Высшим руководящим органом линейной судоходной компании является Совет учредителей (директоров), состоящий из лиц, материально и морально заинтересованных в деятельности компании. Совет директоров может насчитывать от 5 до 29 членов, избираемых акционерами. Один из членов Совета директоров является президентом компании. Он руководит всей деятельностью компании и претворяет в жизнь решения Совета директоров. Схематично организационная структура линейной судоходной компании выглядит следующим образом (Рис.1).
Рис.1. Организационная структура судоходной компании
Отдел управления работой флота | |
Отдел бух. учета и аудита | |
Отдел качества и безопасности | |
| | | | | |
| | Директор по технической эксплуатации | | | |
|
|
| Отдел технической эксплуатации | |
Вся деятельность судоходной компании направлена на эффективное управление имеющимися судами с целью получения прибыли. Для понимания сути этой деятельности надо в первую очередь знать свойства управляемых объектов – морских транспортных судов.
МОРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СУДА
3.1. ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ
Под типовыми понимаются такие эксплуатационные характеристики специализированных судов, которые определяют возможность и эффективность их использования на перевозках данного рода грузов. Каждый род груза имеет свои транспортные особенности: физическое состояние (жидкий, навалочный, штучный), массу и габаритные размеры одного места, допустимую высоту укладки, удельный погрузочный объем, взрыво- и пожароопасность, требования к тепловлажностному режиму и прочие характеристики. Эти особенности и обусловливают ряд общих типовых характеристик для специализированных судов данного назначения: число палуб, удельную грузовместимость, конструкцию грузовых помещений, наличие специального оборудования и систем. На выбор грузоподъемности и скорости специализированных судов влияют партионность отправок груза, его ценность и требования к срокам доставки, общая схема перевозки — между базисными специализированными терминалами или сложные рейсы с большим числом портов погрузки и выгрузки. В пределах диапазона, обусловленного этими факторами, грузоподъемность и скорость судов данного назначения колеблются в зависимости от дальности перевозок и условий работы флота на каждом конкретном направлении. Суда одного назначения могут также отличаться друг от друга по типу СЭУ и роду топлива, материалу корпуса, ледовому классу, степени автоматизации. Эти характеристики определяются не родом груза, а уровнем технического прогресса и районом плавания судов.
Исходным пунктом специализации является физическое состояние груза: суда для наливных грузов и сухогрузные суда. Среди наливных различают суда для перевозки сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных масел, химических грузов, спирта, сжиженных газов.
Сухогрузные суда делятся на лесовозы, транспортные рефрижераторы, суда для перевозки навалочных грузов, суда для перевозки генеральных грузов на регулярных линиях (грузовые лайнеры).
Суда для навалочных грузов могут быть узкоспециальными (рудовозы, углевозы, цементовозы, бокситовозы) и широкой специализации, приспособленные для безопасной и эффективной перевозки всех основных навалочных грузов (угля, зерна, руды, удобрений).
Грузовые лайнеры специализируются не по роду груза, а по направлениям перевозок: характеристики этих судов должны в максимальной степени соответствовать структуре грузопотока генеральных грузов и условиям эксплуатации на предполагаемой регулярной линии. Особую группу составляют специализированные грузовые лайнеры для перевозки генеральных грузов укрупненными местами и самоходной техники—контейнеровозы, лихтеровозы, суда с горизонтальной погрузкой.
Особое место занимают суда совмещенной специализации и комбинированные. К первым относятся навалочники, приспособленные для перевозки какого-либо вида штучных грузов (навалочники-лесовозы, навалочники-автомобилевозы, навалочники-контейнеро-возы), а также грузовые лайнеры с помещениями для контейнеров, генеральных и рефрижераторных грузов и нефтегазовозы. К комбинированным относятся суда, приспособленные для перевозки наливных и навалочных грузов (нефтерудовозы и нефтенавалочники) и грузопассажирские лайнеры.
Наконец, значительная часть сухогрузного флота состоит из судов универсального назначения. Они эксплуатируются в нерегулярном, рейсовом судоходстве и в зависимости от конкретных заданий и заключенных сделок перевозят различные, в основном массовые грузы: навалочные, лесные, металл. В период сезонного роста перевозок такие суда привлекают и для работы на регулярных линиях.
Создание специализированных типов судов обусловлено специфическими транспортными характеристиками груза и наличием достаточно больших и устойчивых грузопотоков. Поэтому в первую очередь выделились суда для перевозки жидких грузов (танкеры), затем рудовозы и углевозы, лесовозы, транспортные рефрижераторы. Появились также новые типы специализированных судов — автомобилевозы, суда для сжиженных газов, химовозы, суда для тяжеловесного и габаритного оборудования.
Переход на перевозку генеральных и лесных грузов укрупненными грузовыми местами стандартных размеров привел к созданию новых типов специализированных судов: контейнеровозов, ролкеров, лихтеровозов, лесовозов-пакетовозов. Основой специализации является в данном случае изменение технологии перевозок, которое позволило свести все многообразие генеральных грузов к типовым укрупненным местам стандартного размера. Для перевозки и перегрузки этих стандартных мест были созданы специализированные суда и терминалы.
Специализация флота направлена на повышение эффективности и качества морских перевозок. Технико-эксплуатационные характеристики этих судов обеспечивают при перевозке данного рода груза хорошие мореходные качества и безопасность мореплавания, .сохранность груза, сокращение продолжительности и стоимости грузовых работ. Учитывая, что специализированные суда загружены, как правило, только в одном направлении рейса, при их проектировании большое внимание уделяется требованиям мореходности не только в грузу, но и в балласте.
Высокая интенсивность и низкая стоимость грузовых работ обусловили большую эффективность увеличения грузоподъемности специализированных судов, которая в этих условиях лимитируется лишь партионностью отправок и глубинами на морских путях и в портах. Так как экономический эффект от увеличения грузоподъемности возрастает с ростом дальности перевозок, то крупнотоннажные специализированные суда особенно эффективны на дальних океанских линиях.
Для повышения экономичности работы крупнотоннажных судов их эксплуатируют между двумя—четырьмя базисными портами, откуда груз развозят в пункты потребления на судах прибрежного плавания или сухопутным транспортом. Благодаря малой продолжительности и стоимости работ возникающие при этом затраты на дополнительную перевалку груза сравнительно невелики. Окупаются также и затраты на строительство и оборудование специализированных и глубоководных терминалов. Такая практика получает распространение на всех океанских направлениях перевозок наливных, навалочных, лесных грузов и контейнеров. Таким образом, эффективность крупнотоннажных специализированных судов ведет к изменению организации движения флота и накладывает отпечаток на основные принципы развития портов.
Недостатком специализированных судов является невозможность или нерациональность их использования для перевозок других грузов, что ведет к увеличению доли порожних (балластных) пробегов. Поэтому важной современной тенденцией в развитии флота является переход от строительства узкоспециализированных судов к судам широкой специализации и комбинированным. Это позволяет, с одной стороны, использовать все преимущества специализации, а с другой — сократить балластные пробеги флота за счет обратной загрузки судов, организации рейсов по многоугольникам и т. д.
Морской транспортный флот пополняется и будет пополняться в ближайшие годы многими типами специализированных судов. Изменение технологии перевозок грузов, специализация флота и портовых терминалов — составные элементы создания специализированных транспортно-технологических схем, внедрение которых обеспечивает повышение эффективности перевозок.