Порядок пользования комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ

4.1 Ответственными лицами за правильное пользование КЛУБ во время поездки, а также за сохранность этих устройств на локомотивах являются машинист и его помощник.

При приемке локомотива локомотивная бригада должна провести внешний осмотр датчиков ДПС. При осмотре следует проверить надежность крепления датчиков ДПС на буксе, состояние фланца ДПС, прилегание его к корпусу буксы колесной пары, состояние крепящих болтов, целостность проволочной шплинтовки.

4.2 Все виды работ по содержанию и обслуживанию КЛУБ должны выполняться с соблюдением действующих правил и инструкций по технике безопасности.

4.3 Каждой локомотивной бригаде перед поездкой дежурный по депо или ответственный работник вместе с маршрутным листом обязан выдать необходимое количество кассет регистрации. После возвращения из поездки кассеты регистрации сдаются локомотивной бригадой вместе с маршрутным листом и бланками предупреждений.

4.4 Запрещается выдавать из депо локомотивы оборудованные КЛУБ, а машинистам отправляться ведущим локомотивом из основных депо с выключенным или неисправным КЛУБ и неустановленным фиксатором открытого положения разобщительного крана ЭПК. В случае отсутствия подменного фонда КЛУБ на ПТО локомотивов допускается следование локомотивов в основные депо с неисправным КЛУБ в нерабочей кабине.

4.5 Отсутствие электронной карты и оборудования радиоканала в КЛУБ не является причиной для запрета эксплуатации локомотивов оборудованных КЛУБ.

4.6 Порядок включения КЛУБ-У.

4.6.1 При установке кассеты в кассетоприемник БИЛ необходимо убедиться в наличии символа Порядок пользования комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ - student2.ru на БИЛ. Установка и снятие кассеты регистрации должно производиться при выключенном питании КЛУБ-У (тумблера на БКР или автоматических выключателей). Вынимать кассету регистрации с включенным питанием КЛУБ-У запрещается.

4.6.2 Кассета регистрации всегда должна находиться в той кабине, с которой осуществляется управление локомотивом (за исключением случаев, когда на односекционном локомотиве, имеющем две кабины управления, установлен один блок регистрации БР).

4.6.3 Перед включением КЛУБ-У убедиться, что в цепях управления локомотива напряжение соответствует 50+5В, тумблер источника питания ИП-ЛЭ находится во включенном положении и горят два светодиода зеленого цвета, (если на локомотиве установлены автоматические выключатели КЛУБ-У, убедится что они включены). Включить тумблер питания «ПИТ» на блоке коммутации БКР-У, при этом на БКР-У загорится светодиод «ПИТ» красного цвета и появится индикация на БИЛ. Включить ЭПК поворотом ключа против часовой стрелки до упора.

4.7 Ввод поездных характеристик производится только на стоянке для этого необходимо нажать на клавиатуре блока БИЛ кнопку «Л». После появления в информационной строке БИЛ-В наименования параметра и его значения, хранящегося в памяти КЛУБ - У машинист должен, при необходимости, изменить его численное значение. Для сброса ошибочно набранного числового значения параметра машинист должен нажать на клавиатуре кнопку « >0< ». Ввод значения текущего параметра и вызов следующего параметра производится при нажатии на кнопку «А» (ввод).

4.8 Ввод несущей частоты АЛСН осуществляется нажатием на клавиатуре БИЛ-В кнопки «f»

4.9 До начала движения выбрать режим движения локомотива, нажимая на БВЛ кнопку «РМП» до появления требуемого режима «П» (поездной) или «М» (маневровый). При наличии на БИЛ индикации огней «КЖ», «К» для изменения режима движения необходимо ввести команду «К 799», затем нажать «А» два раза и после появления «Б» огня нажатием кнопки «РМП» выбрать маневровый режим движения. После выполнения данных действий обязательно ввести команду «К 800».

4.10 Ввод номера пути осуществляется нажатием кнопки «П» на клавиатуре блока БИЛ-В, в информационной строке появится сообщение «НОМЕР ПУТИ». Если движение будет происходить в четном направлении, то вводится номер 2, если движение будет происходить в нечетном направлении, то вводится номер 1. Ввод номера пути - 0 запрещен. После ввода номера пути нажать кнопку ввода «А», в информационной строке появится сообщение «ПРИЗНАК ПРАВИЛЬНОСТИ» для движения по неправильному пути ввести цифру - 0, для движения по правильному пути ввести цифру - 1, после чего снова нажать кнопку ввода «А».

Примечание: Номер пути можно изменять как на стоянке, так и при движении локомотива. При движении по неправильному пути необходимо ввести признак правильности «0». Вводить номер пути необходимо после каждого включения питания аппаратуры КЛУБ-У. В местах разветвлений железнодорожных путей возможно ошибочное определение местоположения локомотива и, соответственно, неправильное отображение названий объектов, линейной координаты, допустимой скорости на блоке БИЛ. В случае возникновения данной ситуации необходимо набрать команду «К1», после чего нажать кнопку «А» на клавиатуре блока БИЛ.

При движении по маршруту, где отсутствует электронная карта, машинист должен с помощью команды «К 6» ввести линейную координату пути и признак изменения координаты. Координата пути это семизначное число, представляющее собой расстояние в метрах. Признак изменения координаты на блоке индикации БИЛ высвечивается как «изменение координаты» и вводится «1» независимо от направления движения.

4.11 Управление системой КЛУБ.

4.11.1 При установке контроллера в тяговую позицию через время не более 70сек (с момента установки рукоятки) необходимо начать движение локомотива и повысить скорость до Vфaкт = 2км/ч. В противном случае, если при достижении скорости Vфaкт = 2км/ч пройдет более 70 сек, то через 7±1 сек. произойдет автостопное торможение.

Если, выведенная в тяговую позицию, рукоятка контроллера остается в этом положении более 76 сек., и при этом не происходит движения, т.е. фактического перемещения локомотива на расстояние более 30 см, то произойдет срыв ЭПК. При невозможности выполнения требования о начале движения необходимо кратковременно, на 1,5 - 2 сек до окончания указанного временного интервала, установить контроллер в нулевое положение.

Если грузовой состав имеет более 250 осей, то перед выводом рукоятки контроллера из нулевого положения машинист может ввести команду «К 263», что позволяет увеличить время трогания без срабатывания контроля скатывания до 120сек. В этом случае вывод рукоятки контроллера из нулевого положения необходимо производить в течение 60сек. после ввода команды «К 263».

На локомотиве, производящем в маневровом режиме прицепку к составу, допускается производить трогание и движение со скоростью не более 3 км/ч при нулевом положении рукоятки контроллера, при условии, что давление в тормозной магистрали больше 4,5 кгс/см2, в тормозных цилиндрах больше 1,7 кгс/см2

Разрешается при взятии поезда с места на подъемах, для увеличения времени трогания, временно вводить команду «К 263».

4.11.2 Для проследования светофора с запрещающим показанием машинист обязан зафиксировать остановку локомотива не далее 150 м до сигнала с допустимой скоростью меньше 20 км/ч. После остановки локомотива нажать вспомогательную кнопку «ВК» через 2-3 сек. допустимая скорость станет равной 20 км/ч (если допустимая скорость осталась меньше 20 км/ч, то повторить нажатие «ВК»). Затем вывести рукоятку контроллера из нулевого положения и начать движение (одновременное нажатие рукояток РБ, РБП перед выводом контроллера из «0» не требуется). При проследовании светофора с запрещающим сигналом без предварительной остановки на любой скорости произойдет автостопное торможение. Проследовать светофор с запрещающим сигналом без предварительной остановки грузовому поезду возможно при условии, что данный светофор в электронной карте КЛУБ указан как «условно-разрешающий светофор».

4.12 В случае возникновения сбоев в работе аппаратуры КЛУБ - У машинист обязан ввести команду «К71» (режим самодиагностики КЛУБ-У) и проконтролировать наличие числового кода 1,2,3,4,5,6,7,9. В случае отсутствия одной из цифр кода (знак «-») необходимо сделать об этом запись в журнале ф. ТУ-152 и на обратной стороне бланка ф. ДУ - 61. Для выхода из режима самодиагностики ввести команду «К70».

4.13 Переход на локомотивный сигнал белого огня при показаниях на БИЛ красного огня разрешается только в установленных случаях указанных п.4.1.9 «Инструкции о порядке пользования автоматической локомотивной сигнализацией непрерывного типа (АЛСН) и устройствами контроля бдительности машиниста», утвержденной МПС России 25 октября 2001г. №ЦТ-ЦШ-889. Переход осуществляется одновременным нажатием машинистом кнопки «РБ» и помощником машиниста кнопки «РБП», затем нажатием вспомогательной кнопки «ВК».

4.14 Для выключения КЛУБ-У после окончания поездки необходимо выключить ЭПК, после чего выключить питание КЛУБ-У и снять кассету регистрации из кассетоприемника БИЛ.

4.15 Порядок действий при нарушениях нормальной работы КЛУБ-У.

4.15.1 В случае внезапного появления на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигналов красно- желтый или красный, при следовании локомотива со скоростью выше допустимой Vдоп для этих сигналов, машинист для предотвращения экстренного торможения действует порядком, оговоренным п. 1.4.1 настоящей инструкции.

4.15.2 В случае внезапного появления на БИЛ и БИЛ-ПОМ сигнала белого огня более 10 сек. при движении на перегоне или станционным путям, оборудованными устройствами АЛСН, машинист обязан снизить фактическую скорость VФ до скорости установленной для белого огня Vб=40км/ч, а затем убедиться в наличии на БИЛ необходимого значения несущей частоты канала АЛСН. В случае отсутствия этого значения установить его при помощи кнопки «f», расположенной на БВЛ-У. Если через 5 - 7сек. после установки необходимого значения частоты или при наличии необходимого значения несущей частоты канала АЛСН на БИЛ и БИЛ-ПОМ продолжает гореть сигнал белого огня, то машинист действует порядком, оговоренным п. 1.4.2 настоящей инструкции.

4.15.3 Если при движении на перегоне или по станционным путям, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, полностью выключится индикация на БИЛ и включится свисток ЭПК, который не прекращается нажатием на кнопки РБ или РБС, то машинист должен остановить поезд, выключить ЭПК, проверить положение автоматических выключателей и предохранителей КЛУБ, напряжение цепей управления, свечение светодиодов на блоке ИП-ЛЭ, после чего произвести перезапуск КЛУБ-У. Если после перезапуска работоспособность КЛУБ восстановилась, то машинист продолжает следование, сделав при этом соответствующую запись в журнале ф. ТУ-152. В противном случае машинист должен действовать в соответствии п. 4.16 настоящей инструкции.

4.15.4 Если на блоке БИЛ и БИЛ-ПОМ показания сигналов АЛСН соответствуют показаниям путевых светофоров и фактическая скорость V ниже допустимой скорости Vдоп для данного сигнала, а начавшийся свисток ЭПК не прекращается нажатием кнопки РБ или РБС, машинист периодически (2-3 раза) кратковременно на 5-7 сек. выключает ключом ЭПК. Если после очередного включения ЭПК работа КЛУБ восстановится и свисток прекратился, машинист продолжает движение сделав запись в журнале технического состояния локомотива ф. ТУ-152. В противном случае машинист должен выключить ЭПК ключом и далее действовать в соответствии с п. 4.16 настоящей инструкции.

4.15.5 Если внезапно раздавшийся свисток ЭПК не прекращается после выключения ЭПК ключом, машинист обязан не прерывая экстренного торможения, после остановки поезда перекрыть разобщительные краны тормозной и питательной магистралей к ЭПК и далее действовать в соответствии с п. 4.16 настоящей инструкции.

4.15.6 В случаях если на ведущей секции локомотива установлен один датчик ДПС и в пути следования произошел его отказ (пропадание скорости Vф или некорректное показание скорости Vф вызывающий в движении снятие питание с клапана ЭПК (срыв ЭПК) машинист должен действовать следующим образом:

- выключить питание КЛУБ тумблером «ПИТ»

- собрать аварийную схему следования без системы КЛУБ с отключением блока КОН;

- на локомотивах, оборудованных системой САУТ, на электровозах серии ЭС5К, оборудованных МСУД, тепловозах серии ТЭП70 и ТЭ25А, оборудованных МСУ-Т, позволяющих контролировать скорость движения на мониторе, после получения приказа ДНЦ на следование с неисправным КЛУБ следовать до пункта смены локомотивных бригад, порядком указанным в п. 4. 16 настоящей инструкции. По прибытии на станцию смены локомотивных бригад локомотив должен быть отцеплен от поезда или произведен ремонт или смена датчика ДПС.

- на локомотивах, не оборудованных дополнительным устройством, регистрирующим скорость движения (САУТ, МСУД, МСУ-Т), машинист должен довести поезд до первой станции с особой бдительностью со скоростью, обеспечивающей безопасное следование и затребовать вспомогательный локомотив.

В случае если локомотивная аппаратура МСУД, МСУ-Т не оборудована картами памяти, позволяющими расшифровать данные по поездке, машинист должен довести поезд до первой станции и затребовать вспомогательный локомотив.

4.15.7 В случае когда на блоке БИЛ не регистрируются показания скорости, времени, давления и т.д., в движении идет постоянный свисток ЭПК и нет возможности устранить неисправность силами локомотивной бригады, машинист должен сообщить ДНЦ или ДСП о неисправности КЛУБ и выключении ЭПК. После чего действовать в соответствии с п. 4.15.6 настоящей инструкции.

4.15.8 Для возможности привести локомотив в движение с отключенным КЛУБ машинист должен использовать следующие аварийные схемы:

- на тепловозах серии ТЭ10 перед приведением локомотива в движение запитать реле управления РУ-21 и при скорости более 2 км/ч отключить питание реле управления РУ-21;

- на тепловозах 2ТЭ25А на ведущей секции включить автомат SF-13, перекрыть на тормозном блоке разобщительный кран на ЭПК (установить его вертикально), на пульте управления включить тумблер «Аварийная работа без ЭПК»;

- на тепловозах серии ТЭП70 заклинить реле управления РУ-9 перекрыть разобщительные краны на ЭПК и включить ключ ЭПК;

- на электровозах серии ЭС5К запитать реле KV15 (провод Н44) поставив перемычку от провода Э6 (реле КТ2);

- на электровозах серии ЭП1 заклинить реле KV15;

- на электровозах серии ВЛ80с запитать линейные контактора 51 -54 поставив перемычку с провода Н2 (промежуточное реле 267) на провод Н9 или Н12 (промежуточное реле 270);

- на электровозах серии ВЛ80т запитать линейные контактора 51-54 поставив перемычку с провода Э7 (промежуточное реле 267) на провод Н9 или Н12 (промежуточное реле 270);

При подаче принудительного питания на промежуточное реле KV15 необходимо проверить правильность положения реверсоров QP («вперед» подключение реле КТ10 на электровозах серии ЭП1, и КТ7 на электровозах серии ЭС5К) и тормозных переключателей QT (положение «тяга»). Пользоваться рекуперативным тормозом при принудительно заклиненном (включенном) промежуточном реле KV15 запрещается.

4.15.9 При повышении установленных скоростей движения (отмена длительно действующих ограничений скорости) для исключения невыдержки перегонного времени хода, по причине несоответствия допускаемых скоростей движения, установленных приказом начальника дороги и заложенных ранее в электронной базе данных КЛУБ, в период корректировки электронной карты, машинисту разрешатся при следовании по зелёному или жёлтому огням локомотивного светофора отключать электронную карту КЛУБ-У на участке указанном в приказе (телеграмме), посредством ввода номера пути 11 или 12 (в нечетном/нечетном направлении) с последующим включением электронной карты после проследования участка на котором изменена скорость.

4.15.10 Запрещено отключать электронную карту КЛУБ в случае изменения допускаемых скоростей движения в сторону уменьшения и не внесенных в электронную карту КЛУБ-У (в период её корректировки).

4.15.11 После каждого отключения электронной карты КЛУБ-У машинист должен сделать пояснение на обратной стороне бланка предупреждений ф. ДУ-61, с обязательным указанием причины.

4.15.12 Запрещается отключать электронную карту устройств КЛУБ-У при следовании на запрещающий сигнал светофора локомотивного светофора по главным путям станции и боковым путям станции когда ордината светофора с бокового пути соответствует ординате светофора с главного пути.

4.16 При следовании локомотивов, оборудованных КЛУБ, с выключенным ЭПК в ситуациях, отраженных в п. 4.15.1 - 4.15.6 настоящей инструкции, машинист обязан:

- немедленно сообщить ДНЦ или ДСП о выключении ЭПК (КЛУБ), и следовать до пункта смены локомотивных бригад по регистрируемому приказу ДНЦ с соблюдением мер обеспечения безопасности движения, руководствуясь показаниями путевых светофоров и скоростью Vф регистрируемой на КЛУБ (МСУД, МСУ-Т, САУТ);

- собрать (при необходимости) аварийную схему тягового режима, шунтируя (включения параллельной цепи) только блокировочный контакт ЭПК, (схемы ЭПК) и отключить блок КОН;

- при следовании с пассажирским, пригородным, почтово-багажным поездом следовать со скоростью не более 100 км/ч при наличии сообщения от ДНЦ (ДСП) о свободности межстанционного перегона;

- при следовании с грузовыми, грузопассажирскими, хозяйственными и другими поездами при наличии сообщения от ДНЦ (ДСП) о свободности межстанционного перегона следовать со скоростью не более 70 км/ч;

- при отсутствии сообщения от ДНЦ (ДСП) о свободности межстанционного перегона при зеленом огне путевых светофоров с пассажирскими, пригородными, почтово-багажными поездами следовать со скоростью не более 80 км/ч, с остальными поездами следовать со скоростью не более 50 км/ч.

Светофор с желтым огнем (двумя желтыми огнями) машинист должен проследовать со скоростью не более 40 км/ч, а светофор с желтым огнем, ограждающим блок-участок длиной менее требуемого тормозного пути проследовать со скоростью не более 20 км/ч.

При приближении к автомобильному переезду при следовании по правильному или неправильному пути машинист должен заблаговременно снизить скорость, и проследовать головой переезд со скоростью не более 40 км/ч, после чего повысить скорость до установленной.

4.17 Регистрируемый приказ ДНЦ на следование с отключенными устройствами КЛУБ записывается в журнал диспетчерских распоряжений и передается машинисту и всем ДСП участка по форме:

Приказ № дата время мск.вр. Машинисту поезда № ввиду

неисправности КЛУБ разрешаю следовать по участку (перегону) до ст.___________

с особой бдительностью, руководствуясь сигналами автоблокировки. (полуавтоблокировки) ДНЦ

Машинист локомотива записывает приказ ДНЦ в журнал технического состояния локомотива ф. ТУ-152.

4.18 ДСП станции отправления при передаче сообщения ДСП соседней станции об отправлении поезда с неисправной системой КЛУБ дополнительно должен сообщить, что локомотив следует с неисправным КЛУБ, с аналогичной записью в журнале ф. ДУ-1.

4.19 ДСП, при появлении поезда с неисправным КЛУБ на участке приближения, обязан заранее проинформировать по поездной радиосвязи машиниста локомотива о порядке проследования станции и следования на впереди лежащий перегон с указанием свободности или занятости перегона. При неполучении ответа от машиниста на вызов по поездной радиосвязи ДСП обязан принять все меры к остановке поезда.

4.20 При следовании с отключенным ЭПК машинист подтверждает свою бдительность кратковременным переводом ручки крана машиниста (усл. № 395, 130) в первое положение при проследовании предвходного, входного и выходного сигналов станции. Напротив поста ЭЦ машинист подает оповестительный сигнал.

Помощник машиниста должен находиться на своём рабочем месте, внимательно наблюдать за показаниями каждого путевого светофора, при появлении его видимости докладывать машинисту показание светофора, и контролировать исполнение машинистом требование сигнала, а при следовании на запрещающий сигнал и не принятием машинистом мер к остановке поезда, принять меры к экстренному торможению (нажатие на кнопку клапана экстренного торможения, открытие крана экстренного торможения, выключение тумблера питания КЛУБ и обратное его включение, выключение и обратное включение автоматических выключателей «КЛУБ»).

4.21 При следовании с неисправным КЛУБ машинист должен периодически проверять работоспособность КЛУБ путем включения ЭПК. Если работа КЛУБ при одном из включений ЭПК восстановится, машинист обязан, сообщить ДНЦ о восстановлении работы КЛУБ, и продолжить движение с включенным ЭПК, а ДНЦ, в свою очередь, обязан отменить приказ и ограничения, предусмотренные для случаев движения поезда с выключенными устройствами безопасности. По прибытии в депо машинист должен составить подробное объяснение по поводу случившегося, указав место, время отказа, номер взятого приказа, фамилию ДНЦ. Объяснения должны сдаваться вместе с кассетами регистрации и инженеру цеха эксплуатации, работающим с системой КАС АНТ.

4.22 В случае сбоя и последующего восстановления нормальной работы КЛУБ машинист обязан сообщить об этом ДСП, ограничивающим перегон, указав при этом номер светофора, километр, пикет, входные или выходные стрелочные секции станции или номер станционного пути и характер сбоя.

ДСП, получив уведомление машиниста о неисправности путевых устройств АЛСН, должен сделать соответствующую запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети и известить электромеханика, который обязан принять меры к выяснению причин и устранению неисправности.

4.23 Обо всех обнаруженных в пути следования нарушениях нормального действия КЛУБ (в том числе кратковременных отключениях ЭПК), а также об остановках локомотива при срыве ЭПК машинист должен сделать соответствующие записи в журнале ф. ТУ-152 и на обратной стороне бланка предупреждений ф. ДУ-61.

4.24 Каждый случай неисправности или нарушения нормального действия КЛУБ, принудительной остановки устройством КЛУБ локомотива в пути следования, срыва пломб с фиксатора открытого положения разобщительного крана тормозной магистрали, выключения ЭПК разобщительным краном или ключом ЭПК (в том числе кратковременного), переключения на БИЛ и БИЛ-ПОМ

с индикации сигнала красного огня на индикацию сигнала белого огня при следовании по участкам, оборудованным путевыми устройствами АЛСН, а также другие, выявленные при расшифровке кассет регистрации, нарушений нормального действия или неправильного использования КЛУБ должны быть разобраны главным инженером депо в 3-х суточный срок с участием представителя дистанции сигнализации, централизации и блокировки или представителя ДЦ МСУБ.

4.25 При следовании с отключенным КЛУБ и записи параметров движения на электронный носитель системы САУТ, МСУД или МСУ-Т по прибытии локомотива в основное депо или ПТОЛ данные по поездке должны быть считаны специалистами ремонтных депо, расшифрованы и переданы в эксплуатационное депо для их хранения в отделении расшифровки скоростемерных лент. Ответственность за организацию считывания параметров движения и их последующую расшифровку возлагается на главных инженеров эксплуатационного депо.

4.26 При штатном отключении головной секции 2-х, 3-х, 4-х секционного локомотива вследствие ее неисправности для исключения автостопных торможений от КЛУБ при трогании поезда с места машинист должен использовать аварийную схему указанную в п. 4.15.8 без выключения системы КЛУБ.

4.27 Управление локомотивом с неисправной системой КЛУБ машинистом, работающим без помощника машиниста, запрещено на всех участках железной дороги и во всех видах движения.

При неисправности системы КЛУБ на локомотиве, обслуживаемом машинистом без помощника машиниста, для освобождения перегона поезд следует по приказу ДНЦ до первой станции, где в голову поезда должен быть поставлен вспомогательный локомотив.

Наши рекомендации