожу значение координаты точки К (рис.2.1):
,
где b0 – ширина полосы движения, сопрягаемой ЛПО;
bл – ширина однополосной проезжей части ЛПО;
с – ширина укрепленной полосы или остановочной полосы.
Значение b0, в формуле следует принимать для дороги более высокой категории. В нашем случае b0=3.5м для II категории.
Определяю требуемое значение длины участка переходной кривой до точки К по значению ук, полученному ранее:
Вычисляю значение l1n:
Проверяю условие. Если оно не выполнено, то увеличивают длину переходной кривой. В нашем случае условие выполняется.
Если условие выполнено, то принимают l0=l02=47м, l1=l1n=13м, вычисляют координаты точек К, В:
; ;
; ;
где b0 – ширина проезжей части однополосного ЛПО;
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПИКЕТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТОЧЕК ПЛАНА ТРАССЫ ЛПО
План трассы ЛПО состоит (См.рис.2.2) из переходной кривой АВ, круговой кривой ВВ' и переходной кривой А'В'. План трассы ЛПО в курсовом проекте симметричен относительно биссектрисы угла α. Поэтому АВ=А'В'=L.
Рис.2.2 Схема к расчету элементов плана трассы левоповоротного соединительного ответвления: 1,2 – оси пересекающихся дорог; 3 – ось полосы, с которой начинается ЛПО; 4 – ось полосы, на которой заканчивается ЛПО.
Требуется определить пикетное положение точек А, n на дороге №2, точек А' и n’ на дороге №1. Кроме того, необходимо вычислить пикетное положение точек К,В,СО (середина ЛПО), В', К' и А' на ЛПО.
Пикетное положение точек А и n на дороге 2 (рис.2.2):
;
где РК2(О) – пикетное положение на дороге №2 точки пересечения оси дороги №2 с осью дороги №1 (по заданию);
С2 – смещение точки пересечения полос движения, сопрягаемых ЛПО, относительно точки О (рисунок 2.2);
РА – расстояние от точки Р до начала ЛПО;
В формулах знаки «+» или «–» принимаю в зависимости от направления пикетажа на пересекающихся дорог.
Величину смещения точки Р от точки О (рис.2.2) вычисляю по формулам:
при угле α ≤ 90º (для двух противоположных ЛПО)
м;
при угле α1 >90º (α1=180-α)
м;
3.25м,
где b1 – расстояние между осью дороги 1 и осью полосы 4, на которой заканчивается ЛПО;
b2 – расстояние между осью дороги 2 и осью полосы 3, с которой начинается ЛПО;
α – острый угол пересечения осей дорог 1 и 2 (по заданию 81о).
Расстояние РА до начала ЛПО (рисунок 2.2) определяется по формулам:
1)Острый угол α=66°
2)Тупой угол α=114°
где хв, ув – координаты конца переходной кривой;
β – угол переходной кривой, вычисляют по формуле:
=0,5∙60/60=0.5 (рад.); =28.660, (град.)
Так как, в курсовом проекте рассматриваем случай симметричного относительно биссектрисы угла α плана трассы ЛПО. Поэтому принимаю значения длины переходных кривых АВ и А'В' одинаковыми, равными L. Пикетное положение точек А' и n' на дороге №1 (См. рис.2.2) вычисляют принимая РА'=РА и хк=хк':
ЛПО1:
;
ЛПО2:
;
ЛПО3:
;
ЛПО4:
;
где РК1(О) – пикетное положение на дороге 1 точки пересечения ее с осью дороги 2 (по заданию);
Пикетаж на левоповоротном соединительном ответвлении начинается с точки А. Поэтому РКЛПО(А)=0+00.
Пикетное положение точек К, В, СО, В', К' и А' для ЛПО1,ЛПО3 вычисляют по формулам:
;
;
;
;8
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ', вычисляется по формуле:
,
где β – угол переходной кривой в градусах.
Пикетное положение точек К, В, СО, В', К' и А' для ЛПО2,ЛПО4 вычисляют по формулам:
;
;
;
;
;
,
где К0 – длина круговой кривой ВСОВ', вычисляется по формуле:
где β – угол переходной кривой в градусах.
По полученным данным вычерчивают планы ЛПО и пересекающихся дорог в масштабе 1:2000, на листе формата А1.