Организация перевозок грузов промышленных предприятий
К грузам промышленных предприятий относятся: сырье; материалы; полуфабрикаты; комплектующие изделия; готовая продукция;оборудование; топливо; запасные части; различные вспомогательные материалы, обеспечивающие процесс производства.
Объем и структура грузопотоков зависит отмощности предприятия, характера выпускаемой продукции, технологии производства и концепции менеджмента. На промышленных предприятиях существуют три вида грузопотоков – внутрицеховые, внутризаводские и внешние. В соответствие с этим транспорт делится на внутрицеховой, внутризаводской и внешний.
Подвижной состав внутрицехового транспорта состоит из различного вида напольных средств перемещения грузов (самоходные и несамоходные тележки), подъемно-транспортных машин, устройств и механизмов, которые доставляют на рабочие места необходимые материалы, детали, полуфабрикаты и обеспечивает последовательность выполнения операций технологического процесса цеха. Планирование и организация работы внутрицехового транспорта проводится с учетом существующего плана производства цеха и технологического процесса.
Внутризаводской транспорт осуществляет перевозку грузов между цехами промышленного предприятия и между цехами и общезаводскими складами. Он обеспечивает реализацию логистических связей и технологического процесса всего предприятия. Результаты работы определяется в тех же единицах, что и для внутрицехового транспорта (т, штуки, м3, ездки, авточасы). Планирование работы внутризаводских перевозок осуществляется с учетом общих целей предприятия и задач отдельных подразделений. Часто автомобили, обслуживающие внутризаводские грузопотоки, передвигаются по территории предприятия без выезда за ее пределы, т.к. у них отсутствуют номера государственной регистрации.
Внешние транспортные связи промышленных предприятий включают перевозки грузов между данным предприятием и предприятиями-смежниками, складами сырья, топлива и других материалов, расположенных за пределами предприятия, а также вывоз готовой продукции. Для обеспечения внешних перевозок применяется подвижной состав различных видов транспорта. Кроме собственного парка транспортных средств широко привлекается подвижной состав транспорта общего пользования. Обычно парк подвижного состава промышленного предприятия, за исключением тех транспортных средств, которые являются оборудованием производственных цехов, объединен в транспортный цех (отдел), на который возложены все функции по планированию работы, организации перевозок и технической эксплуатации подвижного состава.
Транспортный цех является самостоятельным производственным подразделением предприятия со своими специфическими функциями и непосредственно подчинен дирекции предприятия. Свою работу транспортный цех увязывает с планами производственных цехов, отделов материально-технического снабжения и сбыта готовой продукции.
Планирование работы транспортного цеха промышленного предприятия проводится отделом эксплуатации совместно с диспетчерскими службами обслуживаемых цехов и подразделений. Оперативные планы составляются по группам транспортных средств и обслуживаемым объектам.
В отдельных случаях транспортный цех может выступать как самостоятельное юридическое лицо.
Перевозки металла
Металл и изделия из него, а именно прокатный металл и металлоизделия, могут быть разнообразного сортамента, который принято делить на следующие группы:
а) малогабаритные металлические изделия (электроды, ферросплавы, кровельная жесть, бухты, различные метизы, цветной металл в слитках и др.);
б) металлопрокат различного профиля, имеющий длину до 14 м;
в) прутки диаметром 10…18 мм, листы толщиной 2 мм и более;
г) трубы различного диаметра, фермы и другие, предъявляемые для перевозки металлоконструкции.
Доставку потребителям осуществляют с металлобаз, складов готовой продукции или от оптовых распространителей. Погрузочно-разгрузочные работы выполняют, обычно, при помощи различных механизмов: мостовых, козловых, автомобильных и других видов кранов, автопогрузчиков, автомобилей-сомопогрузчиков и др.
Технология перевозок определяется объемами перевозок, видом и сортаментом металла, наличным типом и количеством транспортных средств. Металлы и металлические изделия могут перевозиться в упаковке или без нее. Способ упаковки выбирает изготовитель и с учетом мнения потребителей.
Деревянные ящики, применяемые при транспортировании, должны соответствовать требованиям стандартов в зависимости от массы перевозимого в них груза. Рулоны или пакеты рулонов металлической ленты должны быть обернуты слоем бумаги, затем полимерной пленки или ткани и скреплены проволокой или мягкой лентой не менее чем в трех местах. Проволока может перевозиться на катушках, бобинах, барабанах, в мотках или бухтах. Каждое грузовое место должно быть соответствующим образом упаковано и по необходимости укрупнено. Прутки, полосы в связке должны быть плотно обвязаны в поперечном направлении через каждые 2…3 м, а по требованию потребителя 1…1,5 м. Листы металла рекомендуется увязывать в пачки. Пачки должны быть обернуты промасленной бумагой, листами мягкого металла или упакованы в короба (ящики). В некоторых случаях предусматривается смазывание каждого листа с обеих сторон нейтральным маслом. Между пачками или кратным количеством металлических листов располагаются деревянные раскладки.
Отдельные грузовые места должны, по возможности, укрупняться в транспортные пакеты или укрупненные грузовые единицы (УГЕ). Допускается транспортирование металла и металлоизделий в универсальных или специализированных контейнерах. Масса одного грузового места около 50 кг, но при укрупнении в зависимости от физико-химических свойств металлов и сортамента, а также условий перевозок и способа погрузочно-разгрузочных работ, может составлять соответственно 120, 350, 500, 1000, 2000, 5000, 10000 кг. Габаритные размеры грузового места или УГЕ определяются размерами одного товарного места и способом их объединения. Каждое грузовое место должно быть обеспечено приспособлением для строповки при погрузочно-разгрузочных работах, иметь необходимую товарно-транспортную маркировку.
Трубы металлические плотно укладываются и прочно обвязываются в пакеты или складываются в деревянные ящики или решетки для исключения возможности их свободного перемещения при транспортировании. Трубы диаметром 140 мм и более не упаковываются. Пакеты труб обвязываются не менее чем в трех местах. Обвязочный материал не является приспособлением для застропки. Маркировка наносится на пакет труб или отдельную трубу, если ее диаметр больше 150 мм. Трубы диаметром более 159 мм грузоотправитель предъявляет к перевозке поштучно. Допускается перевозка труб диаметром от 114 мм до 159 мм с предъявлением поштучно, если их количество не превышает пятидесяти на одном транспортном средстве.
Перевозка труб может осуществляться подвижным составом аналогично лесоматериалам. При перевозке металлов и металлоизделий грузоотправители и грузополучатели должны обеспечить выполнение погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом
При погрузке длинномерного металла и металлоизделий на транспортное средство с прицепом-роспуском грузоотправитель должен обеспечить зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться относительно автомобиля на угол 90° в каждую сторону. В передней части кузова транспортного средства (за кабиной) перевозчиком должен быть установлен стальной щит, защищающий кабину от возможного повреждения грузом при его смещении во время торможения транспортного средства.
Сформированные пакеты из длинномерного металла размещаются грузоотправителем в кузове транспортного средства с учетом исключения возможности смещения груза, как по продольной оси, так и в поперечном направлении кузова.
В пунктах и на постах массовой отгрузки металла и металлоизделий грузоотправители должны вывешивать на видных местах основные схемы размещения и крепления на транспортных средствах отправляемых грузов. Прием от грузоотправителя и сдача грузополучателю металла и металлоизделий осуществляется перевозчиком по количеству грузовых мест и массе, обозначенным грузоотправителем в транспортной накладной.
Во время погрузки и выгрузки длинномерных и массивных металлов и металлоизделий при помощи кранов или иного грузоподъемного оборудования грузоотправители и грузополучатели, а также водители транспортных средств обязаны соблюдать установленные Правила безопасности на погрузочно-разгрузочных работах. До начала работ перевозчики обязаны проводить инструктаж водителей по технике безопасности и правилам перевозки металлов и металлоизделий.