Транспортная подвижность населения
В жизни человека важное значение имеют жилье, место работы, образование, культурно-бытовые и просветительные потребности, отдых. Реализовать все эти функции в одном месте в настоящее время не представляется возможным. Появляется потребность в передвижении.
Потребность населения в передвижениях определяется уровнем развития общества, его социальной структурой, уровнем развития общественного производства, сложившимся укладом жизни, характером расселения и т. д.
С 1913 г. численность населения России увеличилась примерно в 2,4 раза, а пассажирооборот - в 19 раз. В среднем на каждый процент прироста населения пассажирооборот увеличился ориентировочно на 16 %. Следовательно, рост объема пассажирских перевозок происходит не только вследствие увеличения числа жителей. Он в большей степени зависит от развития техники, информации, связи, бюджета свободного времени и реальных доходов населения, культурно-бытовых и общественных запросов отдельных людей, концентрации их места жительства и сфер приложения труда, роста городов и их территорий, расширения возможностей отдыха и тяги жителей к общению. Рост подвижности населения происходит преимущественно за счет социальных, а не демографических факторов.
Перемещения людей можно представить в виде суммы передвижений (корреспонденций). Передвижениемназывают перемещение людей от двери пункта отправления до двери пункта назначения. Передвижения могут быть простыми, сложными пешеходными, транспортными и составлять цепочки передвижений.
Простыминазывают передвижения от пункта отправления до пункта назначения, совершаемые пешим ходом или в виде беспересадочной транспортной поездки. Сложными- состоящие из пешеходных и транспортных передвижений или только транспортных, но с пересадкой.
Пешеходнымии транспортныминазывают соответственно передвижения пешим ходом и с использованием различных транспортных средств.
Передвижения от момента входа пассажира в транспортное средство до момента выхода из него носят название поездки.
Интенсивность передвижений количественно выражают показателем, который носит название подвижности населения.
В настоящее время различают понятия потенциальной, реализуемой, абсолютной, общей, пешеходной, транспортной подвижности, подвижности на автомобильном транспорте, учетной транспортной подвижности. Наиболее часто используются следующие разновидности понятия подвижности населения.
Подвижность населения- число передвижений, совершаемых в транспорте и пешим ходом на одного жителя в год (Р):
Р =П/К, (1.1)
где П - количество передвижений за год;
К - число участников передвижений.
Транспортная подвижность -число передвижений, совершаемых на транспорте на одного жителя в год (без пешеходных):
Л-р = 2/кж» (1-2)
где <2 - численность пассажиров, перевезенных за год;
Кж- количество жителей.
Подвижность на автомобильном транспорте -число передвижений, совершаемых на автомобильном транспорте на одного жителя в год.
Учетная транспортная подвижность -число перемещенных пассажиров на всех видах городского пассажирского общественного транспорта, приходящееся на одного жителя в год (с учетом приезжих и пригородных пассажиров, а также пересадок с одного маршрута или вида транспорта на другой).
Потенциальная подвижность- число передвижений, соответствующее запросу населения, определяемое его биологической и общественной потребностью, социально-экономическими характеристиками эпохи, производственной необходимостью, исторически сложившимся укладом жизни, развитием средств информации и связи, культурными потребностями.
Реализуемая подвижность- фактическое число передвижений в заданных условиях места и времени.
Абсолютная подвижность- фактическое реализуемое число передвижений определенной группы населения, которое устанавливается натурными обследованиями. Например, для групп жителей города Кг, пригорода Кпр, других городов Кдр гподвижность
Рг =Пг/Кг; Рпр =Ппр/Кпр; Рдр.г= Пдр.г/Кдр.г, (1.3)
где Пг, Ппр, Пдр.г- количество перемещений соответственно населения города, пригорода и приезжих из других городов.
Общая подвижность(Р0б) - число передвижений в единицу времени (год, сутки, час) всеми группами населения, участвующего в передвижении, отнесенное к числу жителей, проживающих в административных границах населенного пункта (Кж).
П+П+П
Л>б= — 77 — • (1.4)
Кж
Представители разных социально-возрастных групп имеют различную подвижность, которая зависит от профессионально-дело- вой деятельности, внепроизводственного общения, размера семьи, возраста, пола и т. д. Подвижность населения зависит и от сезона года, месяца, дня недели, времени суток и др.
Основным фактором, определяющим величину транспортной подвижности, является распределение населения по социальным категориям - рабочие, служащие, учащиеся вузов и техникумов, пенсионеры, школьники и др. До 1990 г. в нашей стране проводились серьезные исследования по определению зависимостей между численностью населения городов и категориями поездок различных групп населения, которые служили базой для прогнозирования количественных показателей общей и транспортной подвижности.
При принятии решений по организации перевозок пассажиров потребность населения в перевозках классифицируют. Например, в работе "Транспортная логистика" [10] все передвижения жителей города делятся на две группы: добровольные и вынужденные. Добровольная подвижность характеризуется поездками, совершаемыми в свободное время, вынужденная - поездками, совершаемыми при выполнении социальных функций (например, поездки на работу, на учебу).
Согласно традиционным подходам к организации пассажирских перевозок общественным транспортом все передвижения жителей можно разделить следующим образом:
Передвижения с трудовыми целями.
Передвижения с учебными целями.
Передвижения к зрелищным и культурно-просветительным учреждениям (театрам, концертным залам, кино, клубам, музеям, библиотекам и др.).
Бытовые передвижения населения (к магазинам, рынкам, столовым, кафе, ателье, детским садам, яслям, поликлиникам, больницам, различным мастерским).
Передвижения с целями активного отдыха.