Тема 3. Рихтовочные машины: классификация и общее устройство.
Учебные вопросы:
1. Назначение, конструкция, принцип действия машины Р-2000.
2. Назначение, конструкция, принцип действия машины ПРБ.
Машина Р-2000 (производительностью до 2000 шпал/ч) предназначена для выправки пути в плане (рихтовки) и уплотнения балласта у торцов шпал при строительстве, всех видах ремонта и текущем содержании железнодорожного пути с рельсами Р65 включительно, с деревянными и железобетонными шпалами на всех видах балласта.
Рисунок 10- Путерихтовочная машина Р-2000
Она состоит из собственно машины и прицепной платформы. Машина имеет рабочие органы, энергетическую установку, системы и механизмы, обеспечивающие выполнение технологических операций и движение в рабочем и транспортном режимах. Прицепная платформа служит для увеличения измерительной базы рихтовочной контрольно-измерительной системы и может использоваться для перевозки в ней инструмента и оборудования, применяемых для производства работ. Машина I(рис. 8.22) постоянно соединена с платформой //.Их расцепляют только при погрузке на подвижной состав для транспортировки и при ремонте.
Машина состоит из следующих основных частей:
экипажной части, которая служит основанием для размещения рабочих органов и систем, обеспечивающих их работу и состоящей из силовой установки, силовой передачи (трансмиссии), ходовой части и кабины; рабочих органов для выполнения технологических операций и включающих рихтовочное устройство и уплотнители балласта у торцов шпал;
контрольно-измерительной системы для измерения отклонений в положении пути и подачи команд на рихтовочный блок, выполняющего рихтовку пути, и контроля положения пути после рихтовки. Она состоит из комплекса тележек контрольно-измерительной системы, системы управления рихтовкой, контрольной системы и лазерного устройства;
гидравлической системы для приведения в действие рабочих органов и. обеспечения вспомогательных операций рабочего цикла;
пневмосистемы для выполнения вспомогательных операций при работе машины и перевода тележек контрольно-измерительной системы в рабочее и транспортное положения;
электрооборудования для управления рабочими процессами'освещения, сигнализации и связи.
Машина / представляет собой самоходную железнодорожную единицу. Ее основу составляет экипажная часть. Рама машины 5 опирается на две двухосные тележки 1,11, одна из которых // приводная. Все оси машины и платформы оборудованы тормозами. В задней части рамы расположена кабина 2Г в которой оборудованы рабочие места машиниста и оператора, управляющих" машиной при ее движении в транспортном режиме и при рихтовке пути.
На раме около кабины установлены уплотнители балласта у торцов шпал 3 и рихтовочное устройство 4. В средней части машины размещены реверс-раздаточная 6 и раздаточная 9 коробки, связанные с дизелем и колесными парами карданными валами 7 и 10, компрессоры пневмосистемы, генератор и др. Силовая установка и приводные органы закрыты капотом 8 и съемными боковыми щитами. На машине и платформе размещены тележки А, Б, В, Г, Д контрольно-измерительной системы.
Между задней А и передней Д тележками машины натянут рихтовочный трос измерительной системы, а между тележками А и В — трос контрольной хорды (на рисунке не показаны).
При движении в транспортном режиме машиной управляет машинист, находящийся в кабине на рабочем месте, где сосредоточены органы управления двигателем, силовой передачей, тормозами и приборы, контролирующие их работу.
На рабочем месте оператора размещены органы управления передвижением машины в рабочем режиме, рабочими органами, контрольно-измерительной системой и приборы, контролирующие их работу.
Рихтовка пути производится по одному из методов: сглаживанием, фиксированным точкам, по лазерному лучу или оптическим визированием. Рихтовка пути методом фиксированных точек и оптическим визированием проводится циклически. Управление процессом полуавтоматическое. Рихтовка пути методом сглаживания и по лазерному лучу может производиться как циклически, так и непрерывно. В последнем случае управление рихтовкой автоматическое.
Рихтовка методом сглаживания, по фиксированным точкам и по лазерному лучу производится так же, как и машиной ВПР-1200.
При рихтовке оптическим визированием, так же как и по лазерному лучу, обеспечивается наиболее высокая точность выправки. Этот метод применяется на прямых участках пути'большой протяженности. В этом случае базой для рихтовки пути служит визирная линия, проведенная наблюдателем от оптического прибора ПРПМ, установленного впереди машины, до визирного щитка, находящегося на передней тележке. Специальная отметка на визирном щитке должна совпадать с перекрестием оптического прибора. За этим следит наблюдатель через специальное устройство. В случае необходимости внесения поправок это достигается изменением положения передней точки измерительной системы при помощи радиопередатчика.
Контроль рихтовки пути осуществляется контрольным устройством, записывающим положение пути в плане на ленту самописца, установленного в кабине. Натурное положение пути может быть записано дои после выправки.
Уплотнитель балласта и рихтовочное устройство выполнены, как на машине ВПРС-500. Остальные составные части машины аналогичны соответствующим частям машин ВПР-1200 и ВПРС-500 или несколько упрощены в связи с тем, что машина Р-2000 предназначена для выполнения меньшего числа технологических операций.
Ниже приведены технические характеристики выправочно-подбивочно-рихтовачных машин.
ПРБ (Путерихтовочная машина системы Балашенко)Рис 2.Машина является специализированной рихтовачной машиной, предназначенной для непрерывной рихтовки прямых участков пути и состоит из фермы, (рис 8.36) опирающейся на две ходовые тележки 3 и 15, рихтовочного рычага 5 ного рычага 5 с электромагнитами и механизмом вывешивания 6 рельсо-шпальной решетки, рабочего 7 и контрольного / стре-лографов, плугов 14 с дисками, уплотняющих катков 2, столов оператора 10 и контрольного Л, лентопротяжные механизмы которых приводятся в действие от масштабного катка 13 механической передачей 12, гидрооборудования,пневмооборудования 9, электрооборудования, а также бытового оборудования для бригады, обслуживающей машину. Для ориентирования графика стрел изгиба предусмотрен отметчик 4. На ферме смонтирован кузов машины, внутри которого размещены энергетическое и контрольно-измерительное оборудование, а также бытовые помещения.
Ходовая тележка 15 (М 1) — типовая, вагонная ЦНИИ-ХЗ-0.
Рисунок 11 - ПРБ Путерихтовочная машина системы Балашенко
Ходовая тележка 3 (№2) — специальной конструкции, предназначена для размещения концевой тележки рабочего стрелографа и механизмов — распора тележки и 2 — распора колес. Эти механизмы предназначены для исключения влияния на рихтовку пути зазоров между гребнем бандажа и рабочей гранью головки рельса, а также в подшипниках и буксах колесных пар.
Рихтовочный рычаг (рис.3.) является силовым органом машины и предназначен для исполнения команд по сдвижке пути в заданное положение. Он состоит из рамы 13, закрепленной задним концом при помощи двухшарнирного хомута 12 на вертикальной оси ходовой тележки № 2. Передний опирается катками 3 на балку 7 механизма вывешивания конец рамы.
Последняя может перемещаться в вертикальной плоскости между направляющими стойками 5, приваренными к низу фермы машины. Подъем балки вверх ограничивается скобами 4. На кронштейны 2 рихтовочного рычага подвешены электромагниты 1. Рисунок
Рисунок 12- Рихтовочный рычаг
Сдвижка рихтовочного рычага с магнитами и рельсо-шпальной решеткой в горизонтальной плоскости, т. е. рихтовка пути осуществляется гидроцилиндрами 19 и 20, которые своими корпусами шарнирно соединены с упором 6 поперечной балки 7, а
штоками — с кронштейнами 8 и 17 рамы рычага. Усилие сдвижки, создаваемое гидроцилиндрами, передается на рельсы через рихтовочные ролики 21. Для удержания рельсо-шпальной решетки от выбросов при рихтовке бесстыкового пути предусмотрены обжимные ролики 9 и 15, установленные на кронштейнах 11 и 14. Ролики приводятся в действие гидроцилиндрами 10 и 16. Для защиты электромагнитов от механических повреждений балластом и другими предметами, находящимися на пути, на раме рычага предусмотрено отвальное устройство 18.
Электромагниты 1 рихтовочной машины предназначены для вывешивания путевой решетки и отличаются от электромагнитов электробалластеров и машины ВПО-3000 конструкцией остова, полюсных решеток и опорных роликов. Механизм вывешивания рельсо-шпальной решетки предназначен для снижения ее сцеплейия с балластной призмой, а следовательно, усилий, необходимых для ее сдвижки при рихтовке. Рельсо-шпальную решетку при рихтовке не поднимают, а лишь, вывешивая уменьшают ее
Рисунок 13- Механизм вывешивания рельсо-шпальной решетки
сцепление с балластной призмой. Таким образом исключается попадание частичек балласта под нижнюю постель шпал, а следовательно, искажение профиля пути и его положения по уровню. Достигается это ограничением величины давления жидкости в гидроцилиндрах механизма, в результате чего они развивают усилие, равное 0,8—0,9 силы, необходимой для отрыва рельсо-шпальной решетки от балластной призмы.
Механизм вывешивания рельсо-шпальной решетки (рис.4.) состоит из двух гидравлических цилиндров 1, которые корпусами соединяются шарнир-но с балками 14 фермы, а штоками — через винтовую тягу 9 с опорной балкой
12. На последнюю опирается рихтовочный рычаг катками 6. Подъем катков ограничивается кронштейнами 4. Опорная балка удерживается от смещений: вдоль оси машины направляющими 10, приваренными к нижним балкам 2 фермы, поперек оси — упорами 5 и от вертикальных — выступами 11 и засовами
13. В транспортном положении опорная балка с рихтовочным рычагом закрепляются гайками 3 с штурвалами и с помощью рукоятки 7 канатика 8 — засовами 13.
Плуги 14 (см. рис.2) с дисками при рихтовке пути отваливают балласт от концов шпал также для снижения усилия при рихтовке пути. После сдвиж ки пути уплотняющими катками 2уплотняют балласт у концов шпал для закрепления пути от упругих деформаций.
Рабочий и контрольный стрелографы являются главными управляющими органами машины при рихтовке и контроле за состоянием пути после прохода машины. Рабочий стрелограф состоит из пяти тележек: № 1, 2, 3, 4 и 5 [точки Тг—Тъ]; пневмоцилиндров / их подъема и опускания; стального каната 2, являющегося хордой стрелографа, и механизма 3 ее натяжения. Тележки № 1 и 5 являются концевыми при работе стрелографа с хордой длиной 27 м. На тележке № 1 установлен блок для направления каната к механизму натяжения, а на тележке №5 — блок для её прижатия к рельсам. Тележка № 2 служит концевой при работе стрелографа с хордой длиной 15 м. Тележки № 3 и 4 играют роль следящих и предназначены для измерения и дистанционной передачи к столу оператора значений стрел изгиба при работе стрелографа с хордами длиной 15 и 27 м. В соответствии с полученными данными на столе оператора формируется команда механизму рихтовки пути. Тележки стрелографа и механизм натяжения хорды путерихтовочной машины Балашенко имеют некоторые конструктивные особенности по сравнению с соответствующими узлами путерихтовочного устройства на электробалластере.
Вопросы для самоконтроля:
1. Поясните назначение, конструкцию, принцип действия машины Р-2000.
2. Пояснение назначение, конструкцию, принцип действия машины ПРБ.