Тема 1. Прием, отправление и пропуск поездов в условиях нарушения нормальной работы устройств СЦБ и связи 5 страница
Узкое место: ИДП Прил.13 п.8.
Комментарии к неправильным ответам:
По показаниям контрольных приборов видно, что под поездом 2 участок 2-8 п потерял шунтовую чувствительность, то есть показал ложную свободность, но это не требует немедленной остановки поезда.
Под поездом 1 стрелка 9 потеряла контроль положения, и поезд нужно немедленно остановить (п.8 Прил.13 ИДП).
Наименование вопроса: «Тема1-В-24»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «ДСП готовит маршрут приема поезда на 5-й путь при запрещающем показании входного светофора Н (станция оборудована МРЦ). Маршрут замкнут открытыми попутными маневровыми светофорами М 1, М 3, М 5, М 7. Допущено ли нарушение последовательности действий ДСП при выполнении данной операции?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «Да, из-за того, что сначала был открыт светофор М7, а потом светофоры М 1, М3, М5».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «Нет».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «Да, из-за того, что сначала были открыты маневровые светофоры, а потом склонялись в крайние положения стрелочные рукоятки».
Признаки варианта ответа: правильный.
4. «Да, из-за того, что стрелочные рукоятки склонялись не в порядке расположения стрелок по маршруту следования поезда».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.13.
Комментарии к неправильным ответам:
Да, ошибка допущена: при наличии белой полосы по маршруту, ограждаемому светофором М 7, рукоятка стрелки № 9 склонена в минусовое положение при положении самой стрелки «на плюс», и контрольные лампочки у рукоятки стрелки № 9 погашены. Это произошло потому, что сначала были заданы маршруты и открыты маневровые светофоры, а потом склонялись стрелочные рукоятки. Во избежание этого, сначала нужно приготовить попутные маневровые маршруты по трассе предстоящего движения поезда, оставляя (при МРЦ) стрелочные рукоятки в крайних положениях, затем повторно проверить правильность положения стрелок «подсветкой» и только после этого нажатием маршрутных кнопок открыть маневровые светофоры.
Наименование вопроса: «Тема1-В-25»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «Перегон А-В. Двусторонняя автоблокировка. 1-й главный путь - правильный для нечетных поездов, 2-й главный путь - для четных поездов.
Перегон А-Б. Односторонняя автоблокировка; по неправильному пути - движение по АЛСН; 1-й путь правильный для отправляющихся со станции А нечетных поездов.
Перегоны А-Г и А-К. Однопутная двусторонняя автоблокировка.
Вы остановили поезд, следующий по 1-му главному пути, работники пути осмотрели стрелку № 9, никаких повреждений не обнаружили, правый остряк плотно прилегает к рамному рельсу; остряки стрелки находятся посередине базы вагона (между тележками). Ваши дальнейшие действия по отправлению остановленного Вами поезда?»
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «Дать указание работнику пути о закреплении стрелки типовой скобой, запереть стрелку на закладку и навесной замок, дать устное разрешение машинисту по радиосвязи отправиться по открытому маршрутному светофору НМ 1 и далее – по открытому выходному светофору Н 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «Запереть стрелку на закладку и навесной замок, светофор НМ 1 перекрыть на запрещающее показание и отправить поезд до выходного светофора Н 1 по пригласительному сигналу или по регистрируемому приказу, далее – по открытому светофору Н 1».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «Запереть стрелку на закладку и навесной замок, выключить блок-контакт, отправить поезд по открытым маршрутному и выходному светофорам, передав машинисту по радиосвязи предупреждение о проследовании стрелки № 9 всем составом поезда со скоростью не более 20 км/час».
Признаки варианта ответа: правильный.
Узкое место: ИДП Прил.13 п.8.
Комментарии к неправильным ответам:
1) В решениях по вариантам 1 и 2 отсутствует одно из главных необходимых действий – не выключается блок-контакт в электроприводе стрелки, потерявшей контроль положения, (не выключается курбельная заслонка), чем нарушается требование п.8 Прил.13 ИДП.
2) В варианте 1 закрепление стрелки типовой скобой, хотя и увеличивает надежность крепления остряка, но по условию задания не является обязательным, так как предполагается, что запорная закладка исправна.
3) В варианте 2 отправление поезда при запрещающем показании светофора НМ 1 также не обосновано, так как для обеспечения проследования всем составом поезда стрелки № 9 со скоростью не более 20 км/час достаточно передать машинисту соответствующее предупреждение, что предусматривается вариантом 3.
Действия по варианту 3 являются оптимальными: выполняются все требования п.8 Прил.13 ИДП и гарантируется (для подстраховки) проследование стрелки № 9 всем составом поезда со скоростью не более 20 км/час.
Наименование вопроса: «Тема1-В-26»
Группа вопроса: 2.
Текст вопроса: «Перегон А-В. Двусторонняя автоблокировка. 1-й главный путь - правильный для нечетных поездов, 2-й главный путь - для четных поездов.
Перегон А-Б. Односторонняя автоблокировка; по неправильному пути - движение по АЛСН; 1-й путь правильный для отправляющихся со станции А нечетных поездов.
Перегоны А-Г и А-К. Однопутная двусторонняя автоблокировка.
При следовании грузового поезда по 2-му главному пути Вы зафиксировали показания контрольных приборов по состоянию на 11-03 и 11-06. На вызов по радиосвязи машинист поезда 1 не отвечает. Протяженность перегона А–В - 25км, переезды на перегоне отсутствуют, дежурного электромеханика СЦБ на станции нет. Поезд 2 находится на первом (ближнем) участке приближения. Укажите минимально возможное (допустимое) время отправления поезда 2 на перегон А-В».
Картинка к тексту вопроса:
Варианты ответов:
1. «11-10».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
2. «11-20».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
3. «11-16».
Признаки варианта ответа: правильный.
4. «11-30».
Признаки варианта ответа: неправильный, критический.
Узкое место: ИДП Прил.1 п.16, Прил.13 п.7.
Комментарии к неправильным ответам:
По показаниям контрольных приборов можно сделать следующие выводы:
1) После освобождения последнего станционного изолированного участка 2БП хвостом поезда 1 первый блок-участок удаления занятость не показал, т.е. он оказался ложно свободным.
2) При вступлении головы поезда на второй блок-участок (в 11.06) факт ложной свободности 1-го блок участка подтвердился, и с этого момента ДСП должен действовать в соответствии с п.7 Прил.13, п.16 Прил.1 ИДП: в течение 10 мин попытаться выяснить местонахождение поезда 1. Поскольку переездов на перегоне нет, а длина перегона 25 км (время следования грузового поезда по перегону даже при максимальной скорости 80 км/час составляет около 19 мин), единственным источником информации мог бы быть машинист поезда 1, но он, по условию, на вызовы по радиосвязи не отвечает.
Согласно п.16 Прил.1 ИДП, по истечении 10 минут ДСП может отправить следующий попутный поезд при запрещающем показании выходного светофора, сообщив машинисту поезда 2, что данных о свободности первого блок-участка не имеется.
Исходя из момента появления головы поезда 1 на 2-м блок-участке – 11-06, поезд 2 может быть отправлен не ранее чем 11-06 + 10 мин = в 11-16.